Сергей Ильюшин на земле и в небе

Шляпа, строгий костюм, властное лицо. Непосвященным, возможно, казалось, что Казань посетил ответственный партийный работник из столицы. Впрочем, посторонние об этом визите ничего и не узнали: знаменитый авиаконструктор общался лишь с узким кругом лиц.

Сергей Владимирович Иль-юшин приехал на Казанский авиастроительный завод имени Горбунова в 1962 году. Встречи с руководством, пилотами, осмотр цехов - за стены режимного предприятия, на котором делали стратегические ракетоносцы, никакая информация не выходила. Да что там за стены - и в цехах о разговорах в начальственных кабинетах наверняка только догадывались. Раз пожаловал генеральный - значит, быть новой машине. Только странно, что заводом, который выпускает "тушки", заинтересовалась конкурирующая фирма.

Совсем скоро слухи подтвердились. Казани поручили делать новый самолет Ильюшина. Реактивный, пассажирский. По своим характеристикам - скорости, дальности полета, вместимости, комфортабельности салона, безопасности - просто уникальный для страны. Тогда в воздухе еще хозяйничали турбовинтовые и поршневые тихоходы, а из реактивных был известен лишь казанский

Ту-104 - гражданская версия стратегического бомбардировщика...

Так что Ильюшин обговаривал с руководством завода вполне инфарктную тему - возможность производства в Татарстане своего Ил-62. Инфарктную - потому что, как всегда, времени на освоение новой гражданской машины давалось в обрез, а план по выпуску главной оборонной продукции - стратегических бомбардировщиков Ту-22 никто пересматривать не собирался. И красивые перспективы запросто могли обернуться не орденами и премиями, а печальными оргвыводами. Тем более что лайнер-мечта на момент приезда в Казань авиаконструктора не существовал даже в виде прототипа.

На снимке почти пятидесятилетней давности Ильюшин запечатлен на заводском аэродроме. Рядом с ним - его заместитель Генрих Новожилов (потом он станет генеральным конструктором), главный инженер Михаил Глебов (через пять лет, в 1967-м, он возглавит предприятие) и начальник производства завода. Судя по реакции собеседников, Сергей Владимирович уже нашел в Казани горячих сторонников своего проекта, несмотря на грядущие сложности, - шляпа и официальный костюм не мешали генерал-лейтенанту Ильюшину убеждать людей и доказывать свою правоту. Даже несмотря на ходившие среди авиастроителей разговоры о том, что генеральный скуп на поощрения.

Дело в том, что у Ильюшина в КБ был принцип: какие бы заслуги перед Отечеством конструкторы или инженеры ни имели, получать награду раньше, чем раз в пять лет, считалось неприличным. Научные звания и диссертации главный тоже не приветствовал. Полагал: если сотрудник занят серьезной работой, можно обойтись и без таких формальностей, как защита (рассказывают, когда Ильюшин умер, у него в столе нашли кучу неподписанных заявлений с просьбой защитить диссертацию).

Но все эти странности генерального, конечно же, ничего не стоили на фоне его таланта и фантастической любви к авиации. Конструкторы к нему рвались. А шрам над бровью, оставшийся у Ильюшина после давней авиакатастрофы самолета, который пилотировал он сам, делали его своим и в среде пилотов.

Приезд в Казань Ильюшина не прошел зря. Здесь он тоже нашел единомышленников. Отсюда в январе 1966 года отправился в небо первый серийный Ил-62 под номером 0101. Страна получила межконтинентальный пассажирский лайнер, один из лучших в мире. Самолет, который предпочитали всем другим генеральные секретари и президент СССР, государственные лидеры многих стран.

Сергея Владимировича Ильюшина давно нет. В мире до сих пор летают около ста "ильюшиных", сделанных в Казани.

Михаил РЯБИНИН.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости