Помнится, в мою бытность заведующим организационным отделом райкома партии не без робости зашел к первому секретарю с просьбой отпустить меня с работы, чтобы привезти из города жену с новорожденным ребенком. «А как повезешь?»- спросил он. А я и сам не знал, как повезу, — моста через Волгу в ту пору еще не было. Ну, в Казани найду какую-нибудь машину и переправлюсь с семьей на пароме. Видя мою растерянность, первый вызвал своего водителя. «Бери „Волгу“, — сказал он мне. — Поедешь и привезешь семью, а я сам на „уазике“ в район поеду».
С тех пор прошло много лет, судьба сводила меня с разными людьми, но этот эпизод остался в памяти как пример человечности руководителя. Чрезвычайно жесткого руководителя, каким его большинство считало.
Юрий Иванович Демидов сочетал в себе эти качества. О его твердом стиле руководства до сих пор ходят легенды. Он преподал уроки дисциплинированности и ответственного отношения к делу, что до сих пор вызывает уважение даже со стороны непослушных «учеников». Один из местных руководителей Фердинанд Алкин вспоминает: «Как-то поздно вечером приехал на одну из наших ферм Демидов. Доярки нажаловались ему, что не хватает фляг для молока. Он попросил нас до пяти часов утра решить этот вопрос и пообещал, что к этому времени приедет сам все проверить. Демидов уехал, а мы стали рассуждать: домой он попадет часам к одиннадцати ночи, к пяти утра в Майдан по бездорожью вернуться никак не сможет, ну, а днем мы фляги найдем. И отправились по домам отдыхать. И что вы думаете! В половине шестого утра стучится в окно посыльный с фермы: Демидов уже давно по коровнику ходит, а вас, начальства, никого нет. С тех пор я больше никогда не позволял себе усомниться в обязательности Юрия Ивановича».
Юрий Демидов руководил районной партийной организацией, а фактически всей многогранной жизнью Верхнеуслонского района в 1976-1985 годах. Направляясь сюда на работу, он был осведомлен о делах верхнеуслонцев. Район считался тяжелым по всем направлениям. Расположен за Волгой, рядом с Казанью, а сообщения со столицей никакого. Правда, оттоку людей из района это не препятствовало, кадровая проблема была здесь очень острой, и развитие района это сдерживало. «Затянуть» в район подрядчика было сложным делом. Плачевно обстояли дела в сельскохозяйственном секторе. Пагубно влияло на экономику отсутствие дорог.
Переломить ситуацию в районе могла только сильная личность, неординарный руководитель. Таким стал для района в те годы Юрий Демидов. Его волевой характер, энергия, бескомпромиссность перевернули весь уклад жизни сельчан. Девятилетний «демидовский» период стал временем бурного развития района. Как впоследствии вспоминал сам Юрий Иванович, хотелось доказать, что верхнеуслонцы достойны лучшей доли. У него это получилось.
Со временем улучшились производственные показатели. Были созданы пять новых совхозов, заметно укрепилась база существующих хозяйств за счет строительства ферм, мастерских, зернотоков. Именно в те годы были построены три животноводческих комплекса. Образовались такие предприятия, как «Сельхозхимия», строительная ПМК, «Мелиорация», «Сельэнерго», АТП. Одной из лучших в республике стала база «Сельхозтехники». На ней в те годы стали создаваться комплексные механизированные отряды по уборке урожая, заготовке кормов, вспашке зяби. Появилась трасса с асфальтовым покрытием от Верхнего Услона до Куланги. В народе она получила название «дорога жизни». Быстрыми темпами стала развиваться социальная сфера, в тот период были построены девять типовых школ, районный Дом культуры, центральная районная больница и другие важные социальные объекты. Через Волгу стали ходить два грузовых парома. Широко развернулось жилищное строительство. Вопрос ставился так: если не строишь жилье для своих людей, ты не руководитель. Началась газификация района. В практику внедрялись новые формы работы с людьми, например, сходы граждан, дни открытого письма, дни школы, дни животноводов и другие с обязательным участием руководителей районных служб. В результате изменилось в лучшую сторону настроение людей, у них появился интерес к работе. Прекратился отток населения из района.
Естественно, это требовало от Демидова неимоверного напряжения сил. Как до сих пор вспоминают те, кто работал рядом с Юрием Ивановичем, он не давал покоя ни себе, ни другим. «Со многими, к большому сожалению, пришлось расстаться,- вспоминает о тех годах сам Демидов. — Не мог мириться с тем, что, например, в разгар уборки хлеба директор совхоза ходил пьяным».
«Кто хочет
Люди — опора любого руководителя, а уж тем более первого лица. Выбор у Демидова был, если честно, небогатым, но и в этой ситуации акцент был сделан на местные, услонские кадры. Юрий Иванович внимательно присматривался к молодежи, не боялся брать на себя ответственность, доверял молодым и редко в них ошибался.
Рядовые труженики вспоминают, что Демидов знал по имени и отчеству большинство механизаторов и животноводов, мог встать на защиту, оказать помощь любому, если тот попадал в сложную жизненную ситуацию. Был справедлив в оценке поступков подчиненных. Один из них, Александр Никитин, рассказал, как однажды на заседании бюро райкома получил от Демидова жесткий выговор за промахи в посевных делах, а часом позже принял из рук первого секретаря переходящее Красное знамя за успехи в животноводстве.
Сам Юрий Иванович не считает, что его стиль руководства в те годы был жестким. «Я бы не утверждал, что определенные результаты были достигнуты за счет жесткости, а уж тем более жестокости с моей стороны. Были требовательность, контроль, дисциплина. Ценил в людях порядочность. Но терпеть не мог вранья, безответственности, необязательности».
Да уж, демидовская пунктуальность известна многим. На первых порах, когда нужно было утвердить дисциплину среди руководителей, ни одно опоздание, даже на две-три минуты, на пленум райкома, собрание актива или совещание не оставалось незамеченным. Так и отучил опаздывать, и к этому привыкли, требуя и от своих подчиненных того же.
Дальнейшая деятельность Юрия Демидова связана с местной промышленностью республики. На боевом посту генерального директора ОАО «Татарместпром» он и на пороге своего семидесятилетия. Масштабные задачи отрасли тем не менее не заслоняют от него проблемы сегодняшнего села. Он искренне переживает за те или иные трудности в жизни сельчан. Понятно, что в обществе произошли большие изменения, оно стало совершенно другим. Как говорит Юрий Иванович, в этой ситуации надо отдать должное нынешнему руководству Верхнеуслонского района, которое делает многое по его развитию.
Как-то Демидов признался, что рад каждой весточке с услонской земли. Пожалуй, самая главная для него весть сегодня та, что благие его дела по прошествии более чем двух десятков лет здесь не забыты, они обернулись теплыми воспоминаниями благодарных услонцев о том времени. Это, наверное, и есть самый большой подарок для Юрия Ивановича к его семидесятилетию.
Верхнеуслонский район