Он уехал в рейд на ночной электричке

information_items_10115210

Корреспондент «РТ» приняла участие в полицейском рейде по сопровождению электропоезда

Несколько полицейских и людей в гражданской одежде с красными повязками на рукавах заходят в вагон электропоезда «Казань – Канаш». Перед самым отправлением по громкоговорителю раздается объявление машиниста: «Состав по пути следования сопровождает группа сотрудников транспортной полиции».

В Казанском линейном управлении МВД России по транспорту подобные рейды по сопровождению электричек, поездов дальнего следования, речных судов и авиабортов – дело обычное. И тем не менее предрейсовый инструктаж обязателен. Заместитель начальника полиции – начальник охраны общественного порядка Казанского линейного управления Ильфак Гизетдинов объявляет состав групп, которые отправляются в рейд по сопровождению электропоездов в восточном и западном направлениях, напоминает главную задачу: обеспечение личной и имущественной безопасности пассажиров.

Многочисленные пассажиры уютно расположились на мягких сиденьях: вот молодой человек, держа в одной руке навороченный девайс, попивает чаек из миниатюрного термоса, женщина, сняв сапоги, растирает уставшие ноги. Кто-то читает газету, разгадывает сканворд. Словом, тепло, светло и даже уютно.

Тем временем сотрудники полиции, переходя из вагона в вагон, общаются с пассажирами, у некоторых проверяют документы, одного, уже уснувшего, будят, просят опустить ноги с сиденья. Вежливо и корректно.

В последний раз добираться до Зеленого Дола электричкой мне довелось лет десять назад. Отчетливо вспоминаются снующие по вагону торговцы сомнительной выпечкой, прокуренные тамбуры, принизывающий холод, счастивая возможность уцепиться за поручень в переполненном вагоне…

– Раньше электропоезда были самым популярным видом пригородного транспорта, – рассказывает Сергей Тиханов, отставной майор, проработавший на железной дороге 28 лет. – Состав уже из Казани отправлялся битком, люди садились на Лагерной, в Аракчино, многие выходили в Юдино, но еще больше там садились. И студентов было много. А сейчас все пересели на личный транспорт. Что и говорить, порядка стало намного больше, в том числе и потому, что регулярно проводим вот такие профилактические рейды. Раньше наркоты не было, но вот пьяным ехать не считалось зазорным, да и в вагонах позволяли себе распивать. А это, сами понимаете, и к хулиганству, и даже к поножовщине приводило. Сейчас основная проблема – кражи личного имущества, телефонов, головных уборов. Видите, как все уютно расположились, расслабились. А вор-то не дремлет!

К нашему разговору присоединяется майор милиции в отставке, также член совета ветеранов Казанского ЛУ на транспорте Михаил Смирнов. Он в деталях обрисовывает алгоритм действия мошенников по отъему у доверчивых пассажиров мобильных телефонов. Теперь я точно ни на какие уловки злоумышленников не поддамся – предупреждена знающими людьми!

А еще ветераны вспоминают случаи из своей практики.

– Помнишь, Михал Константиныч, случай, когда парень через цистерну на путях хотел перелезть? А там контактный провод в 27 тысяч вольт – зацепился и погиб прямо на месте!

– А еще раньше электрички часто двигались с открытыми дверями – люди входили и спрыгивали прямо на ходу. Травматизм был высокий. По путям ходили часто, особенно в зимнее время – там снегу поменьше. А это очень опасно!

Конечно, нынешняя обстановка на железной дороге по сравнению с прошлыми годами куда как благополучнее, считают ветераны. Высокие благоустроенные платформы, ограждающие доступ к путям, комфортабельные составы и помещения станционных вокзалов – все это безусловные плюсы. Но есть один очень «жирный» минус, за который у ветеранов болит сердце – в ходе оптимизации абсолютно безосновательно ликвидировали на станциях линейные пункты и посты полиции.

– Случись что на станции – ждут бригаду из Казани, а время идет, по горячим следам преступление уже не раскроешь! – сетуют ветераны.

Электропоезд тем временем прибывает на станцию Васильево. Рейдовая группа дружно выходит на перрон. Ветераны тут же замечают обледенелые края платформы – очень травмоопасно!

Линпункта полиции, как уже говорили, в Васильеве нет, так что участники рейда обходят территорию станции, вокзал, общаются с пассажирами, у некоторых проверяют документы, интересуются, есть ли проблемы.

Спустя полчаса на следующей электричке отправляемся на станцию Дербышки.

У инспектора по делам несовершеннолетних КЛУ МВД России на транспорте капитана полиции Ильдара Шарипова интересуюсь промежуточными результатами патрулирования.

– Сегодня все проходит спокойно, проблемных пассажиров не обнаружили. Но были случаи, когда начинаем разговаривать с человеком с первого взгляда вполне адекватным, а потом видим – бессвязная речь, блуждающий взгляд. Такого, конечно, задерживаем. Пресекаем попытки покурить в тамбуре или в туалете. Инспектор ПДН в составе рейдовой группы нужен на тот случай, если возникают проблемы с несовершеннолетними, – рассказывает капитан Шарипов и вспоминает случай, когда «благодаря» подростку сотрудника полиции приняли за маньяка. Полицейский, патрулируя свою территорию, увидел, как мальчик идет по путям и, разговаривая по телефону, совершенно не реагирует на приближающийся поезд. Сотрудник начал кричать, махать руками, кинулся к подростку, а тот уже сообщил маме, с которой в это время общался по телефону, что к нему мчится маньяк. В общем, прошло немало времени, пока прибывшая группа захвата и все тот же полицейский, принимавший участие в операции, поняли, что они ловят своего коллегу. А мальчишке потом потребовалась помощь психолога.

А еще бывают случаи, рассказывает Шарипов, когда ради развлечения несовершеннолетние бросают камни в окна проходящих электричек, кладут на рельсы булыжники или шпалы. Так что продолжение таких рейдов часто происходит уже в школьных классах, где инспекторы ПДН разъясняют ребятам опасность подобных развлечений.

Участники рейда тем временем пересаживаются на электропоезд, следующий от Дербышек до станции Казань-1. Вновь проходим по вагонам – народу после рабочего дня уже намного больше, но мест хватает всем. То, что рейд проходит в обычном режиме, подтверждает и старший группы, инспектор по исполнению административного законодательства КЛУ МВД России на транспорте старший лейтенант Андрей Титов.

– Это обычная наша работа – отрабатываем электропоезда, смотрим граждан на предмет адекватности, проверяем граждан других республик и стран на предмет наличия необходимых документов. Некоторых проверяем по мобильному терминалу по нашей базе – не находится ли человек в розыске. Сегодня явных нарушений общественного порядка не выявлено. Во время прошлых рейдов, бывало, составляли административные протоколы за хулиганство, распитие спиртных напитков, курение в общественных местах.

О том, есть ли разница в работе, когда состав сопровождают сотрудники полиции, или нет, спрашиваю женщину с мобильным кассовым аппаратом, которая, проходя по вагону, обилечивает пассажиров прямо на ходу.

– Конечно, с ними работать намного спокойнее, – отвечает разъездной билетный кассир Наталья Смирнова. – Люди уже не будут бегать от кассира из вагона в вагон. Как-то во время рейда сотрудники задержали нескольких «зайцев» – теперь мы их знаем в лицо, денежки они уже держат наготове.

Состав приближается к Казани. Сотрудники полиции потревожили трех молодых парней в униформе дорожных строителей – попросили документы. Вдруг из тамбура раздался возмущенный возглас пассажира:

– Зачем ребят дергаете? Они ведь дороги строят, видите – домой уставшие едут!

Что ж, у каждого – своя работа. И люди в погонах выполняют свою тоже добросовестно – чтобы каждый законопослушный пассажир оказался дома в назначенный час здоровым и невредимым.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости