
Еще во времена "тишайшего" Алексея Михайловича, несколько как бы поблекшего в тени своего могучего потомка - Петра, в среде русской знати стал распространяться обычай учить своих детей за границей, - русская система образования, основанная на изучении Псалтыря и прочих церковных книг, никак не споспешествовала ведению прибыльного хозяйства, делалось все по рецептам дедов да по принципу "как Бог на душу положит". Петр Алексеевич роль образования возвел в ранг необходимых профессиональных качеств не только государственного служащего, но и всякого гражданина Отечества: учиться за границу отправлял целые полки недорослей.
В течение почти целого столетия Россия воспитывала свои кадры за границей, старательно извлекая уроки из достижений европейской цивилизации и перенося их, по возможности, на русскую почву. На протяжении почти всего следующего, XIX века, прослушавши курс в российских университетах, русское дворянство ехало в Европу завершать свое образование - без этой "преддипломной практики" оно казалось неполноценным. Вспомним у Пушкина: "Он из Германии туманной привез учености плоды..." Это о Ленском. В Германии учились порядку и дисциплине, в Англии - умению поддерживать традиции, во Франции постигали свободу духа и самовыражения. Известно, что и американцы, чтобы приобрести ореол образованности (образованность и образование, как известно, отнюдь не одно и то же), ездили в Европу, отчетливо осознавая, что именно Европа является колыбелью современной цивилизации.
"Заря коммунизма", засиявшая перед нами в XX веке, надолго отгородила нас от Европы. Сегодня же мы вновь, безответственно забыв свои старые лозунги, устремились на Запад. Русскую речь то и дело слышишь и в Париже, и в Гамбурге, и в Амстердаме...
Европа, живущая за счет туризма уже не одно столетие, по-прежнему деловито гостеприимна и респектабельна. С готовностью распахивает она двери своих музеев и готических соборов, реставрирует бесчисленные дворцы, заботливо сохраняя не только фасады, но и интерьеры, поскольку именно интерьеры приносят доход. Заплатив за вход, вы можете войти внутрь знаменитой парижской Оперы и осмотреть фойе и даже зрительный зал; открыты для посещений туристами ратуши, здания, где заседают парламенты, даже королевские резиденции. Восхищаясь гармоничным совершенством интерьеров XVII-XVIII веков, с грустью думаешь о судьбе бывшего казанского Дворянского собрания. Теперь его решили превратить в ратушу, уничтожив при этом исторический интерьер, в котором танцевал когда-то юный Лев Толстой, играл Сергей Рахманинов, пел Федор Шаляпин... О чем же будет рассказывать своим высоким гостям наш уважаемый мэр в этом "обновленном" зале? О достижениях евростандарта на казанский лад? Что же касается интерьеров бывшего Купеческого собрания и Клуба приказчиков, то их мы уже потеряли...
Содержание дворцов требует денег. К примеру, Лувр два дня в неделю работает до 10 часов вечера, проводит в своих залах концерты и спектакли, в его подземных этажах разместились бесчисленные магазины и рестораны. Вы можете прийти сюда на целый день: посмотреть экспозицию, пообедать, отдохнуть и вновь вернуться к осмотру коллекций. Как чувствуют себя при этом бесценные сокровища знаменитого луврского собрания, трудно сказать; возможно, что не очень хорошо. Особенно это ощущаешь, когда видишь перед "Джокондой" Леонардо толпу человек в пятьсот, беспрерывно мигающую вспышками фотокамер, и замечаешь в улыбке красавицы сочувственную иронию: высококачественные репродукции картины любого размера, вплоть до натуральной величины, можно приобрести тут же, спустившись двумя этажами ниже.
Но толпа есть толпа. И если японцы, составляющие почти треть туристического потока, фотографируют, в основном, памятники, то экспансивные испанцы, например, предпочитают запечатлеть себя в обнимку со скульптурой Родена или Торвальдсена. Естественно, что стараются не отстать от испанцев и русские. Толпа бурлит, увлекает, тащит, управляет твоим сознанием. Выливаясь широким потоком из Лувра, она несет тебя в сторону галерей Риволи и Лафайета с их бесчисленными ресторанами, кафе, пивными, магазинами, лавочками.
Спрос, как известно, рождает предложение. Если раньше в туристические поездки ездили преимущественно состоятельные люди, то сегодня турфирмы нашли возможность организовывать такие поездки по сравнительно доступным ценам и для людей среднего класса. И как следствие - рядом с фешенебельными, аристократически горделивыми ресторанами и магазинами появились в неисчислимом количестве разного рода "забегаловки" и лавки, где торгуют те же вездесущие корейцы и вьетнамцы, торгуют тем же барахлом, но в парижской или гамбургской упаковке. Европа всему умеет придать блеск. Ослепленные миражом туристы сметают все без разбору.
Мираж - явление опасное, поэтому лучше всего пройтись по улицам любого европейского города ранним утром. Пройтись в одиночку, когда рядом никто не отворачивает тебя в сторону всевозможных архитектурных красот. Когда идешь, к примеру, со стороны улицы Пуасоньер или Гут д'Ор, которые только еще начали освобождать от ночного мусора, проходишь бульварами Мажанта, Страсбург, Севастополь, жизнь города открывается во всей полноте, со всеми противоречиями. Встретишь по дороге бредущего без дела бездомного негра, недавно приехавшего в столицу провинциала, еще не нашедшего себе пристанище и работу; увидишь, как поднимает ставни на своем маленьком магазинчике, торгующем африканскими тканями и разной мишурой, араб или турок. И по мере того, как спускаешься к югу, к центру, меняются и облик улиц, и лица людей. Улицы становятся шире, чище, опрятнее, дышат утренней свежестью, сияют витринами; угрюмые и озабоченные лица бедноты сменяются лицами важными, серьезными и даже улыбчивыми.
Перед нашествием афро-азиатских племен, к которым, видимо, мы должны отнести и себя, Европа несколько растерялась. Заваленные мусором и нечистотами улицы, исписанные и изрисованные стены подземных переходов, брань и уличные потасовки можно увидеть и услышать теперь в респектабельных европейских городах. Явление это, привычное для нашего глаза и уха, в Европе воспринимается болезненно. Слишком уж разителен контраст между центральной частью городов и их окраинными районами, где как раз и проживают выходцы из Азии и Африки, несущие с собой другой уклад жизни, другие привычки, другой уровень культуры. Ситуация достигла, по-видимому, уже крайней точки и начинает перерастать в общеевропейскую проблему, порождая националистические и экстремистские настроения...
Но европейская цивилизация пока еще противостоит наступлению нравов восточного базара, яростно смывая по утрам следы чуждой культуры со своих улиц и площадей. Плотно прижавшись друг к другу, стоят средневековые дома немецких, голландских, бельгийских бюргеров, гулко стучат под ногами в утренней тишине камни старинных мостовых. Вот и дом Рубенса - жилая половина и мастерская. Кажется, если постучать дверным кольцом, из верхнего мансардного оконца выглянет привратник, чтобы спросить об имени гостя. XVII век как будто никуда и не уходил с этой улицы. Время в Европе обладает удивительным свойством: оно постоянно перетекает из прошлого в настоящее и обратно. Цветники Версаля сияют всеми своими красками так же, как и во времена Марии-Антуанетты. Так же терпеливо перебирают коклюшки кружевницы Брюгге, варят сыры голландские сыровары, тут же на ферме торгующие своей продукцией. И пиво немцы варят по тем же рецептам, что и много сотен лет назад, и есть даже утвержденные ландтагами охранительные законы, запрещающие вносить изменения в технологию приготовления пива. И так же заботливо нынешние горожане (бюргеры - в буквальном переводе с немецкого или буржуа в переводе с французского) ухаживают за своими крохотными дворовыми садиками, каким-то удивительным образом цветущими внутри каменных погребов.
Русские туристы, потрясенные этой любовью к старине, к традициям, к стабильному, веками не меняющемуся укладу жизни, часто задаются вопросом: а где у нас, в России можно вот так же окунуться в атмосферу прошлых веков, как на улицах Брюгге?.. Увы, все благие призывы и клятвенные заверения что-то возродить оборачиваются пустопорожней болтовней, страсть увековечить себя в очередной "египетской пирамиде" непреодолима. Нет, не впрок нам поездки в Европу, особенно те, что совершаются, как говорится, за казенный счет.
Не зря все великие педагоги говорили: главное, чему должен научить учитель своего ученика, - учиться, а вот этому-то как раз нас и не учили... "У советских собственная гордость...", но уж так не хочется "смотреть свысока на буржуев", умеющих строить на века, и не только соборы, ратуши, но и частные дома так, что они становятся произведениями искусства; строить весь свой быт, весь уклад жизни, подчиняясь не велениям скоротечной моды, а разумности и целесообразности.
Юрий БЛАГОВ.
На снимках: на улицах Дрездена и Брюгге время постоянно перетекает из прошлого в настоящее и обратно.
Фото автора.