Одаренность, как комплекс природных задатков, как генетически передаваемая база, основа для развития способностей, пока не востребована обществом и часто остается нереализованной. И что интересно - именно одаренные дети испытывают наибольшие трудности в обществе. Родители их не понимают. Учителя мечтают о том, чтобы они тихо и послушно выполняли задания. Одноклассники не терпят их превосходства и сознания собственной посредственности. А сами одаренные дети нередко бывают желчными и язвительными, а порой и нетерпимыми к тем, кто не успевает за полетом их мысли, поэтому слишком умных детей в классе не любят.
И по сей день подавляющая часть педагогов с пеной у рта доказывает, что одаренных непременно нужно сажать в одни классы с остальными, чтобы последние не чувствовали себя ущемленными. Следуя этой логике, получается: чтобы не обидеть хромого, все общество должно захромать? А чтобы не обидеть слепых и глухих, еще и ослепнуть, и оглохнуть?
Школа упорно культивирует утверждение, что если рядом с детьми, не наделенными большими способностями к учению, будет постоянно находиться высокоуспешный ребенок, то остальные будут за ним "тянуться" (очень характерное учительское выражение "тянуться"). Другими словами, если в стойло с ишаком поместить арабского скакуна, то и ишак со временем станет скакуном.
Пора вдуматься, какую ужасную роль мы отвели и тем, и другим. Функции одаренного ребенка мы свели к тому, чтобы сгореть факелом, за которым, возможно, потянутся посредственности. Что, кстати, весьма проблематично. Это так же невероятно и опасно, как попытка "потянуться" на беговой дорожке за чемпионом мира по бегу: рекорда не поставлю, а закончится этот эксперимент весьма плачевно. По крайней мере, для меня.
Ребенку, обделенному талантом, мы не даем об этом забыть, каждый день удерживая перед его глазами того, кто вызывает комплекс неполноценности, кто меньше работает и лучше успевает. И если этот несчастный оправдывает надежды учителя и бросает все свои ресурсы на выполнение нереальной задачи дотянуться до одаренного, то горе ему, потому что незрелому организму ребенка эту гонку не выдержать.
Да и надо ли? Кто сказал, что умные руки стоят дешевле, чем умная голова? Что одаренность в области, не связанной с усвоением математики или истории, делает ущербным и не дает стать великим? Раймонд Паулс - великолепный композитор, но куда ему до Иоганна Себастьяна Баха! А куда Баху до Паулса, вздумай Бах писать песни? А мир прикладного искусства гораздо больше именитого прибалтийского композитора знает его сестру, которая совсем не умеет писать музыку, зато умеет делать такие ручные коврики, с изготовлением которых ее брат Раймонд вместе с Бахом, будь тот еще жив, точно бы не справились. И сестра Паулса получает золотые медали на всемирных выставках прикладного искусства. А если бы Пушкину вместо мудрой няни попалась классная руководительница, вознамерившаяся сделать из него ударника, чем бы это закончилось для Александра Сергеевича и русской литературы? Спасибо, попался математик, который сказал ему: "Идите, Пушкин, и пишите ваши стихи. Толку в математике от вас все равно не будет!" И может, благодаря этому мудрому человеку мы и получили "Руслана и Людмилу", "Евгения Онегина" и "Капитанскую дочку"?
Ну никак мы не хотим признавать, что есть блондины и брюнеты, слепые и глухие, что ноги бывают длинными и короткими, музыкальный слух абсолютным и нулевым. Но как только речь заходит об умственном потенциале, так строгие учительницы поджимают губы: "Не можешь - научим, не хочешь - заставим", потому что есть требования программы. Ох уж эти "единые требования"! Во времена культа Мэрилин Монро в фанере вырезали контур ее фигуры с соблюдением всех размеров, и целые толпы экзальтированных поклонниц актрисы трещали по швам, пытаясь пролезть в это отверстие. Примерно то же самое сегодня наша школа пытается проделать с детьми.
Проблема в том, что мы создали искаженную систему ценностей, в которой ребенку с даром, не укладывающимся в школьную программу, нет места. Результаты десятилетнего усреднения и дальше висят гирями на ногах, мешая получить профессию, для которой он рожден. Ведь полученные в школе оценки могут оказаться препятствием для поступления в вуз великого изобретателя уровня Эдисона и музыканта уровня Фрэнка Синатры, которым и школу-то закончить не удалось. И великий Уинстон Черчилль не блистал учебными успехами, как и его великий соотечественник Исаак Ньютон. Дешевый ученый в стоптанных ботинках дорогую науку создавать не может. Вдохновение тоже хочет кушать. И дешевое образование, когда в школах кусок мела не на что купить, экономику страны не поднимет, потому что высшее образование строит свое здание на том фундаменте, который мы десять лет подряд закладывали в холодной, нищей школе с недообученным учителем. Если при Ушинском будущий учитель каждый день после утренних занятий находился на практике в школе, то в современном педагогическом институте, который теперь гордо именуется "университетом", двухмесячную практику свели к трем часам на студента, а непрерывную практику и вовсе сократили. Мы просто бросаем неподготовленного студента в школу на съедение ученикам, а оттуда он уже возвращается с твердым намерением использовать диплом лишь для строчки "образование - высшее" при поступлении на работу куда угодно, но только не в школу.
Трудности подстерегают одаренного ребенка даже в специальных учебных заведениях, созданных именно для него. Дело в том, что есть учебная (академическая) одаренность, или способность к усвоению, и одаренность творческая (креативность). Первая обеспечивает быстрое усвоение знаний и не требует собственного подхода и проявления самостоятельности. Вторая определяется способностью порождать новые идеи, "удивляться и познавать". Учителя предпочитают детей с высокими учебными способностями и низкой творческой одаренностью. Творчество в классическом его понимании может мешать, тормозить процесс обучения. Пытающийся найти нестандартное решение ученик проигрывает и во времени, и в результате, что делает творчество наказуемым. Американские ученые заметили, что одаренным детям всегда принадлежали не только самые лучшие работы, но и самые худшие: "Они просто беспрерывно творили. Временами удачно, временами нет".
Ко мне подошла с жалобой родительница: учитель ставит двойки ребенку с высокими математическими способностями только потому, что он применяет способы решения, которые в этом классе еще не изучаются, а будут изучаться позже. А ребенок, способный к опережающему учению, самостоятельно проштудировал учебники старшего брата; он не понимает, почему нужно решать длинным и нерациональным путем, если есть куда более простой и понятный. Вот уж поистине, "нормальные герои всегда идут в обход!"
На одной из конференций по одаренности мы показывали мальчика - второклассника, который легко парировал вопросы сидевших в зале учителей из материала седьмого класса. Восхищались и недоумевали: а что же этот ребенок делает во втором классе? Самый молодой до недавнего времени студент в мире, индус канадского происхождения, стал студентом престижного университета в 7 лет, а в 13 уже имел степень магистра. Сегодня его рекорд побит: шестилетний американец успешно учится в университете, помогая своим взрослым однокурсникам. Почему же мы с таким тупым упорством не позволяем талантливым детям развиваться, идти вперед?
В ответ слышишь все ту же песню о финансовых трудностях, о невозможности выделить оплачиваемые часы для работы с одаренными детьми. Оплату часов индивидуальной работы на дому с дебильными детьми находим? На преподавание предметов, перегружающих детей и совершенно бесполезных для большинства учащихся в будущем, средства находим? Почему же мы не можем найти их для развития талантов?
Сейчас создаются так называемые классы выравнивания с малой наполняемостью, по 9 - 12 человек, - на это тоже деньги выделили. А что, собственно, мы хотим там выровнять? "Береза останется березой, а лопух останется лопухом, - писал великий польский педагог Януш Корчак. - И вы можете убить и сломать меня, но сделать меня березой вы не сможете". У нас 50 тысяч профессий, и лопух тоже нужен, потому что есть области, где он совсем не лопух. Как-то на одном из заводов Германии директор познакомил нашу делегацию с рабочим-токарем: "Вот этот токарь получает в восемь раз больше меня, потому что таких директоров, как я, в Германии много, а такой токарь в Германии один". А как раз обладателей такого рода одаренности и "выравнивают" в этих классах по принципу: "ноги подрежем, руки вытянем".
По мнению специалистов, человек формируется примерно на 15 процентов в зависимости от унаследованных предрасположенностей и на 85 процентов - от своего окружения. Никто не спорит с тем, что для раскрытия одаренности ребенка необходимы соответствующее интеллектуальное окружение, специфическая развивающая среда. А на деле получается так, что умственно одаренные дети сидят в одних классах с заторможенными детьми. В ходе одного эксперимента мы провели оценку способностей будущих первоклассников, в том числе объема памяти и развитости процессов внимания. Разброс по количеству набранных баллов составил от 9 до 29,7 балла. Можно ли сажать этих детей в один класс?
Совершенно очевидно, что группка одаренных детей просто не даст остальным возможности проявиться. Они первыми взметнут руки после вопроса учителя и заставят его на это отреагировать. Скоро остальные поймут, что им все равно за этой "могучей кучкой" не успеть, и перейдут в режим пассивного ожидания конца урока, т.е. попросту перестанут "включать уши". В такой ситуации страдают и одаренные дети. Они не понимают, зачем им заниматься, если они и так первые. И когда они переходят в старшие классы, где материал уже не осилить, прослушав его вполуха, оказывается, что они не умеют и не привыкли учиться, систематически работать. А потом удивляемся, куда деваются на старших параллелях наши ударники и отличники.
Проведем аналогию. Юные спортсмены тренируются с равными до тех пор, пока не перерастают их. После этого они переходят в более высокие лиги, чтобы опять-таки иметь равное по их силам окружение и бороться за право перерасти его. С интеллектуальными талантами эту очевидную истину постоянно игнорируют. У нас даже общественные клубы интеллектуалов не являются обязательными для школ. И где одаренному ребенку хоть иногда душу отвести? Старые, как мир, формы работы с якобы одаренными детьми (олимпиады и лагерные сборы), хотя в чем-то и полезны, но свой потенциал новизны уже исчерпали, пора идти дальше. Употребляю слово "якобы", потому что на олимпиаду и в лагерь посылают отличников, а отличник и одаренный - не одно и то же. В соответствии с нашими школьными требованиями отличником часто оказывается ответственный зубрилка, точный исполнитель с хорошей памятью, а по-настоящему творчески и даже академически одаренный ребенок не всегда таковым является.
Слышим разговоры о создании "банков одаренных детей" с данными о характере, уровне и особенностях их одаренности, потенциале и достижениях, о перспективах развития и причинах, мешающих одаренности раскрыться в полную силу. Это, понятно, должны быть результаты объективного тестирования и грамотно организованного изучения личности ребенка. Но как эти данные получить, если школы и даже районные методические кабинеты не обеспечены диагностическими материалами, ставками диагностов, которых еще нужно обучить, а сбор данных для такого банка проходит путем анкетного опроса? И тогда "банком" будет называться тот слепой список фамилий, что назовут районы. Держу пари, что будет подан список отличников и победителей городских и районных олимпиад. Некоторые шажки вперед мы все же делаем. Стали открывать гимназии для детей с гуманитарной одаренностью и лицеи для тех, кто имеет повышенные способности к предметам естественно-математического цикла, профильные школы и классы. Но при этом в отдельных регионах запретили конкурсный отбор детей и заставили брать всех подряд. То есть опять же усредненное обучение, только планка, обозначающая средний уровень, поднята несколько выше.
Необходимы организация специальных служб в городах и районах, выявляющих или оценивающих одаренность детей на разных этапах их обучения и развития, создание специальных школ и классов с индивидуально-групповой формой обучения по соответственно адаптированным методикам. В разряд учебных занятий должны входить и специальные курсы для родителей. И все это нужно поставить на профессиональную основу. Требование реализовать развивающие функции обучения никто не отменял. Тем более не отменялась задача обеспечения всестороннего и гармонического развития ребенка в процессе его возрастного становления.
Сегодня Министерство образования республики разворачивает работу по выявлению одаренных детей, созданию условий для максимальной реализации их уникального природного потенциала, запускается разработанная в республике комплексная развивающая программа под названием "Я - гений!" Эта целостная многоэтапная система выявления и развития умственной одаренности ребенка на всех этапах его возрастного развития может успешно применяться в любой, самой отдаленной от центра школе страны. Она включает проработку концепций и планов работы всех школьных подразделений, комплекты диагностических и развивающих материалов, видеокассет для учителей и родителей, материалы для оформления методических кабинетов, программы обучения учителей и руководителей школ, воспитателей и классных руководителей и т.д. Было бы желание всех сторон реализовать эту программу, а значит, вложиться в будущее страны.
Нэлли МОЧАЛОВА.
Профессор, доктор педагогических наук.
Казань.