Театральное место с исторической миссией




Сказать, что современная площадь Свободы, бывшая Театральная, мало изменилась, - значит погрешить против истины. В прежнем виде сохранились разве что нынешняя Казанская ратуша да угловой дом на перекрестке улиц Пушкина и Маркса (Грузинской). А вот все другие составляющие этого уютного и дышащего историей уголка столицы претерпели значительные метаморфозы.

Исчезла некогда доминировавшая деталь облика центральной площади - миниатюрный Державинский сад с памятником великому земляку, поэту и государственному деятелю. Как свидетельствует старая фотография, сквер был излюбленным местом неспешных прогулок горожан. Вокруг сада вдоль кованой железной изгороди были установлены скамейки.

Кардинально поменял "дислокацию" и городской театр, на фасад которого до революции задумчиво взирал отлитый из бронзы Державин. Словно неведомая, но мощная сила развернула здание театра на 180 градусов и перенесла на противоположную от былого Державинского сада сторону. Там же, где возвышался сам памятник, сегодня пролегла широкая трасса, перейти через которую не так-то просто из-за оживленного автомобильного движения.

Памятник Державину, напомним, был первым в России памятником "отцу русских поэтов" и одним из первых памятников человеку не царского происхождения. Как свидетельствуют казанские краеведы, его торжественное открытие в 1847 году сопровождалось криками "Вот приехала Держава!" и "Державин родился у нас!". Первоначально монумент воздвигли во дворе Казанского университета между задним фасадом главного корпуса и зданием анатомического театра. Однако дореволюционным ценителям казанской старины показалось, что данное место расположения недостойно великого земляка, и в 1870 году Державин "переехал" на просторную площадь возле оперного театра. Спустя 48 лет, в первую годовщину Февральской революции, памятник разобрали, а сад вырубили. В стране шла бескомпромиссная кампания по искоренению остатков дворянского и буржуазного прошлого.

Современный аналог монумента был открыт в декабре 2003 года в Лядском саду. За исключением манеры их исполнения, памятники - старый и новый - совершенно разные. И по размеру, и по оформительским деталям, и по материалу, из которого они изготовлены.

Прежний монумент был значительно выше современного - за счет лестничного подножия и пьедестала из красного мрамора. Памятник украшали горельефы скульптора С.Гальберга на постаменте и надпись: "Г.Р.Державину. 1846". Поэт изображен так, как задумывал автор проекта академик Тон, - с непокрытой головой, сидящим на табурете, облаченным по римской традиции в тогу и обутым в сандалии. Приподняв вооруженную стило правую руку, левой он поддерживает лиру. Глаза обращены к небу. Он изображен воспевающим свою знаменитую "Оду Богу".

Одна из наиболее величавых составляющих нынешней площади Свободы - столичная ратуша, ставшая одним из символов тысячелетнего города. Расположилась она в здании бывшего Дворянского собрания постройки 1854 года. Его проект был выполнен знаменитым архитектором Михаилом Коринфским, известным казанцам по комплексу университетских построек - обсерватории, библиотеке и анатомическому театру.

Вплоть до революции 1917 года Дворянское собрание было излюбленным местом элиты казанского общества. Здесь принимались решения по вопросам городского управления, встречали высоких гостей, обсуждали последние новости, отдыхали. В советские годы в здании поочередно размещались Дом крестьянина, Красноармейский дворец, Дом Красной Армии, Дом офицеров...

Каждая эпоха преображала исторический пейзаж по-своему.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости