По какому сценарию будет развиваться местное самоуправление в дальнейшем - после вступления в силу с 1 января 2006 года Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"?
Прежде чем ответить на данный вопрос, необходимо уяснить следующее. Во-первых, какое самоуправление было в Татарстане и как оно развивалось, а во-вторых, устраивает ли нынешнее положение вещей федеральную власть.
Формирование и развитие местного самоуправления в Татарстане проходило в типичных для многих регионов России условиях - это и заниженный уровень властных полномочий на местах, и отсутствие собственности, и "глубина" правительственной вертикали. Кто у нас имел право самоуправляться? Только жители небольших населенных пунктов. Население Казани, Набережных Челнов и других крупных городов вообще не имело самоуправляющих структур. Это привело к потере у основной части населения таких качеств, как инициативность, предприимчивость, самостоятельность. Часть местных депутатов охладели к работе в народных представительствах, почувствовав, что в условиях отсутствия собственных ресурсов это тяжкий труд, а не власть "всласть".
Чтобы местное самоуправление было действенным, надо решить по крайней мере две проблемы: создать эффективную структуру управления и обрести механизм самостоятельного формирования экономической и финансовой базы. Ясно же, что только наличие собственности и сопутствующего ей права распорядиться имуществом (что-то прикупить, выгодно продать или сдать в аренду) может превратить органы местного самоуправления в полноценных участников рыночных отношений.
Возьмем другую ситуацию - упорядочение взаимоотношений с предприятиями и учреждениями. Это, прежде всего, налоговое регулирование, плата за использование природных ресурсов. Чем лучше работает завод, находящийся на территории местного самоуправления, тем больше перепадет и в местный бюджет. И, наоборот, чем хуже его самочувствие, тем меньше от него пользы населению. Особняком в этом ряду, конечно, стоят те населенные пункты юго-востока Татарстана, которые "сидят" на уникальных природных ресурсах.
Что нужно людям? Чтобы в домах были тепло и вода, чтобы четко работали коммунальные службы, органы общественной безопасности, нормально ходил транспорт, чтобы на уровне было торговое обслуживание в магазинах и на рынках. А для комфортного обитания населения необходимо наладить устойчивую связь не только с микрорайоном, но и практически с каждым домом и подъездом. Дабы муниципальная власть предоставляла свои услуги каждому члену сообщества, как говорится, с колыбели до смерти.
Разблокировку данной ситуации, надо полагать, и поможет осуществить Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Итак, какие же общие принципы организации местного самоуправления закреплены в нем? Обозначим некоторые.
Из закона вытекает, что право на местное самоуправление - это одно из важнейших гражданских прав, а подлинное народовластие надо искать не там, где власть централизована, а там, где она рассредоточена и передана на места. На смену так называемым агентам республиканской власти (назначаемым на свои должности сверху) приходит выборное должностное лицо муниципального образования. Задачей главы администрации, который будет избран населением (или будет замещать эту должность на конкурсной основе, как профессиональный менеджер), становится осуществление исполнительно-распорядительной власти в одной упряжке с представительным органом и другими звеньями местного самоуправления.
Теперь рассмотрим один из важных принципов, который решает судьбу ныне существующих административных районов.
Традиционно район довлел над управлением территорий, в него входящих, и сдерживал самостоятельность самоуправления сообществ. Сейчас в законе закреплено право местных сообществ (населения) самим решать вопрос о добровольном объединении в границах уже муниципального района. Закон определяет его как несколько поселений, объединенных общей территорией, в границах которого местное самоуправление осуществляется именно в целях решения местных вопросов. А их, как известно, вагон и маленькая тележка.
Тут, разумеется, возможны камни преткновения. Главное, чтобы при определении муниципальных границ не получилась ситуация, когда, положим, коровник хозяйства окажется в одном сообществе, свинарник - в другом, а налоги с них взимали бы сполна оба муниципалитета. Предупреждать такие территориальные конфликты (и искусственно создаваемые межевые вопросы при определении границ) закон возлагает на органы государственной власти субъектов Федерации.
Муниципальный район сейчас рассматривается как тот уровень, где обеспечивается проведение не только государственной, но и местной политики. То есть государственная власть не вправе будет управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, диктовать решения по другим вопросам местного значения.
Реформу местной власти нельзя сводить к одному лишь федеральному закону, поскольку она (вкупе с административной реформой) требует принятия целого пакета законодательных актов. Здесь основное бремя ответственности ляжет на плечи органов государственной власти республики.
Понятно, что российский стереотип восприятия власти как власти одного лица ("хозяина" района, города) в одночасье не преодолеть. Но тем важнее создать условия, в которых гражданин будет обращаться к наиболее близкой к себе власти - а это и есть местное самоуправление - не как проситель (зависящий от присланного сверху начальства), а как избиратель к своему представителю. Значит, наши интересы должен представлять не депутат, которого никто в глаза не видел, кроме как на плакатах или в газете, а человек, избранный жителями поселений. Человек, которого многие хорошо знают не по речам, а по делам.
Вопросов, балансирующих на грани вышеназванных сфер, много, и гарантом здесь должны выступать органы государственной власти более высокого порядка, например, высшие должностные лица субъектов и Президент Российской Федерации. Поэтому нельзя совершенно отрывать местное самоуправление от государства. Да и государственная власть не может полностью уйти в сторону, создав только правовую базу и бросив на прощание местным сообществам: "А теперь давайте самоуправляйтесь!" Здесь необходимо тесное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления.
А первым делом, чтобы избежать граблей, на которые можно бесконечно наступать (к чему мы имеем патологическую привычку!), республиканские органы должны провести основательную работу по разъяснению населению общих принципов организации местного самоуправления. Времени для этого еще много...
Ильшат МИННЕГУЛОВ.