Переуценка ценностей

Хочу сиять заставить заново величественное слово “патриотизм” (Маяковский извинит за невольный плагиат).

Вспомнился поступок московской школьницы 1999-го года выпуска: ей представилась возможность бесплатно учиться в одном из престижных университетов США, а тут как раз американские самолеты начали бомбить Югославию, и она в знак протеста от поездки отказалась - видите ли, ей стало за державу обидно!

В тот самый день премьер-министр России Примаков, направлявшийся на переговоры с американским президентом, узнав в воздухе о вероломных бомбометаниях на дружественные славянские города, развернул над Атлантикой свой vip-лайнер и полетел восвояси с чувством гордо неисполненного государственного долга.
Эмоциональный поступок девочки-подростка, впрочем, впечатлил меня гораздо сильней, чем дипломатический демарш государственного мужа. Ставшее же расхожим изречение: “Патриотизм - последнее прибежище негодяев”, воспринимаю не более как фразеологический каламбур, которым госдеятели ловко манипулируют в зависимости от политической конъюнктуры. Тем более покоробило недавнее высказывание писателя Андрея Битова, который на вопрос казанского журналиста о состоянии российского патриотического духа, изрек: “Всякий дух - это вонь”. Подумалось, что мэтр русской словесности выдал свой сомнительный афоризм ради красного словца.

Однако прошедший чемпионат Европы по футболу подтвердил, что он не так уж далек от истины - нынешний патриотический дух все явственнее отдает перегаром!

Имеются в виду, конечно, болельщики - кто же боле? Вообще, патриоты у нас - это те, которые ходят на футбол и хоккей, только в них, пожалуй, чувство национального достоинства еще вскипает, как волна. А тут такой нежданный повод для великодержавной гордости: российская сборная добралась-таки до четверти финала!

Для Европы - сенсация, а для нас - так и вовсе победа. Правда, ситуация напоминает спор пессимиста с оптимистом относительно наполовину выпитой бутылки: “Какой позор - одна команда забила нам семь мячей!”, “Зато мы порвали голландцев!”

Вспомните, сколько безудержного, пьяного ликования вызвала эта победа! В одну ночь только в Казани полсотни фанатов оказались в милиции и столько же - в медвытрезвителях, трое молодых людей погибли в ДТП, спровоцированных уличными беспорядками. Никто тогда не думал, что вскоре придется интерпретировать хит Шихрина: “Какая боль, какая боль! Испания - Россия: три ноль!”

Михаил Задорнов по этому поводу сострил: “Если вы больше чем один день чувствуете себя счастливым, значит, от вас что-то скрывают”. А тут и скрывать-то было нечего: в полуфинале с испанцами на фоне тех же “бронзовых” турок, лишь случайно не обыгравших германцев, наша сборная выглядела настолько усталой, что было ясно: на следующую игру ее просто физически не хватит. Да и отставание в классе от команд-соперниц было явным. Фанаты на трибунах были куда активней игроков! А то, что проигрыш преподнесен, как триумф - рецидив приснопамятного квасного патриотизма, который в данном случае уместней было бы назвать пивным со всеми вытекающими из него последствиями. Представьте, какой хмельной апокалипсис под вопли “Вперед, Россия!” ждал бы страну, выйди наши (мечтать не вредно) в финал!

А вспомните, сколько ликования было по поводу победы хоккейной сборной, вернувшей наконец титул чемпиона мира! Отдавая должное упорству и воле команды, признаем, что “возвращение” это было чересчур уж натужным: три периода наши с трудом отыгрывались и лишь в добавочное время первыми забросили решающую шайбу. А если бы повезло канадцам? Куда больше я радовался этой победе, если бы незадолго до нее не пережил шок от тотального разгрома российской сборной от сверстников-канадцев (0:8!) в финале проходившего в Казани юниорского чемпионата мира. Между прочим, юниоры - подпитка взрослой сборной, ее, так сказать, резерв.

Так все ли ладно в нашем хоккейном королевстве? И, может, Шендерович прав: иногда лед с хоккейной площадки полезно класть на патриотическую голову - чтоб подостыла!

Похожий неуемный всплеск “пенистого” патриотизма вызвала и победа Димы Билана на “Евровидении-2008”. Несмотря на то что для большинства фанатов, за исключением разве что англоязычных, содержание его “золотого” хита осталось тайной. А может, и к лучшему? Когда наша группа “Серебро” на одноименном конкурсе завоевала бронзу, я любопытства ради перевел их “SONG № 1” на русский и заключил, что его следовало бы назвать “SONG № 6” - памятуя знаменитую чеховскую психпалату. Вот строчки этого текста: “Я двигаю для тебя своей красивой поп-кой… Попробуй меня на вкус… Рядом со мной подружки-стервы… У меня есть место, где ты еще не бывал…”. И что, за этой секс-шизой - Россия?

Во время исполнения разбитные “серебрянки” патриотично оборачивали свои “двигающиеся попки” государственным триколором, однако “золото” досталось сербке Марии Шерифович, с не меньшими национальными эмоциями исполнившей песню в молитвенном ключе.

Хвала Билану хотя бы за то, что на этот раз он явил миру не образчик дурновкусия, а вполне достойный страны номер. Хотя, если честно: мелодию сочинил американец, язык - английский, скрипка - итальянская, скрипач - венгр… Интернационал какой-то, а не Россия! Единственный отечественный компонент в нем - “самба белого мотылька” в виртуозном исполнении Плющенко, продемонстрировавшего непревзойденную российскую школу фигурного катания.

Огорчительно не то, что чувства национального достоинства у нас хватает только на футбол с хоккеем да “Евровидение”, а то, что ни по каким другим, куда более серьезным критериям мы сегодня с развитыми странами состязаться не можем.

Короче, идет необратимая переуценка ценностей. В стране, отвыкшей от неоспоримо знаменательных побед в экономике, науке, космосе, искусстве, в том же большом спорте, даже разовые командные прорывы воспринимаются как национальное достижение, становятся единственным духоподъемным допингом для увядающего на глазах отечественного патриотизма. Вот и Президент РФ общение с народом начинает с поздравлений в адрес сборной, а спикер Госдумы исполняет под гитару футбольный шлягер собственного сочинения. Только патриотизм этот фанатский и столь же одномоментный, как успех игроков или очередной поп-звезды. А уж проявление его и вовсе превосходит разумные пределы: уличные нетрезвые дебоши с высаживанием автомобильных и витринных стекол, мордобоем, стычками с милицией. Надо же, в порыве патриотической эйфории супруги из Екатеринбурга нарекли Гусом сына, родившегося во время матча с нидерландцами! Их не смутило, что главный тренер ни бельмеса по-русски, что чужеземное имя с отчеством Вячеславович звучит комично и наверняка станет обидной кличкой для подрастающего дитяти. В отличие от них герой рассказа Шукшина оскорбился за державу до потери покоя, дотумкав, что в гоголевской Руси-тройке сидит не кто-нибудь, а шулер Чичиков. Так-то вот!

Когда-то подобный случай проявления эмоционального а-ля патриотизма имел место в Набережных Челнах: отец назвал своего первенца Камазом - в честь камского автогиганта (ему даже пришлось ехать за разрешением в Казань). Сын вымахал под два метра ростом, стал наладчиком станков с числовым программным управлением на заводе по ремонту двигателей. Но “громкое” имя, весьма подпортившее детство, сменил на Альберта. Малыша Гуса, надо полагать, тоже “переименуют”, и произойдет это, скорей всего, как только Фортуна отвернется от везунчика Хиддинка.

И все же, несмотря ни на что, да здравствует спорт! - спасительная отдушина, где нет вранья, где все всерьез и на виду, и нет предела человеческим страстям, и когда зрелища становятся первичнее хлеба. Начавшаяся Олимпиада в Пекине предоставит каждому из нас еще одну счастливую возможность на целых полмесяца, презрев служебную рутину, ощутить себя вполне конкретным, истинным патриотом.

Потому что “болеть” по-русски (если, конечно, трезво) - пока единственный чистый и бескорыстный способ любить свою страну. И не дай бог, чтоб олимпийский девиз Пьера де Кубертена прозвучал когда-нибудь для нас в транскрипции: “О спорт! Ты миф!”

Евгений УХОВ, журналист.
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости