Они окрыляли фронт, перегоняя с заводов только что сделанные самолеты

В первые полтора года Великой Отечественной Красная Армия заметно уступала фашистам в оснащении техникой, особенно авиацией. На передовой ощущалась острая нехватка всех видов авиатехники - бомбардировщиков (в том числе пикирующих), истребителей, штурмовиков, торпедоносцев. Ликвидация отставания, а затем и достижение полного превосходства над ударным потенциалом фашистского рейха - отдельная героическая страница нашей военной истории.


Слово - участнику стратегических перелетов по доставке авиатехники на фронт.


В те лихие годы мне довелось принять участие в перегоне самолетов "Ил-2" и "Пе-2". Штурмовики "илы" производились в Куйбышеве (ныне Самаре), а пикировщики Петлякова - в Казани. Наш перегоночный полк получал их на заводах и сосредотачивал у себя на базовом аэродроме в Саранске. Авиаполк снабжал самолетами действующие флоты: Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский, а также Каспийскую флотилию и речные эскадрильи.


Самолеты перегоняли небольшими группами, в большинстве случаев при тяжелых, неблагоприятных погодных условиях, но приказы центра всегда выполнялись точно в срок. Сложные, порой опасные посадки на незнакомых аэродромах всегда держали нас в напряжении. Особенно трудны были полеты на севере в районе Кольского полуострова.


Несколько слов об оснащении самолета "Ил-2" - самом грозном нашем крылатом орудии. Он был создан для штурмовки наземных и морских сил врага. Самолет весил более пяти тонн с двигателем в 1950 лошадиных сил, передняя часть с кабиной пилота бронирована. Скорость по тем временам для штурмовика была огромная - 400 километров в час. У летчика две пушки и два скорострельных пулемета "ШКАС", у стрелка, охранявшего заднюю полусферу, - крупнокалиберный пулемет. Самолет мог брать две бомбы по 250 килограммов и 8 реактивных снарядов, или "эрэсов", как мы говорили между собой.


Наш штурмовик неизменно вызывал панику у вражеских солдат, в их танковых соединениях, в обороне. Противник называл его "черной смертью" или "адской мясорубкой". Были случаи, когда небольшая группа "ильюшиных" в одном бою уничтожала десятки вражеских танков. Известен эпизод из боевых действий штурмовиков: когда шли бои в Берлине, советское командование запретило действие штурмовиков, дабы не нанести случайного удара по своим войскам. Но командование ведущего бои в городе соединения упросило произвести полеты "илов" без применения оружия, и этого было достаточно, чтобы немцы попрятались в укрытия, а наши войска предприняли решающие боевые действия.


Ведущая роль штурмовой авиации в составе советских военно-воздушных сил в годы войны нашла отражение в таком факте: звания Героя Советского Союза удостоился 881 летчик-штурмовик, в то время как Героев среди летчиков-истребителей было 840 человек.


Самолетов "Ил-2" за годы войны нашей промышленностью было выпущено 42 тысячи. Перегонщики самолетов "Ил-2" и "Пе-2" до сих пор благодарны их разработчикам и труженикам авиационной промышленности за высокое качество машин. В нашем полку ни один человек не погиб и не был травмирован из-за неисправности двигателя.


Наша справка. Михаил Карпович Петров родился 7 января 1921 года в Новосибирске. В армию был мобилизован осенью 1941 года и прошел обучение в военно-морском училище в Саранске. Служил в Военно-морских силах. Перегонял авиатехнику на морские базы и линию фронта. Неоднократно летал над Северным Ледовитым океаном в Канаду и США, откуда по ленд-лизу поступала импортная авиатехника.


После войны работал на закрытом производстве в городе Озерск (Челябинск-40) и других секретных заводах Урала и Сибири. В середине 1970-х годов был переведен в нефтяную отрасль, переехал в Елабугу. Работал фотокорреспондентом районной газеты "Новая Кама", заведующим фотокинолабораторией Елабужского пединститута.


Награжден орденами Великой Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалью "За отвагу".


Михаил ПЕТРОВ, Елабуга.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости