"В октябре нынешнего года формально должен завершиться процесс вхождения Казанского авиационного производственного объединения в Объединенную авиастроительную корпорацию. Фактически КАПО уже является ее членом. Проведены инвентаризация и акционирование завода. А чтобы он вошел в корпорацию без крупных долгов, федеральное Правительство приняло решение внести в уставный капитал нового казанского акционерного общества более четырех миллиардов рублей в виде дополнительной эмиссии акций. Это обоснованный шаг, поскольку собственник корпорации - государство", - сообщил журналистам российский вице-премьер Сергей Иванов, который также является председателем совета директоров ОАК, после прошедшего вчера на казанском предприятии совещания с участием Премьер-министра РТ Рустама Минниханова, представителей правительств России и Татарстана.
Сергей Иванов прибыл в Казань в четверг вечером. Самолет с вице-премьером приземлился на аэродроме КАПО имени Горбунова. На летном поле московского гостя встречали Президент Минтимер Шаймиев, Премьер-министр Рустам Минниханов и генеральный директор авиазавода Васил Каюмов. В этот же день Казанское авиационное производственное объединение передало Военно-воздушным силам России очередной стратегический бомбардировщик Ту-160, которому еще в 1995 году было присвоено имя "Илья Муромец". На заводе самолет, который по своей военной мощи не имеет аналогов в мире, отремонтировали, заменили ряд комплектующих изделий, подвергли наземным и летным испытаниям и отправили под город Энгельс - на базу стратегической бомбардировочной авиации ВВС. Напомним, что в апреле этого года КАПО имени Горбунова передало заказчику такой же лайнер Ту-160 после капитального ремонта.
Совещание на КАПО проходило в закрытом режиме. После него Сергей Иванов и Рустам Минниханов ответили на вопросы журналистов. По словам вице-премьера российского Правительства, и в последующие годы основу модельного ряда казанского авиазавода будет составлять "Белый лебедь" - так любовно в свое время окрестили летчики супербомбардировщик Ту-160. Причина проста: КАПО - единственное в стране предприятие, которое способно обслуживать и модернизировать этот уникальный стратегический ракетоносец.
Кроме того, казанское предприятие имеет пакет заказов от Управления делами Президента РФ и Министерства обороны на производство так называемых спецбортов. Первого июня предприятие переправило управлению два самолета-ретранслятора Ту-214СР, оборудованных радиотехническим комплексом, который обеспечивает "главного пассажира" связью с наземными объектами и другими воздушными судами через спутниковые системы. Сейчас завод строит еще четыре лайнера спецназначения, которые планируется передать заказчику до конца текущего года.
Как заметил Сергей Иванов, каждый из этих летательных аппаратов имеет очень сложную комплектацию, поэтому он дороже обычного серийного среднемагистрального самолета Ту-214 минимум в три-четыре раза. Средства, полученные за VIP-заказы, по мнению вице-премьера, помогут предприятию существовать. Однако завод необходимо модернизировать. Для этого нужно сформировать потенциальный портфель заказов на перспективу - хотя бы до 2012 года. Допустим, определить, сколько спецлайнеров понадобится в ближайшие годы государственным органам.
Генеральный директор КАПО Васил Каюмов подтвердил, что модернизация предприятию, действительно, крайне необходима, особенно заводскому аэродромному комплексу, который был построен в 1949 году, обновлен в последний раз в 1955-м, и вполне объяснимо - не отвечает современным требованиям.
Рустам Минниханов считает, что вхождение казанского предприятия в Объединенную авиастроительную корпорацию открывает неплохие перспективы для казанского авиазавода. ОАК будет оказывать содействие в осуществлении кооперации КАПО с другими родственными предприятиями. Да и президент корпорации Алексей Федоров является председателем совета директоров казан-ского завода.
В этот же день Сергей Иванов и Рустам Минниханов побывали в инновационно-производственном технопарке "Идея", где их ознакомили с практикой использования российской системы спутниковой навигации ГЛОНАСС. Вице-премьер России признался, что прибыл в Татарстан не только по вопросам авиапрома, но и для того, чтобы лично убедиться, как здесь идет процесс внедрения ГЛОНАСС в народное хозяйство. Сергею Иванову презентовали автомобили экстренных служб, к примеру, МЧС, "скорой помощи" и ДПС, оснащенные приемниками спутниковой навигации.
Николай Никифоров, директор Центра информационных технологий РТ, на базе которого в республике создан Региональный центр космических услуг, сообщил, что внедрение этой системы началось с оснащения соответствующим оборудованием служебных машин органов госвласти. Эффект налицо: эксплуатация ста таких автомобилей дает экономию в 200 тысяч рублей в месяц (за год экономия - свыше двух миллионов). Оно и понятно: водители под оком спутниковой системы уже не могут срулить на сторону, мудрить с горюче-смазочными материалами... Недавно приемниками, работающими с помощью спутников ГЛОНАСС, были оборудованы 300 машин экстренных служб.
По оценке Сергея Иванова, Татарстан - один из немногих регионов России, где власти быстро поняли выгоду от внедрения этой системы. Чтобы подстегнуть другие субъекты Федерации к широкому применению отечественного ноу-хау, по инициативе Правительства РФ разрабатывается закон о техническом регламенте, в соответствии с которым системами спутниковой навигации в перспективе будут оснащаться все самолеты, железнодорожные составы, пассажирский автотранспорт, речные и морские суда. К тому же вскоре, как сообщил вице-премьер, будет введено таможенное регулирование на ввоз в страну иностранных комплектующих (к слову, отечественная электронно-компонентная база пока развита очень слабо) и приемников американской системы GPS. В первом случае пошлины планируется обнулить, а во втором, наоборот, увеличить на 25 процентов. Таким образом, пусть несколько насильственным способом, но пропагандируется переход именно на российскую ГЛОНАСС.
Премьер-министр Рустам Минниханов отметил, что республика намерена активизировать внедрение спутниковой навигации и готова стать в этом деле одним из пилотных регионов.