Квартирный вопрос привел на скамью подсудимых

Завершилось расследование уголовного дела, возбужденного в отношении тринадцати участников крупного казанского преступного сообщества. Правоохранительные органы это дело сразу же окрестили делом «черных риелторов». Как считает следствие, обвиняемые находили в Казани одиноких стариков, имеющих свое жилье, насильно вывозили их за пределы города, лишая возможности вернуться, и селили в съемных квартирах. Их же жилье спустя некоторое время уходило с молотка. Некоторые из стариков так и скончались в заточении.

По мнению следствия, организовал преступную группу «черных риелторов» 38-летний казанец Л. еще в 2003 году. Поскольку сам он длительное время владел риелторской фирмой, эту сферу знал достаточно хорошо, а потому с реализацией преступной идеи сложностей не возникло. Кстати, и директор его фирмы, 32-летняя П., также проходит по этому уголовному делу в качестве обвиняемой.

В какое-то время риелтору надоело довольствоваться только процентами от сделки, куда привлекательнее было заполучить все. Как полагает следствие, Л. нашел знакомого нотариуса, которая согласилась при оформлении документов закрывать глаза на многие вещи. В число помощников вошли и недавно вернувшиеся из мест заключения старые знакомые бизнесмена, которыми его идея сразу же была одобрена. Позже в свои ряды они приняли еще нескольких человек.

Примечательно, что в состав группы входили и жены фигурантов дела. Они, прекрасно зная, чем занимаются их благоверные, всячески им помогали. Сейчас они также привлекаются к уголовной ответственности. Из обвинительного заключения следует, что руководил всей этой компанией сам Л. Он давал задания, финансировал деятельность группы, принимал основные решения, распределял прибыль.

Все роли в ОПС были распределены между несколькими мини-группами. К примеру, одна из них (9 человек, в том числе одна женщина) занималась поиском «клиентов». Никакой специальной базы не было, они целыми днями ездили по городу, более всего уделяя внимание дворам и районам, которые считаются неблагополучными. Так и выходили на одиноких владельцев частных домов или квартир. Практически во всех случаях это были опустившиеся на «дно жизни» люди — алкоголики, психически нездоровые люди.

Члены преступного сообщества всеми правдами и неправдами сначала входили к ним в доверие, а потом, как они сами говорили на следствии, их «раскатывали»: за распитой бутылкой говорили, что могут обеспечить им безбедную старость в тихом и уютном домике на берегу озера, постоянную заботу и оформление всех документов по переезду. А чтобы пенсионерам не «стоять в очередях» и не «трепать нервы», бегая по инстанциям, предлагали передать им право на продажу своего жилья.

Как ни странно, многие из потерпевших соглашались на сладкие уговоры «черных риелторов» и охотно ехали к нотариусу. То, что собственник жилья подписывал доверенность в далеко не трезвом состоянии, нотариус «не замечала». Сами же потерпевшие о доверенности ничего не подозревали, они были уверены, что подписывают договор по обмену их квартиры на частный деревенский дом.

Затем их увозили в Мамадышский район, Кировскую область или Марий Эл, селили в полуразвалившемся частном доме или квартире и забирали все. С теми же, кто изначально не соглашался на вариант «риелторов», разговор был коротким. Напоив, их заталкивали в машину и увозили в том же направлении. Как рассказал старший следователь отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СК при Прокуратуре РФ по РТ Айрат Уразманов, на подготовленных заранее квартирах их заставляли напиваться техническими жидкостями. «Кураторы» потерпевших сами привозили тосол, средство для мытья стекол или жидкость для розжига костров.

В следственном управлении считают, что это делалось с определенным умыслом — приблизить смерть истинных владельцев жилья. И действительно, некоторые из них умерли. Как только угроза в лице хозяина была устранена, квартира тут же продавалась ничего не подозревающим третьим лицам. Да и заподозрить, что жилье попахивает криминалом, было практически невозможно, ведь все документы были настоящими, а покупателей уверяли в том, что риелтор представляет законные интересы хозяев.

Надо сказать, расчет был безошибочным. Даже если протрезвевшие (хотя этого старались не допускать) старики могли выбраться из места своего заточения и рассказать соседям — как правило, таким же опустившимся людям — о своем несчастье, кто будет воспринимать слова запойного психически нездорового человека всерьез? К тому же члены ОПС всячески старались огородить «клиентов» от контакта с милицией и родственниками.

Были случаи, когда узникам удавалось сбегать. Но их очень быстро находили и возвращали, впоследствии ужесточая «режим пребывания». Впрочем, по словам Айрата Уразманова, было все же несколько случаев, когда родственники похищенных обращались в милицию. Но каждый раз выносилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако одно из заявлений все же было рассмотрено всерьез.

Весной 2006 года одному из «клиентов» удалось добраться до своих родственников, благодаря которым история получила продолжение. Следственным управлением при Ново-Савиновском РУВД Казани было возбуждено уголовное дело по статье «Вымогательство», потерпевший рассказал, что лжериелторы отняли у него квартиру. Затем, когда вскрылись масштабы злодеяний преступного сообщества, дело было передано в Республиканскую прокуратуру. Подняли и отменили все ранее вынесенные отказные материалы, возбудили уголовные дела, объединив в одно производство 34. Объем нового уголовного дела составил 68 томов, оно уже направлено в Верховный суд РТ. По данным следствия, за всю свою криминальную карьеру с 2003 по 2006 годы лжериелторы продали жилья на сумму не менее восьми миллионов рублей. Точнее оценить обороты их деятельности довольно сложно, поскольку некоторые из квартир они оставляли себе, занижая их реальную стоимость в несколько раз, некоторые обменивали.

Обвиняемым вменяется организация и участие в преступном сообществе, также им инкриминируется совершение 11 мошенничеств, 3 покушений на мошенничество, вымогательства, 12 похищений людей и ряда других преступлений различной степени тяжести. Обвинения в убийстве подозреваемым предъявлено не было, однако тот факт, что потерпевших спаивали непригодными для употребления жидкостями, был квалифицирован по статье «Похищение человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия».

Девять обвиняемых находятся под стражей, остальные дали подписку о невыезде. Сам лидер криминальной группы вину не признал, остальные фигуранты дела признали, но частично. По словам Айрата Уразманова, уже сейчас можно предположить, что процесс будет достаточно сложным, поскольку часть потерпевших, чьи показания важны для суда, признаны невменяемыми. Большинство страдают алкоголизмом. Кроме того, некоторые из них в настоящее время находятся в следственных изоляторах за совершение преступлений в период, пока длилось следствие.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости