В первые полтора года Великой Отечественной Красная Армия заметно уступала фашистам в оснащении техникой, особенно авиацией. На передовой ощущалась острая нехватка всех видов авиатехники - бомбардировщиков (в том числе пикирующих), истребителей, штурмовиков, торпедоносцев. Ликвидация отставания, а затем и достижение полного превосходства над ударным потенциалом фашистского рейха - отдельная героическая страница нашей военной истории.
Слово - участнику стратегических перелетов по доставке авиатехники на фронт.
В те лихие годы мне довелось принять участие в перегоне самолетов "Ил-2" и "Пе-2". Штурмовики "илы" производились в Куйбышеве (ныне Самаре), а пикировщики Петлякова - в Казани. Наш перегоночный полк получал их на заводах и сосредотачивал у себя на базовом аэродроме в Саранске. Авиаполк снабжал самолетами действующие флоты: Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский, а также Каспийскую флотилию и речные эскадрильи.
Самолеты перегоняли небольшими группами, в большинстве случаев при тяжелых, неблагоприятных погодных условиях, но приказы центра всегда выполнялись точно в срок. Сложные, порой опасные посадки на незнакомых аэродромах всегда держали нас в напряжении. Особенно трудны были полеты на севере в районе Кольского полуострова.
Несколько слов об оснащении самолета "Ил-2" - самом грозном нашем крылатом орудии. Он был создан для штурмовки наземных и морских сил врага. Самолет весил более пяти тонн с двигателем в 1950 лошадиных сил, передняя часть с кабиной пилота бронирована. Скорость по тем временам для штурмовика была огромная - 400 километров в час. У летчика две пушки и два скорострельных пулемета "ШКАС", у стрелка, охранявшего заднюю полусферу, - крупнокалиберный пулемет. Самолет мог брать две бомбы по 250 килограммов и 8 реактивных снарядов, или "эрэсов", как мы говорили между собой.
Наш штурмовик неизменно вызывал панику у вражеских солдат, в их танковых соединениях, в обороне. Противник называл его "черной смертью" или "адской мясорубкой". Были случаи, когда небольшая группа "ильюшиных" в одном бою уничтожала десятки вражеских танков. Известен эпизод из боевых действий штурмовиков: когда шли бои в Берлине, советское командование запретило действие штурмовиков, дабы не нанести случайного удара по своим войскам. Но командование ведущего бои в городе соединения упросило произвести полеты "илов" без применения оружия, и этого было достаточно, чтобы немцы попрятались в укрытия, а наши войска предприняли решающие боевые действия.
Ведущая роль штурмовой авиации в составе советских военно-воздушных сил в годы войны нашла отражение в таком факте: звания Героя Советского Союза удостоился 881 летчик-штурмовик, в то время как Героев среди летчиков-истребителей было 840 человек.
Самолетов "Ил-2" за годы войны нашей промышленностью было выпущено 42 тысячи. Перегонщики самолетов "Ил-2" и "Пе-2" до сих пор благодарны их разработчикам и труженикам авиационной промышленности за высокое качество машин. В нашем полку ни один человек не погиб и не был травмирован из-за неисправности двигателя.
Наша справка. Михаил Карпович Петров родился 7 января 1921 года в Новосибирске. В армию был мобилизован осенью 1941 года и прошел обучение в военно-морском училище в Саранске. Служил в Военно-морских силах. Перегонял авиатехнику на морские базы и линию фронта. Неоднократно летал над Северным Ледовитым океаном в Канаду и США, откуда по ленд-лизу поступала импортная авиатехника.
После войны работал на закрытом производстве в городе Озерск (Челябинск-40) и других секретных заводах Урала и Сибири. В середине 1970-х годов был переведен в нефтяную отрасль, переехал в Елабугу. Работал фотокорреспондентом районной газеты "Новая Кама", заведующим фотокинолабораторией Елабужского пединститута.
Награжден орденами Великой Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалью "За отвагу".
Михаил ПЕТРОВ, Елабуга.