"Я дьявольски соскучился. И так хочется жить!"

После педагогического училища в Тетюшах Петр Раков работал учителем и заведующим школой в верхнеуслонском селе Майдан. Здесь он встретил свою будущую спутницу жизни Веру Булаеву.


Окончив с отличием химфак Казанского университета, Раков поступил в аспирантуру к Александру Арбузову - основоположнику казанской химической школы, защитил кандидатскую диссертацию 23 июня 1941 года. Академик А.Арбузов писал о нем: "Раков был одним из лучших моих учеников. За короткий срок аспирантуры он достиг огромных результатов и блестяще защитил кандидатскую диссертацию. Я возлагал на Петра Ивановича большие надежды".


Но уже через неделю после защиты Петр Раков был призван в действующую армию. Некоторое время спустя в Казань с фронта полетели письма с коротким обратным адресом - "Полевая почта 41010А, Ракову".


Они сохранились. Хотя со временем пожелтели, потерлись от постоянного перечитывания, буквы местами расплылись от капавших на них слез. Эти письма бережно хранят в семье сына П.Ракова Анатолия Петровича, который тоже стал химиком и окончил аспирантуру у Арбузова-младшего. Часть писем хранится в фондах Музея истории Казанского университета, а письма, пришедшие на домашний адрес Арбузовых, сейчас являются экспонатами Дома-музея академиков Арбузовых.


Листочки, испещренные аккуратным почерком, сложенные треугольником, хранят любовь и мужество. Хранят историю. Их не пересказать, их нужно читать. Часть этих писем мы предлагаем вашему вниманию.


Из письма родным. 6 марта 1942 года


Здравствуйте, мои дорогие.


Мы находимся на одном из участков Западного фронта. Это довольно далеко от нашего города. А будем еще дальше, так как наши части, преодолевая сопротивление противника, продолжают двигаться вперед. Наша задача - быстрее выгнать немецких оккупантов с родной земли. Как вы там? Держитесь, не падайте духом, верьте в жизнь! Вера укрепляет силы, с ней легче жить в наше трудное время.


Крепко целую вас. Петр.


Из письма жене. 10 апреля 1942 года


Вера! Только что вышел из госпиталя. У меня все хорошо, нога зажила, хоть пляши. Сейчас еду в штаб фронта получать направление в часть. Чтобы снова защищать любимую Родину.


Как идет у вас жизнь? Все ли благополучно? Как поживает университет? Что там нового?..


Из письма родным. 6 марта 1942 года


Я рад за вас за то, что у вас более или менее благополучно. Спасибо за письмо и фотографию Валерика. Мой милый мальчик, как он вырос, стал совсем большим. Ну как не воевать за таких хороших ребят, не строить для них счастье...


Пишу вам письмо. Рядом грозно стоит замаскированная наша батарея, связист замер у телефона... Сейчас идут решающие бои. От них зависит судьба Родины. Победа будет за нами!


Из письма родным. Осень 1942 года


Мои дорогие!


Сегодня целое событие - получил от вас сразу две открытки и письмо - большое и хорошее. Излишне говорить, какую это доставило мне радость. Каким-то родным теплом и домашним счастьем повеяло вдруг...


Пишу в землянке. Коптит коптилка. Топится железная печка. Только что била тяжелая мощная артиллерия. Мы посылали в ответ фрицам свои "гостинцы". Ночь лунная. В такие ночи только мечтать и писать стихи...


Из письма жене. 29 марта 1943 года


...Вчера получил целых восемь писем. Среди них одно от Б.А.Арбузова, остальные от вас. Сейчас пишу всем ответы.


...Приятно и радостно знать, что Толя перешел в третий класс ударником. Так только и стоит учиться - отличником или ударником. Интересно, как ему даются отдельные предметы и чем он больше всего интересуется? Если я не смогу учиться и творить в науке, то пусть это сделает сын - мое продолжение.


Из письма жене. 4 июля 1943 года


Веруська!


Только что получил два твоих письма и одно от сына Толи. Очень рад, что у вас все обстоит хорошо. Конечно, мне понятно, что значит "хорошо" и какие трудности вам приходится переживать в тылу... И порой тяжело делается на сердце за все, за вашу жизнь, за ваши лишения. И утешение здесь только одно - это неизбежный и скорый победоносный конец войны. Тогда мы пересмотрим всю нашу предыдущую жизнь, обдумаем ошибки и, безусловно, наметим и создадим настоящую, счастливую жизнь. Для этого у нас есть все: мы полны сил, молодости, мы понимаем друг друга и поклялись жизнь пройти вместе...


Из письма родным. 3 сентября 1943 года


За два месяца мы прошли с боями много километров. Форсировали несколько рек. Воевали на Украине, в Белоруссии. Скоро будем у вод Днепра.


Фашисты отступают. Отступая, они вымещают злость на мирном населении. По ночам небо на западе горит заревом. Это немцы, удирая, жгут деревни. Мы проходим часто по селам, где еще дымятся пожарища. Плач женщин и детей часто сопровождает нас, омрачая радость победы. Фашисты убивают скот, угоняют людей, а тех, кто прячется, - расстреливают. В одной деревне я видел, как отец и мать разгребали остатки сгоревшего дома и искали останки своего ребенка, которого фашисты живого бросили в горящий дом...


Из письма Б.Арбузову. 13 октября 1943 года


Уважаемый Борис Александрович!


На днях прочел в "Правде" о том, что вы избраны членом-корреспондентом Академии наук СССР. От души поздравляю Вас, как одного из лучших представителей советской науки. Честь и слава нашим ученым, которые в годы войны мужественно выполняли свой долг перед Родиной.


Более двух месяцев наше соединение ведет наступательные бои. Мы прошли более 300 километров, форсировали несколько рек, освободили десятки населенных пунктов. Сейчас перед нами самая сложная задача этого года: отбросить немцев от Днепра и гнать дальше на запад.


Война неизбежно идет к концу. Недалек день полной победы над врагом. Прошу передать мой привет Александру Ерминингельдовичу и всем химикам университета.


Уважающий Вас П.Раков.


Из письма жене. 20 ноября 1943 года


Мы форсировали Днепр. С высокого правого берега открывается чудесный вид, напоминающий мне широкие просторы Волги.


В природе, увядающей на зиму, разлита тихая грусть осени. Я всегда любил это время, когда хорошо и много думается...


На могучей реке напряженная работа - и день, и ночь идет переправа. В воздухе стоит свистящий металлический гул наших истребителей ...


Меня бесконечно радует, что у нас растут прекрасные, умные и серьезные сыновья. Это главное и самое ценное, что мы с тобой имеем. Для них мы живем и боремся. Дьявольски хочется жить!


Крепко целую вас. Петр.


Из письма жене. 22 ноября 1943 года


Веруська!


Последние дни были для нас жаркими. Фашисты крепко сопротивлялись. Но все напрасно. Только наш полк за два дня подбил и сжег 12 танков и уничтожил до двух рот пехоты. А сегодня враг не выдержал и начал широкое отступление...


Скоро победа, долгожданная победа. Да, это будет замечательный день, самый радостный и счастливый. С большим нетерпением жду этого дня, как его ждут вообще все. Кстати, завтра мне стукнет 32 годика!


Бывший мой научный руководитель академик А.Е.Арбузов пишет мне, что пора думать о том, как обработать мою диссертацию и напечатать в химическом журнале. Кончим воевать - вновь займемся химией.


Из письма А.Арбузову. 24 ноября 1943 года


Уважаемый Александр Ерминингельдович!


С большим волнением читал я строки Вашего письма. Война забросила меня далеко, в бескрайние болотистые леса Белоруссии. Лето этого года было особенно напряженным. Мы прошли с боями более 400 километров. Форсировали Десну, Сож и, наконец, великий Днепр, освободили десятки населенных пунктов...


Недавно мы освободили село Р. Гомельской области. Я видел зверства немецкой армии, но то, что я увидел здесь, было таким диким произволом, какого я не видел ранее. Все жители одной улицы были поголовно расстреляны. Их трупы были повсюду - и в хатах, и в канавах, и во дворах. Этих зверей в мундирах не остановили ни седины стариков, ни слезы матерей, ни детский лепет. Немцы грабят и сжигают все населенные пункты. Но за все злодеяния немцам придется ответить...


Очень рад, что коллективом казанских химиков сделано многое в деле укрепления оборонной мощи нашей Родины...


Нечего и говорить о том, с какой бы радостью я принялся вновь за любимую работу. Конечно, мне многое придется привести в порядок. Но это меня не страшит. Разгромим немцев, тогда снова за химию. А пока - вперед, на запад!..


В этот же день Раков пишет письмо Б.Арбузову


Уважаемый Борис Александрович!


Вы оказались правы - ваше письмо догнало меня уже далеко за Днепром. Мы перешагнули великий Днепр скоро и сравнительно легко. У немцев на правом берегу были довольно солидные укрепления: два ряда траншей, многочисленные дзоты, огневые точки, артиллерия. Но как бы по инерции, почти без остановки мы форсировали эту важнейшую водную преграду. На правом берегу сразу же завязались ожесточенные бои. Противник всеми силами старался сбросить нас в реку. Он бросил в бой многочисленную авиацию, артиллерию, танки, самоходные орудия. Пехота беспрерывно атаковала наши войска.


Но все было напрасно. Мы медленно, но неуклонно двигались вперед и расширяли плацдарм на правом берегу Днепра, накапливали силы. И вот назрел момент. 12 ноября утром 40 минут все гудело от артиллерийской подготовки, затем в бой пошли сотни танков, кавалерия, пехота, самоходные пушки. Оборона противника была прорвана на всю тактическую глубину... Нам выпала честь прикрывать левый фланг нашей группировки. 18-19 ноября противник предпринял яростные контратаки и... получил по зубам. Батареи нашего полка поработали хорошо. Они с прямой наводки уничтожали танки и пехоту противника. Солдаты и офицеры дрались, как львы. Противник понял бесплодность своих атак и начал широкий отход на запад.


Путь свободен, успевай только догонять. Так воюют бойцы нашего полка.


Все мы с нетерпением ждем дня победы и отдаем все силы этому. С удовольствием прочел, что химики выходят на первое место в университете. Я все же чувствую себя патриотом своего факультета.


Капитан П.Раков.


Из письма жене. 22 ноября 1943 года


Дорогая моя Веруська!


Вот уже два года нашей разлуки. Я дьявольски соскучился по тебе. Честно служа своей Родине, мы отказались от личной жизни во имя победы над врагом. Это нелегко. Хочется уже к семье, своим любимым и родным...


Из письма Б.Арбузову. 27 июля 1944 года


Полмесяца тому назад наш фронт перешел в наступление и ушел далеко на запад. Мы уже перешагнули Западный Буг, а завтра будем на берегах Вислы. День и ночь идут бои. Немцы то яростно сопротивляются, то стремительно бегут. Мы научили их крепко драпать. Поляки встречают нас приветливо, с цветами. Крепко насолили им немцы за пять лет оккупации, поэтому так велика их радость освобождения.


Со мной в части служил аспирант геофака Белавин Алексей Яковлевич. Он убит 16 июля этого года. 105-миллиметровый снаряд противника разорвался под ногами лошади, на которой ехал Белавин... Схоронили его недалеко от места гибели в селе Топелище Гороховского района Волынской области. Прошу сообщить об этом знавшим его. Работал он хорошо и сделал все, что мог, для защиты Родины.


Все говорит о близком конце войны. Несомненно, развернувшиеся бои - последние, завершающие. В этом году, конечно, завоюем победу, а там возьмемся за мирные дела...


Уважающий Вас П.Раков.


Из письма жене. 4 февраля 1945 года


...Мы стремительно идем вперед. В январе прошли по прямой почти 500 километров. Немецкая армия деморализована, фашисты удирают на запад, бросая все. Для них настал час возмездия, и они получили то, что готовили для других. До Берлина осталось приблизительно 180 километров.


Из письма жене. 2 марта 1945 года


Последние дни были для меня исключительно напряженными. Произошли ожесточенные бои. Давно я не был в такой переделке. Здесь уже не приходится говорить о сне и отдыхе. Сама жизнь десятки раз висела на волоске. Но противник получил по зубам. Недаром мы дни и ночи проводили без сна и отдыха. Правда, многие наши друзья уснули навечно.


Мы воюем в самом логове фашистского зверя - в Германии, в Бранденбургской провинции. До Берлина осталось дойти сотню километров. Я жив и невредим. Обо мне не беспокойся.


Из письма родным. 21 марта 1945 года


...Крепко надоела всем эта война, хочется тишины и отдыха, настоящей человеческой жизни без всех ужасов войны. Надоело видеть кровь, бесконечную смерть, трупы и разрушения. Все человеческое существо протестует против всего этого. И только сознание долга перед Родиной вселяет силу воли вновь и вновь продолжать воевать, чтобы довести до конца дело полного разгрома фашистской Германии.


А мирная жизнь кажется далекой-далекой. За эти годы войны сколько бы можно сделать полезного в жизни...


Крепко целую вас. Петр.


Из письма жене. 15 апреля 1945 года


Веруська! Меня прямо обескураживает твое чрезмерное беспокойство обо мне. Все у меня благополучно, я совершенно здоров и чувствую себя прекрасно.


Для нас настали горячие денечки, поэтому ограничиваюсь кратким письмом. Еще раз прошу не беспокоиться обо мне, будет все хорошо.


Крепко целую. Петр.


* * *


Видимо, женское сердце чуяло беду. Это было последнее письмо Петра Ивановича с войны. Не довелось ему дойти до Берлина и вернуться домой.


Капитан Петр Иванович Раков пал смертью храбрых 16 апреля 1945 года при взятии города Форст. За храбрость и мужество, проявленные в боях, он награжден орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Отечественной войны I степени и посмертно - орденом Красной Звезды. В центре города Равич стоит памятник советским воинам, на котором высечено: "Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость Советского Союза и Польши". Здесь, в братской могиле, похоронен и Петр Раков.


Автор благодарит за помощь в подготовке материала сотрудников Дома-музея академиков Арбузовых.


Борис МИЛИЦЫН.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости