Мир ребенка во все времена и у всех народов имеет много общих черт
Чем больше человечество начинает беспокоить проблема всеобщего старения населения, тем чаще ученые начинают обращаться к особому периоду жизни человека - детству.
Надо сказать, что понимание того, что дети - это целый мир, продолжение себя во времени и будущее общества, пришло в современную цивилизацию относительно недавно - в эпоху Ренессанса. Со второй половины XX столетия эту тему стали пристально изучать гендеристы всех стран. Одним из шагов в этом направлении стала книжка в яркой обложке «Детство в научных, образовательных и художественных текстах: опыт прочтения и интерпретации», недавно вышедшая в издательстве Казанского федерального университета. Книга представляет собой сборник научных материалов международного «круглого стола» на одноименную тему, в котором приняли участие ученые России, Германии и США. Авторы публикаций изложили свое понимание проблемы детства на основании анализа самых разнообразных детских текстов (дневников, писем и рисунков) и тестов для детей (букварей, учебников, игрушек, музейных экспозиций, художественной литературы, детской одежды).
Соединение этих двух измерений «детства» позволяет реконструировать целостную картину мира ребенка. Детские тексты помогают понять, как дети воспринимают мир, как описывают своих сверстников, взрослых и даже политические события своего времени. Тесты для детей отражают способы и традиции приобщения детей к жизни. Содержание книги позволяет установить, что мир ребенка во все времена и у всех народов имеет много общих черт. Однако взрослые пытаются по-своему «цивилизовать» детей, воспитывая их в системе ценностей и моральных норм своего времени и определенной культуры.
Можно много нового узнать, к примеру, об азбуковниках XVII века, о немецких и татарских букварях, «заветных тетрадях» русских детей XIX века и т.д. Сенсационное впечатление производит дневник девочкиподростка 1953 года, впервые представленный в статье Татьяны Крашенинниковой. В нем отражено детское восприятие тоталитарного режима в СССР. Совершенно незнакомый образ «маленького американца», основанный на анализе советской художественной литературы для детей, презентован в статье Ольги Бухиной (США).
Данная книга выгодно отличается от привычной «поучающей» литературы о детях, поскольку статьи лишены интонаций фальшивого сюсюканья и умиления. Любовь авторов к предмету изучения выражается в едва уловимых ностальгических нотках. Историк Игорь Нарский, на мой взгляд, очень точно определил характер такого рода исследований - «лирическая историография». К классикам этого «жанра» он причислил одного из авторов сборника - профессора КФУ Аллу Сальникову. Новая информация, неожиданный взгляд на привычные вещи, содержащиеся в этой небольшой книге, могут не только удивить и даже обескуражить читателя, но и заставить его задуматься о таком знакомом и одновременно таинственном мире ребенка и, возможно, переменить свое отношение к «бесполезным» детским рисункам, старым школьным тетрадям, дневникам и письмам...
Сборник, вышедший в Казани, развивает важную тему, которая была блестяще заявлена в антологии «Космос детства», вышедшей в Москве в 2009 году в издательстве РОССПЭН. В этой книге собрана вся «мудрость взрослых» о детях - проза Андрея Белого, Аделаиды Терцык, Лидии ЗиновьевойАннибал, Федора Сологуба, Алексея Ремизова, Андрея Платонова, педагогическая публицистика Константина Ушинского, Федора Достоевского и Василия Зеньковского. В антологию включены также тексты зарубежных авторов - Фридриха Ницше, Франца Кафки, Германа Гессе, Томаса Манна. «Философию детства» развивали Даниил Андреев («Роза Мира»), Вячеслав Иванов («Младенчество»), Борис Пастернак («Детство Люверс»), Василий Шукшин и Андрей Тарковский как кинорежиссеры, Юрий Норштейн как анималист-мультипликатор. Впервые под одной обложкой собраны кукольно-игрушечные реальности детского мира, переданные с милой непосредственностью в прозе русских и зарубежных писателей, философов, деятелей кино.
Р.S. Вместо послесловия
У заинтересовавшегося читателя наверняка возникнет вопрос: а где можно приобрести названные книги? К сожалению, приходится констатировать, что подобная литература, как и много других книг по гуманитарным наукам, почти не доходит до казанского читателя, поскольку у нас просто нет книжных магазинов подобного профиля. Тогда как во многих городах России (Екатеринбурге, Воронеже, Нижнем Новгороде, Красноярске, Ярославле) есть специализированные магазины, ориентированные на некоммерческие издания. Казанцев же «держат на диете» раскрученных бестселлеров, обеспечивающих гарантированный доход книготорговцам. Даже широко разрекламированную местными телеканалами книгу Аллы Сальниковой «История елочной игрушки, или Как наряжали советскую елку», выпущенную московским издательством «Новое литературное обозрение», казанским книголюбам и библиофилам вряд ли удастся приобрести. Причина все та же - в Казани ее не продают, а в Москве книгу раскупили мгновенно.
Пора бы задуматься бойким менеджерам о том, что в Казани, где есть и университет, и Академия наук, давно сложился круг читателей, заинтересованных в подобной литературе.