Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан о соблюдении прав и свобод человека в РТ в 2000-2004 гг.

Введение

Институт Уполномоченного по правам человека в Татарстане ведет свой отсчет с 29 июня 2000 года. Тогда Государственный Совет РТ избрал первого Уполномоченного. Им стал заслуженный юрист Татарстана и России, кандидат юридических наук Рашит Гаязович Вагизов.


Учрежденный в начале XVIII века в Швеции, институт Уполномоченного по правам человека сейчас действует в 110 странах, а также в Организации Объединенных Наций, Совете Европы и Европейском Союзе. Во многих государствах, в том числе в Российской Федерации, действуют также региональные омбудсмены. В Республике Татарстан омбудсмен призван усилить гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, содействовать их соблюдению и уважению государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Введение в политико-правовое поле Татарстана института Уполномоченного способствует как утверждению международных стандартов защиты прав человека, так и укреплению авторитета республики внутри Российской Федерации, повышению ее престижа на международной арене.


Особый статус Уполномоченного по правам человека в РТ заключается в том, что он избирается по представлению Президента республики Государственным Советом, но при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется конституциями России и Татарстана, действующим законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и Республики Татарстан, а также Законом "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан".


Должность Уполномоченного является государственной, что делает возможным его участие в принятии общественно значимых решений органами власти республики. По отдельным вопросам соблюдения прав человека Уполномоченный может направлять в Государственный Совет РТ специальные доклады. Также он вправе обратиться в Государственный Совет с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.


Наделение Уполномоченного правом законодательной инициативы в Госсовете Татарстана по вопросам, касающимся обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, свидетельствует о прогрессивном подходе законодателей республики к вопросу защиты прав и свобод человека и гражданина и определенном уровне демократизма в РТ. Опыт Татарстана в этой области был использован и в других регионах Российской Федерации.


Реализуя право законодательной инициативы, Уполномоченный вправе вносить в Госсовет Татарстана законопроекты об изменении или дополнении законов, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, совершаются на основании и во исполнение законов, либо в силу существующих пробелов в законах, либо в случае, если законы противоречат Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации. Уполномоченный имеет право также участвовать в рабочих группах, создаваемых для разработки проектов законов Республики Татарстан, касающихся прав и свобод человека и гражданина.


Право законодательной инициативы позволяет реально формировать законодательство в соответствии с международными стандартами и нормами в области защиты прав человека, способствовует имплементации норм международного права в законодательство Республики Татарстан. Оно является одним из основных рычагов влияния на ситуацию по конкретным нарушениям прав и свобод человека, на формирование институтов гражданского общества и правового государства, способствует позитивным изменениям в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, значительно усиливает роль и значение института Уполномоченного.


В целях оказания консультативной помощи при Уполномоченном сформированы совет неправительственных правозащитных организаций, а также экспертный совет, в состав которого вошли квалифицированные юристы, признанные специалисты в области прав человека.


Деятельность Уполномоченного как государственного правозащитного органа строится на принципах открытости, доступности, профессионализма, диалога с государственными органами, общественными объединениями и гражданами. При осуществлении своих полномочий он взаимодействует не только с органами государственной власти Татарстана, но и с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах РФ, странах СНГ и неправительственными организациями.


Обеспечение эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина является одним из приоритетных направлений политики Республики Татарстан. Обеспечение приоритета прав человека в совместной деятельности государственных органов и институтов гражданского общества, одним из которых является местное самоуправление, - ее стратегическая позиция, основанная на Конституции и подтвержденная в посланиях Президента РТ Государственному Совету. В республике созданы и совершенствуются правовые условия развития его институтов, проявляется отчетливая тенденция все более тесного взаимодействия власти и общества. Этой же цели будет содействовать Общественная палата республики, проект закона о которой разрабатывается Государственным Советом РТ.


Президент Республики Татарстан в соответствии с Конституцией выступает гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина в республике. В его ежегодных посланиях Государственному Совету указывается, что общественные отношения в XXI веке должны строиться на обеспечении прав и свобод личности, соблюдении законности и правопорядка, развитии полноценной многопартийности. В центре экономической и социальной политики республики должны находиться интересы человека, а повышение условий и качества жизни жителей Татарстана должно являться неоспоримой ценностью.


Во время регулярных встреч Президента Республики Татарстан с Уполномоченным по правам человека в РТ рассматриваются актуальные вопросы реализации и обеспечения прав граждан, совершенствования законодательства и правозащитного механизма в Татарстане.


Уполномоченный констатирует, что осуществление прав и свобод человека и гражданина зависит от конкретных условий жизни общества, а потому права человека связаны с его обязанностями, свободы - с ответственностью; права человека не могут реализовываться в ущерб обществу и другим людям - возможность осуществления прав и свобод, обеспечения безопасности человека напрямую зависит от уважения прав и законных интересов других лиц, общей заинтересованности людей в создании и развитии гражданского общества.


Деятельность Уполномоченного в 2004 году получила дальнейшее развитие в рамках полномочий, предусмотренных законом, а именно:


- рассмотрение индивидуальных и коллективных жалоб граждан;


- принятие мер по фактам нарушения прав и свобод граждан, в том числе подготовка и направление соответствующим должностным лицам специальных докладов и заключений о нарушениях прав и свобод человека;


- участие в законотворческой деятельности;


- правовое просвещение граждан;


- организация работы общественных приемных и общественных помощников Уполномоченного.


Ежегодный доклад составлен на основе изучения и анализа информации о состоянии прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан, обобщения результатов рассмотрения поступивших Уполномоченному коллективных и индивидуальных жалоб граждан, сведений, полученных Уполномоченным и сотрудниками его аппарата в ходе выездных приемов граждан, посещения учреждений исполнения наказания и органов образования, социальной защиты. При подготовке доклада использованы официальные данные органов государственной власти и управления, статистические данные, аналитические материалы неправительственных правозащитных организаций, научных и других учреждений, сообщения средств массовой информации, а также материалы конференций, семинаров, "круглых столов", проведенных Уполномоченным или с его участием.


В настоящем докладе также содержится анализ на основе поступивших жалоб наиболее распространенных нарушений прав человека в республике в той или иной области за весь период деятельности Уполномоченного, приведены в хронологическом порядке примеры наиболее характерных нарушений прав граждан, а также рассмотрены вопросы результативности ежегодных докладов, специальных докладов и заключений Уполномоченного.


Уполномоченный выражает признательность всем, кто направил в его адрес информацию и тем самым внес посильный вклад в подготовку настоящего доклада. Главная его цель - привлечь внимание законодательной и исполнительной власти, широкой общественности к той ситуации, которая сложилась в области реализации прав человека в Республике Татарстан, а также содействовать принятию мер по устранению выявленных нарушений, обеспечению и усилению защиты прав и свобод человека и гражданина.


Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в РТ направляется Президенту, Государственному Совету, Кабинету Министров, Конституционному суду, Верховному суду, Арбитражному суду, Прокурору Республики Татарстан и подлежит обязательному официальному опубликованию в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан".


Содействие Уполномоченного восстановлению прав граждан

Институт Уполномоченного не стремится заменить уже существующие каналы обжалования, а является необходимым дополнением к ним. Деятельность Уполномоченного не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Поэтому жалобы граждан, в которых усматривались нарушения действующего законодательства, с доводами Уполномоченного об этом направлялись для разрешения по существу в компетентные органы и соответствующим должностным лицам.


В этой связи необходимо отметить, что большое значение в деятельности Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав граждан имеет тесное взаимодействие с Прокуратурой Республики Татарстан. В частности, в рамках соглашения о формах взаимодействия с ней в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан Уполномоченный знакомится с информацией, систематически предоставляемой прокуратурой, направляет для ознакомления ежегодные и специальные доклады и заключения. Кроме того, Уполномоченным и органами прокуратуры проводятся совместные выездные проверки нарушений прав и свобод граждан. Так, были осуществлены проверки деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы. В подавляющем большинстве случаев по направляемым Уполномоченным обращениям незамедлительно принимались меры прокурорского реагирования.


Столь эффективное совместное осуществление конституционной функции государства по защите прав человека, позволяющее оперативно пресекать каждый случай их нарушения, стало возможным благодаря личному пониманию Прокурором республики К.Ф. Амировым основных задач, стоящих перед Уполномоченным, его стремлению обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина.


Конкретные примеры результативного взаимодействия Уполномоченного и прокуратуры приведены в настоящем докладе.


За время, прошедшее с начала деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, по 31 декабря 2004 г., к нему обратился 7941 человек. Письменных жалоб поступило 2078.


Наибольшее количество жалоб (49,1%) связано с нарушением социально-экономических прав граждан, в том числе: жилищных прав - 35,9%, права на социальное обеспечение - 12,5%, иных социальных прав - 0,7%. Остальная часть жалоб поступает в связи с нарушением личных прав (41,3%), в том числе: права на судебную защиту - 31,4%, права на достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность - 7,8%, иных личных прав - 2,1%. С нарушением трудовых прав связано 9,6% жалоб.


При содействии Уполномоченного удовлетворено 17,3% жалоб, по остальным даны разъяснения.


Уполномоченный особое внимание уделяет соблюдению социально-экономических прав жителей республики, нарушение которых составляет наибольшую долю в обращениях граждан. Соблюдение и защита гарантированных Конституцией РФ и Конституцией РТ социально-экономических прав напрямую зависят от проводимых в этой области реформ.


Как показал анализ обращений, право на жилище их авторы неразрывно связывали с правом пользования качественными жилищно-коммунальными услугами. В них речь шла как о несвоевременном и неквалифицированном устранении неполадок в квартире и в коммуникационных системах, так и о высоких тарифах за оказанные услуги, которые не всегда соответствовали установленным стандартам и нормам. Особую озабоченность Уполномоченного вызывает в этой связи нарушение прав социально незащищенной категории граждан.


Государственная политика Республики Татарстан, как отмечалось в Послании Президента РТ Государственному Совету "О положении в республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2003 году", "ориентируется на потребности человека, и главной ее целью будет обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. При этом центральное звено в социальной политике - повышение роли доходов от трудовой деятельности. Все граждане республики, независимо от уровня дохода, должны иметь равный доступ к образованию, здравоохранению, социальному обеспечению".


Татарстан не остался в стороне от проводимой в РФ реформы социальной сферы. В связи с начавшимся процессом монетизации и одновременным введением стопроцентной оплаты жилищно-коммунальных услуг в республике установлен порядок, который предусматривает опережающую выплату субсидий до предъявления счетов по оплате.


Как отметил Президент Татарстана М.Ш.Шаймиев, "не все проходит гладко, но существенное снижение стоимости услуг в жилищно-коммунальной сфере для населения Татарстана является приоритетной задачей руководства республики, поскольку самой болезненной проблемой для людей является неуклонный рост тарифов". Он высказал уверенность, что при настойчивой работе ее можно разрешить через два-три года, отметив при этом, что высокий уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг остается одним из основных сдерживающих факторов роста реальных доходов населения.


Наиболее характерные примеры нарушений жилищных прав граждан

Более двух лет дирекция ГУП "Чистопольская обувная фабрика", несмотря на неоднократные указания администрации, прокуратуры г. Чистополя и решение Чистопольского городского суда, не представляла в жилищный отдел администрации документы, необходимые для выдачи ордера инвалиду П. Более того, несмотря на решение администрации г. Чистополя о предоставлении квартир бесплатно, в нарушение действующего законодательства, лица, получившие жилье, были вынуждены по требованию руководства фабрики оплатить 40% стоимости квартир. В результате принятых по инициативе Уполномоченного мер документы на выдачу ордеров были представлены в жилищный отдел, взыскание денег с работников предприятия за предоставленные квартиры признано незаконным, а директор фабрики привлечен к ответственности.


Бездушие и черствость, нарушение норм жилищного законодательства в части соблюдения санитарных и технических требований, предъявляемых к жилым помещениям, были допущены при предоставлении жилья инвалиду Великой Отечественной войны гр. Д. Однокомнатная квартира, полученная им в порядке улучшения жилищных условий, оказалась непригодной для проживания. Обращения в администрацию г. Казани, органы социальной защиты и другие инстанции о необходимости проведения ремонта положительного результата не дали. Потребовалось вмешательство Уполномоченного, чтобы в данной квартире были выполнены электромонтажные работы, заменена сантехника, проведен ремонт и остекление оконных переплетов и т.д.


Более четырех лет добивался восстановления жилищных прав гр. С., который был осужден в 1986 году и направлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу специального типа. Во время его нахождения в больнице умерла его мать, и квартира была перераспределена другим лицам. 13 декабря 1995 года заявитель был признан жертвой политических репрессий и, в соответствии с действующим законодательством, приобрел право на проживание и на первоочередное получение жилья в том населенном пункте, где он проживал до применения к нему репрессии.


По вопросу восстановления своих нарушенных прав заявитель обращался во все инстанции, в том числе и к Президенту РФ и в Европейский суд по правам человека. В августе 2000 года он обратился к Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан. Уполномоченный, рассмотрев жалобу, направил обращение Прокурору РТ с изложением своих доводов о необходимости принесения протеста на состоявшиеся судебные решения. Внесенный Прокурором республики протест был удовлетворен. При новом рассмотрении дела суд обязал администрацию г. Казани предоставить гр. С. квартиру.


К Уполномоченному по вопросу восстановления в списке лиц на получение квартир по Программе ликвидации ветхого жилья обратилась гр. Д., которая из-за аварийности дома и тяжелой болезни была вынуждена временно проживать у своей дочери и была исключена из списка. После вмешательства Уполномоченного заявительница была восстановлена в списке.


Гр. Х., проживающей с семьей в двухкомнатной квартире дома, признанного ветхим, было выделено жилье с нарушением требований статьи 96 Жилищного кодекса РСФСР, то есть меньше установленной нормы. После обращения Уполномоченного данный вопрос разрешен в соответствии с требованием закона.


По ходатайству Уполномоченного было отменено незаконное решение о выселении гр. С. с тремя малолетними детьми из общежития без предоставления другого жилья.


К Уполномоченному обратилась гр. Х. с жалобой на незаконное исключение ее семьи из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ее супруг с 1977 года стоял в очереди на получение жилья в Казанском моторостроительном производственном объединении. В 1989 году он был уволен в связи с установлением инвалидности и в дальнейшем незаконно исключен из списка очередников. Истребовав необходимые документы, подтверждающие доводы заявительницы, Уполномоченный обратился в Прокуратуру Республики Татарстан. Решением суда по иску прокуратуры семья гр. Х. восстановлена в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.


Имелись также случаи, когда местные органы государственной власти незаконно отказывали гражданам в приватизации жилых помещений.


Инвалид Великой Отечественной войны гр. К. обратился к Уполномоченному с жалобой на отказ ПТЖХ Приволжского района г. Казани в приватизации жилого помещения. В ходе рассмотрения данной жалобы было установлено, что гр. К. занимает две комнаты в трехкомнатной квартире и имеет отдельный финансовый лицевой счет. В нарушение законодательства ПТЖХ Приволжского района требовало от заявителя получения согласия соседки на приватизацию. После вмешательства Уполномоченного права гр. К. были восстановлены.


К Уполномоченному обратился гр. А., проживающий в доме, который в результате разделения предприятия оказался бесхозным. По инициативе Уполномоченного был решен вопрос о передаче данного дома в коммунальную собственность г. Казани.


Гр. Х. обратилась к Уполномоченному с жалобой на решение администрации ЗАО "КВАРТ", в котором до своей смерти работал ее муж, о выселении ее семьи с двумя несовершеннолетними детьми из общежития в связи с преобразованием его в гостиницу с предоставлением комнаты в другом общежитии. В соответствии со статьей 110 Жилищного кодекса РСФСР члены семьи умершего работника, которому было предоставлено жилое помещение, одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения, отвечающего требованиям статьи 97 ЖК РСФСР, которое общежитием являться не может. Уполномоченный направил руководству ЗАО "КВАРТ" заключение о нарушении жилищных прав гр. Х. Права заявительницы восстановлены.


С нарушением установленного статьей 90 Жилищного кодекса РСФСР порядка было произведено принудительное выселение гр. А. с несовершеннолетней дочерью. За нарушение жилищного законодательства комендант общежития М. АНО ДЭЗ "Северный" привлечена к дисциплинарной ответственности.


Жильцы общежития ГУП "Полиграфическо-издательский комбинат" вынуждены были обратиться к Уполномоченному в связи с отсутствием горячей воды, а также с завышенными тарифами за жилищно-коммунальные услуги. По результатам проведенных жилищной инспекцией и Министерством торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ проверок, инициированных Уполномоченным, руководству ГУП "Полиграфическо-издательский комбинат" внесены соответствующие представления. В результате жильцам возвращены 124 тысячи рублей.


Несмотря на приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, изданный по результатам специального доклада Уполномоченного, жилищно-коммунальные службы продолжали отказывать отдельным категориям граждан в предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Потребовалось вмешательство Уполномоченного и для восстановления нарушенного ЖЭУ-18 Кировского района г.Казани права ветерана труда гр. И. на льготную оплату жилищно-коммунальных услуг.


Гражданка В. обратилась к Уполномоченному с жалобой на нарушение администрацией Высокогорского района ее жилищных прав, которое выразилось в том, что при переселении из ветхого жилья ей с двумя несовершеннолетними детьми была предоставлена однокомнатная квартира жилой площадью 16 кв. метров. Для рассмотрения по существу эта жалоба была направлена Прокурору РТ. По результатам проведенной прокуратурой проверки было предъявлено в суд исковое заявление о признании ордера на однокомнатную квартиру недействительным и предоставлении В. жилого помещения на семью из трех человек в соответствии с существующими нормами.


По коллективному заявлению жильцов общежития в Набережных Челнах о завышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги Упо

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости