Здание новой мечети с янтарно-желтыми бревенчатыми стенами и остроконечным зеленым минаретом, расположенное возле самой трассы, ведущей из села Старое Шигалеево в сторону Тюлячей, издали кажется легким, почти воздушным. Салкын Чишма - Студеная Вода - так называется село, вытянувшееся вдоль правого берега реки Ушни. А совсем рядом, на противоположном берегу, там, где на фоне синего июньского неба застыли купола старинного православного храма, виднеются крыши деревянных домиков села Черемышево, основанного, как свидетельствуют исторические документы, еще во времена Казанского ханства.
Черемышево... В имени села - журчание вод мелководной речушки Ушни, бегущей по каменистым перекатам, перекликается с шорохом цветущих по весне черемух - их здесь множество. Впрочем, как считают местные жители, черемуха здесь ни при чем. Название села, очевидно, происходит от искаженного слова "черемисы" - так в старину называли марийцев. Вероятно, когда-то здесь находилось древнее марийское поселение, которое и дало имя селу.
Могила дедушки Ленина
Интересна история старинной Казанско-Богородицкой церкви, построенной во второй половине XVIII века. Как рассказали мне старожилы, до революции здесь находилось старинное имение помещицы-баронессы. Высокий барский дом с белыми колоннами стоял на горе возле церкви. Рядом находился фруктовый сад, от которого почти на километр тянулась тенистая аллея из черемух и акаций. Она вела к расположенному в соседней балке роднику, возле которого возвышалась увитая плющом и диким виноградом каменная беседка. Родник этот местные жители почему-то называли Поварня. Спустившись по каменным ступеням к беседке, можно было отведать чистой родниковой водицы, которая, весело журча по камешкам, сбегала в речку Ушню, несшую свои воды к селу Кокушкино, где находилось имение проживавшего здесь деда вождя мирового пролетариата Александра Бланка.
В советские годы особо не афишировали тот факт, что дед Владимира Ульянова был самым настоящим помещиком, к которым его дорогой внук, как известно, питал прямо-таки патологическое чувство классовой ненависти. Бывший армейский врач Александр Бланк купил это имение вместе с 475 десятинами земли, выйдя в отставку в 1847 году. Кроме того, ему принадлежали 39 душ крепостных и водяная мельница, ежегодно приносившая доход в 100 рублей. Умер Александр Дмитриевич в 1870 году, и был похоронен, по одним сведениям, на кладбище села Черемышево, где находится фамильная усыпальница Бланков, по другим - в церковной ограде черемышевской церкви. К сожалению, точных сведений на этот счет нет, зато доподлинно известно, что отпевали покойного в местном храме.
Увы... Многое изменилось с тех давних лет. Барский дом, сад с аллеей и беседкой - все это сгорело в огненном вихре революции и Гражданской войны. Остались лишь древний заброшенный храм да старые, заросшие травой могилы на сельском погосте. Кстати, на Черемышевском кладбище сохранились каменные надгробия на могилах супруги деда Ленина Екатерины фон Ессен и родной сестры матери Ленина Ольги Александровны Пономаревой, урожденной Бланк.
Будет хлеб - будет и песня
Раньше совхоз "Ленино-Кокушкинский" считался в Пестречинском районе одним из крупных животноводческих хозяйств молочного направления. Поголовье дойного стада на его фермах доходило до тысячи голов, а по надоям хозяйство гремело на всю республику. Нынешний глава района Шайхулла Насыбуллин - уроженец села - пять лет возглавлял хозяйство.
За последние годы заниматься молочным животноводством стало нерентабельно. Основной упор руководство района делает на развитие птицеводческой отрасли. Сегодня земли бывшего совхоза и двух соседних колхозов отошли к холдинговой компании ОАО "Ак Барс-Пестрецы", земельные угодья Пестречинской птицефабрики раскинулись на площади почти 15 тысяч гектаров. Результат налицо. Если шесть лет предприятие производило около трех с половиной тысяч тонн мяса птицы, то в прошлом году - немногим менее 15 тысяч тонн. Желающих работать в птицеводстве немало, зарплату рабочим фабрики выдают своевременно, строят ипотечное жилье. Сегодня на территории Ленино-Кокушкинского поселения, куда, помимо Черемышева и поселка Салкын Чишма, входят 6 населенных пунктов, проживает более трех тысяч человек. И хотя значительная часть жителей - пенсионеры, работоспособных тоже немало. С приходом инвестора у жителей малых сел появилась надежда на лучшее. Будет работа - будет хлеб, а значит, будет и песня.
А петь здесь умеют. В этом мы убедились, посетив новый двухэтажный клуб поселка Салкын Чишма, построенный в 1999 году, в открытии которого принимал участие Президент Шаймиев, подаривший на новоселье музыкальный центр.
- Хор у нас замечательный, - рассказывает завклубом Насима Сайфуллина. - Так душевно поют - заслушаешься. В праздники здесь и старики, и молодежь собираются. Каждую неделю проводят русско-татарские дискотеки, куда приезжает молодежь из соседних сел, отмечают семейные дни рождения. А весной отметили праздник первой борозды - с песнями под гармонь, с плясками вывели в поле запряженную в плуг лошадь, торжественно вспахали полосу, после чего бросили в землю семена будущего урожая. Сев на полях провели своевременно, урожай ожидается отменный.
С верой и надеждой
Судьба настоятеля местной мечети Нугмана-хазрата ничем не отличалась от судеб десятков простых колхозников тех лет. Окончил сельскую школу, затем - курсы при МТС, работал трактористом. В советские годы, когда власти всячески преследовали религию, мечети в селе не было. Верующим в дни праздников и для совершения обрядов приходилось собираться на местном кладбище - зирате. Молились тайно. Были в селе комсомольцы-активисты, доносившие обо всех шагах верующих куда следует. После этого тех, кто читал намаз или держал пост - уразу, вызывали в сельсовет на проработку. Крови и нервов верующим в те годы попортили немало. И все же, несмотря на препоны со стороны партийных идеологов, вера в душах людей жила. Вот почему, когда верующим перестали чинить препятствия в их законном праве исповедовать веру отцов, сельчане решили построить мечеть. Нашелся и спонсор - казанский предприниматель, родители которого родом из этих мест. Теперь в селе новая мечеть, куда по пятницам и в дни Рамазана и Курбан-байрама приходят правоверные.
А в прошлом году на противоположном берегу Ушни приступили к реставрации Казанского Богородицкого храма, кресты с куполов которого не снимали даже в годы самых лютых гонений на религию, когда церковь использовали под склад. Верующие не позволили. И хотя сегодня сделано немного - пока лишь успели отреставрировать паперть перед входом, - верующие живут надеждой на скорое возрождение поруганной святыни. Ведь жить без веры нельзя.