Бери шинель, пошли домой
О своем возвращении с войны домой мой собеседник Файзрахман Салахович Юнусов помнит в таких подробностях, словно это было только вчера:
- После победного мая сорок пятого я еще почти два года оставался в составе так называемых оккупационных войск в Германии, содействуя налаживанию мирной жизни там. Наконец, в марте 1947-го нас специальным поездом отправили на родину. Неблизкий путь от Берлина по территории Германии, Польши и европейской части СССР до Казани занял несколько дней. Отсюда мне предстояло добираться до родной деревни Атабаево Камскоустьинского района. В путь мы вышли вместе с двоюродной сестрой Лялей, которая навещала лечившуюся в казанском госпитале после ранения на фронте сестру. Лед на Волге еще держался, и мы до Ташовки шли по нему пешком. В Ташовке волжская вода уже поднялась, и перебраться на берег нам помогли жители деревни: мужики, орудуя лопатами и ломами, достали из-под снега одну из лодок и спустили ее на воду. К вечеру, наконец, добрались мы до Атабаева, но родительский дом, находившийся в какой-то сотне метров, отделяла от нас вышедшая из берегов речка. Маленькая и мелкая летом, по веснам она превращалась в грозный стремительный поток глубиной до пяти-восьми и шириной до нескольких десятков метров.
Как быть? Спасибо односельчанам - они перекинули с берега на берег в самом узком - метров тридцать - месте речки два каната и привязали их концы к двум тракторам, натянувшим их. И вот по этому навесному переходу на четвереньках я и отправился, балансируя и рискуя поминутно свалиться в речку, где бурлящая вода стремительно несла то и дело сталкивавшиеся друг с другом огромные льдины с острыми краями. Вряд ли я остался бы цел, свались в воду, однако виденное и пережитое на войне избавляло меня от чувства страха...
...Поскольку Файзи еще в бытность сельским подростком научился в колхозе водить трактор и автомашину, его, семнадцатилетнего, направили в 1941-м в Богородское военное механизированное училище под Горьким. Быстро закрепив прежние навыки и освоив вождение танка и мотоцикла, он уже через два месяца попал в действующую армию - артдивизион, державший оборону Москвы в районе знаменитого Волоколамска. Бои шли жестокие, в одном из них Юнусов был ранен.
После госпиталя он уже в качестве водителя-механика танка Т-34 в составе 12-й мотострелковой бригады Брянского фронта участвовал в битве на Орловско-Курской дуге.
Боевой путь бригады, получившей наименование Волноваховской после освобождения крупной железнодорожной станции, пролегал через города Запорожье и Мелитополь. Здесь она понесла большие потери, Юнусов получил второе ранение. После доукомплектования бригада в составе уже 1-го Украинского фронта продолжила гнать врага, участвуя в освобождении от захватчиков Житомира, Новоград-Волынского, других городов и населенных пунктов Украины.
Затем соединение, где воевал наш земляк, в составе 11-го танкового корпуса освобождало от гитлеровцев Польшу и часть Германии, дойдя до Берлина. Именно танкистам корпуса довелось первыми ворваться в кварталы с имперской канцелярией, и Юнусов вместе с однополчанами чуть ли не в числе первых побывал в бункере Гитлера.
О том, как отважно сражался наш земляк, можно судить по его боевым наградам: грудь Файзрахмана Салаховича увенчали пять боевых орденов, а также медали "За боевые заслуги", "За оборону Москвы", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией". Кроме того, он неоднократно был отмечен благодарностями Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина, а также главнокомандующего оккупационными советскими войсками в Германии В.Д.Соколовского.
Смерть как минимум дважды готовилась к встрече с солдатом, но он оба раза ускользнул от ее леденящих объятий. В первый раз это было так. Экипаж, выбравшись из танка, расположился под большим деревом накоротке передохнуть и перекусить. Файзи, как самому молодому, поручили принести из танка продовольственные консервы. И только он спрыгнул в люк, как услышал грохот рядом разорвавшегося снаряда. Выглянув наружу, с ужасом увидел, что дерево разворочено с корнем, его товарищи по экипажу погибли...
Второй случай произошел на территории Польши. При наступлении наших войск на Варшаву под городком Седльце неожиданно вырвалось из окружения немецкое танковое соединение и устремилось в тыл 12-й бригады и других частей. Необходимо было срочно известить об этом командира ушедшего вперед 11-го танкового корпуса, чтобы он мог оперативно развернуться и встретить огнем гитлеровскую колонну, представлявшую большую угрозу для нашего тыла. Комбриг вручил Юнусову наспех написанное донесение и приказал прорваться на мотоцикле сквозь немецкие танки и догнать ушедший вперед корпус. Файзи облачился в немецкие каску и плащ-палатку, запрыгнул на трофейный мотоцикл и дал полный газ. Как он уцелел, лавируя среди десятков несущихся по дороге вражеских танков, преодолевая на манер каскадера рытвины и воронки, сейчас он и сам затрудняется объяснить. "Не иначе как в рубашке родился" - говорят в таких случаях. Донесение комкору было доставлено.
- За выполнение этого задания, в результате которого были спасены тысячи жизней наших воинов, я был представлен командиром танкового корпуса к званию Героя Советского Союза, о чем объявил перед общим строем нашей бригады ее командир полковник Жаров, - скупо рассказывает Юнусов. - Но обещанного звания не получил. Полагаю, награда не нашла меня и после войны в связи с отсутствием, как оказалось, некоторого количества архивных документов за последние два года войны в Центральном архиве Министерства обороны России, а может, и в связи с неправильным оформлением моих документов. Приведу такой пример. В 1948 году в Молотовском райвоенкомате Казани мне вручили удостоверение к медалям с ошибкой в фамилии - Юсупов. Это произошло в мирное время на родине, что уж тогда остается думать об оформлении документов во фронтовых условиях!
В ответе же ЦА Минобороны РФ от 14 марта 2000 года было написано: 1) документов 12-й бригады по учету награжденных и учету рядового и сержантского состава за 1944-45 годы на хранении нет (там могли быть документы о награждении Ф.С.Юнусова); 2) Юнусов Ф.С. доставлял под бомбежками и орудийно-пулеметным огнем боевые приказы офицеров связи, обеспечивая управление боем, и привозил (на мотоцикле. - Ш.М.) с поля боя ценные донесения и "языка"; 3) Юнусов Файзе Саладанович (так в документе. - Ш.М.), 1924 г. рождения, был представлен к ордену Отечественной войны 2-й степени в 1945 году (приказ по 11-му танковому корпусу № 068/н от 17.05.45 г.).
- Об этой награде я узнал только из данного письма, - заключает ветеран, и по тону его голоса трудно понять, сожалеет он об этом или просто констатирует. - Впрочем, поверьте, мы не за награды воевали, главное - живыми остались, вернулись домой.
Крылья призвания
Танкистское прошлое предопределило выбор Файзрахманом Салаховичем мирной профессии: в том же 1947-м он поступает на моторостроительный факультет КАИ (современное название - "Двигатели летательных аппаратов"). Обладая благодаря своему сельскому происхождению такими чертами, как трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели, Файзи учился отлично, и все пять лет его фотография не сходила с Доски почета факультета. Производственную практику два года подряд проходил на моторостроительном заводе в Перми, выпускавшем поршневой двигатель АШ-73 генерального конструктора А.Д.Швецова. Практикант, изучив особенности технологии, предложил заводу новые способы изготовления отдельных деталей. Это было признано изобретением, за которое Юнусов получил значительную сумму денег, очень обрадовавшую студента. На втором году практики он внес еще одно предложение, в результате которого от тяжелого ручного труда в заводских цехах освободились около трех сотен женщин. На этот раз последовала сумма вознаграждения, в несколько раз превысившая прошлогоднюю. Надо ли говорить, как кстати были эти деньги для студенческого бюджета!
Неудивительно, что к концу учебы Файзи Юнусову предложили остаться в аспирантуре при КАИ. В то же время из нескольких московских конструкторских бюро по самолето- и ракетостроению прислали заявку на 20 молодых специалистов - выпускников факультета. Первым в этот список ректорат включил Юнусова как соответствовавшего всем предъявляемым требованиям: отличник учебы, уже проявивший себя в изобретательстве, фронтовик с боевыми наградами... Перспективы открывались заманчивые, тем более что в течение года обещали предоставить в Москве квартиру. Нелегко было определиться Файзи Салаховичу с выбором, но не без влияния жены (к тому времени он женился) и родителей он предпочел аспирантуру.
Последующие годы были связаны с напряженной учебой в аспирантуре и написанием кандидатской диссертации. Отгородив угол в комнате коммунальной квартирки, где Файзрахман Салахович жил тогда с женой Тагирой и ее мамой, он вечерами корпел над учебниками и расчетами, а днем пропадал на своем "втором рабочем месте" - Казанском моторостроительном заводе, где теоретические задумки поверял практикой.
Вот как вспоминает об этом периоде их жизни супруга Юнусова Тагира Муклимбаевна:
- Для работы над диссертацией у Файзи оставались в основном ночи, так как остальное время, не связанное с заводом, было занято хлопотами по уходу за родившимся у нас сыном - с двух часов ночи надо было занимать очередь за молоком, по дому, который отапливался дровами, а за водой надо было ходить на колонку. В те годы Файзи часто болел - следствие ранений и контузии, и время от времени ему приходилось ложиться в больницу. Но, несмотря на все трудности и невзгоды, тот период нашей жизни вспоминается нами как, пожалуй, один из самых интересных и ярких. Тем более что вскоре администрация института выделила нам комнату в семейном общежитии, и отпала необходимость заготавливать дрова...
В общежитии мы прожили восемь лет. Со всеми соседями - а вместе с нами проживали здесь десять семей сотрудников КАИ - дружили, помогая друг другу растить детей, которые вертелись под ногами тут же, в общем коридоре. В общежитии же весело отпраздновали в 1959 году защиту Файзрахманом кандидатской диссертации.
Радость творчества
Вся сознательная жизнь Файзрахмана Салаховича связана с родным КАИ, где с 1973-го по 1990 год он возглавлял кафедру "Производство двигателей летательных аппаратов". Будучи руководителем, он добился перевода кафедры в ранг выпускающей, организовал совместно с Казанским моторостроительным заводом целевую интенсивную подготовку студентов и факультет повышения квалификации инженерно-технических работников авиационной отрасли. Достижения выбранного Ф.С.Юнусовым научного направления, выполненных им кандидатской и докторской диссертаций оказали существенное влияние на развитие технологии двигателестроения для авиационной, ракетной отраслей, общего машиностроения.
В чем суть его исследований? Надежность и долговечность двигателей в решающей мере предопределяются высокими требованиями к качеству поверхностного слоя его узлов и деталей. Ученый разработал теорию и новые способы формообразования сложнопрофильных поверхностей деталей двигателей, получившие широкое применение в стране и за рубежом. Реализация его разработок и изобретений в авиационной, химической, энергетической, судостроительной и иных отраслях машиностроения позволила заметно снизить трудоемкость механической обработки и повысить производительность труда. Полученные им патенты и авторские свидетельства на изобретения - а их не меньше сотни - позволили Юнусову открыть новое научное направление и создать свою школу. По этому направлению Казанский авиаинститут стал головным в стране, на предложенных новатором способах формообразования базируются все конструкции специального оборудования НИИ и КБ страны.
Файзрахман Салахович, несмотря на преклонный возраст, по-прежнему много сил отдает подготовке научных и инженерно-технических кадров. Под его научным руководством за минувшие десятилетия успешно защитили докторские и кандидатские диссертации более шестидесяти соискателей. Среди питомцев талантливого наставника - нынешние генеральный конструктор, генеральные директора ряда крупных предприятий, руководители НИИ, заведующие кафедрами, профессора и доценты вузов, пять академиков.
Под началом ученого успешно реализованы несколько правительственных заданий. Одно из них связано с внедрением прогрессивной технологии на ремонтных предприятиях сельхозтехники, в результате которого были решены актуальные проблемы восстановления чугунных коленчатых валов, поршневых пальцев и поршней автомобильных двигателей.
Научно-педагогическую деятельность Файзрахман Салахович успешно сочетал и сочетает с административной и общественной работой. Достаточно сказать, что он избирался депутатом городского совета, членом комиссии по машиностроению при АН СССР, членом ряда научно-технических советов Москвы и Самары, возглавлял государственные научные программы по авиационной технологии. В настоящее время Юнусов является членом проблемной секции Академии наук РФ и совета Российской академии технических наук по высоким технологиям в машино- и приборостроении, членом ученых советов по защите диссертаций в Казани и Самаре.
...Можно было бы еще долго увлеченно рассказывать об этом незаурядном человеке, восхищаясь многосторонностью его интересов и занятий, необыкновенным жизнелюбием и скромностью, отзывчивостью и добротой. Общаясь с ним, невольно заряжаешься оптимизмом и пониманием того, что такие люди, как заслуженный деятель науки и техники РТ, лауреат Государственной премии РТ, академик Российской академии технических наук Файзрахман Салахович Юнусов, и составляют гордость нашей науки, золотой фонд России.
Закончить же хотелось бы бесхитростными стихами, адресованными заслуженному профессору в день его восьмидесятилетия одним из его учеников:
Всю жизнь с наукой в ногу вы идете,
Идей и планов творческих полны,
Студентам опыт свой передаете,
Воспитывая смену для страны.