Современная армия. Молодежь туда не рвется, а даже наоборот, стремится во что бы то ни стало от армии "отмазаться".
Отчего же так случилось и как было раньше? Об этом наш корреспондент Людмила Карташова размышляет вместе с кадровым военным, участником Великой Отечественной войны полковником Анатолием Концевым.
- Как-то, Анатолий Иванович, вы рассказывали, что попали в армию еще в 1940 году...
- Тогда в нее шли с великой охотой, никаких отказников и в помине не было. Да и какие могли быть отказники, если за отказ служить в армии могли запросто пришить 58-ю статью (измена Родине) и на десяток лет сослать на Колыму, а то и к стенке поставить? И отправлялись железнодорожные вагоны, груженные молодыми парнями, в Сибирь, на Север, на Дальний Восток. Сбрившие свои рыжие, черные и русые чубы, одинаково одетые, они с энтузиазмом пели: "И на вражьей земле мы врага разгромим малой кровью, могучим ударом..."
В ту пору было много песен, восхваляющих Красную Армию. И фильмов тоже. Один из самых "крутых", как бы сейчас сказали, назывался "Ударом на удар" и был посвящен маневрам Киевского военного округа. В 1940 году и впрямь не было, наверное, в Советском Союзе мальчишки, который не мечтал бы о военной карьере. Я не был исключением. Я был частичкой народа, слепо влюбленного в свою армию, в ее полководцев. Понимание сути, последствий сумасшедшей всенародной эйфории пришло гораздо позже. Но уже перед Великой Отечественной войной у нашей армии случилась генеральная репетиция, которая, увы, показала не столько нашу силу, сколько слабость.
- Вы имеете в виду войну с Финляндией? Но ведь она так быстро закончилась нашей победой...
- Эту войну называли еще кампанией. Она началась 30 ноября 1939 года и закончилась 13 марта 1940 года. До сих пор народ про ту войну мало что знает. Между тем именно она показала, что воевать мы не умеем. Этот факт признало в особом постановлении даже Политбюро ЦК ВКП (б). Не случайно был заменен нарком обороны, вместо маршала Ворошилова поставили маршала Тимошенко, получившего звание Героя Советского Союза на войне с белофиннами. Мало кто представляет, какими огромными были наши потери в той коротенькой войне - за 105 дней страна потеряла свыше 333 тысяч человек. Вот вам и малая кровь! 19 тысяч 384 человека оказались без вести пропавшими. Потом около 15 тысяч из них обнаружились в плену. Всех вернувшихся из него в Советском Союзе ждали лагеря. С побывавшими в плену в ту пору не церемонились.
- И все же выводы из уроков той войны сделали, так? Тем более время было напряженное, и в воздухе, как никогда, пахло настоящей грозой. И чему же вас учили в армии образца 1940 года, Анатолий Иванович?
- Увы, не всегда тому, что нужно было на современной войне. Например, штыковым атакам. Между тем в Великой Отечественной войне до штыковых атак немцы нас уже не допускали. Или взять прославленную в годы Гражданской войны конную кавалерию, которую вовсю восхваляли и двадцать лет спустя и возлагали на нее большие надежды. Кавалерия к тому времени уже была вчерашним днем. Никогда не забуду холодного январского дня 1945 года где-то на подступах к Германии. Огромное заснеженное поле было сплошь покрыто мертвыми рыжими лошадьми. Целая дивизия там полегла - ее расстреляли сверху немецкие штурмовики, когда кавалеристы шли в атаку. И были они вооружены... наганами и саблями.
- Опять же по истории и литературе мы знаем, что начало Великой Отечественной войны стало для Советского Союза большой неожиданностью. Удар обрушился на сонную Красную Армию, которая затем бежала, оставляя врагу технику, снаряжение. Танки были не заправлены, на ангарах с артиллерийскими снарядами висели замки...
- Помню такой случай. Идет навстречу танкист в шлеме. Я его спрашиваю: "А где твой танк?" Он отвечает: "Кончилось горючее, я его бросил..." В первые дни войны это было в порядке вещей. Не на чем и не с чем было воевать. Автомат считался роскошью, в основном в бой шли с винтовкой. Но немцев мы остановили. Говорят, что в этом нам помогли осенняя распутица и ранняя русская зима. Но это лишь отчасти. В первую очередь, немцев под Москвой мы остановили за счет неимоверных усилий и огромных людских потерь. Был такой сталинский приказ - ни шагу назад. За нарушение - самые суровые наказания, вплоть до расстрела.
- Пятидесятые годы стали для нашей армии "золотым десятилетием" - в это время, как никогда, уделялось большое внимание военно-техническим исследованиям, быстрыми темпами развивалась авиация, военные училища были переполнены, от желающих получить военную специальность не было отбоя. К власти пришел Никита Сергеевич Хрущев. Говорят, что уже при нем начал таять патриотический дух нашей армии. Но отчего так "слякотно" стало в армии после хрущевской оттепели?
- То, что наша армия начала терять свою былую славу, я понял, когда получил письмо от своего племянника с Кубани. Он родился во время войны, когда я был на фронте. Я звал его в Казанское артиллерийское училище, в котором сам в ту пору работал. Написал, мол, приезжай, будешь офицером. Знаете, что он ответил? Спасибо, мол, дядя, за приглашение, но не приеду, потому что хрущевская политика скоро вас самих разгонит... И стал мой племянник шахтером. Ну и как в воду глядел...
- Афганистан - особая страница в истории нашей армии. В той войне приняло участие 500 тысяч солдат и офицеров, более 14 тысяч погибли. Сейчас говорят, что это была ненужная война, что зря кровь лили. Легко говорить... Солдатами в Афгане стали молодые люди, рожденные в 50-60-е годы. Поколение, не нюхавшее пороху, не способное на подвиги, - так говорили поседевшие ветераны Великой Отечественной войны. Но эти самые "мальчики - неженки", когда их призвали в армию и заставили воевать в чужой стране, не ударили в грязь лицом, не испугались и повели себя на поле боя достойно, ничуть не уступая своим отцам и дедам. А вот бездарные офицеры, полководцы и правители встречались во все времена. Или вы со мной не согласны?
- Учитывая опыт Чечни, вполне согласен. Это открытая рана, отнюдь не прибавляющая славы нашей армии. Этой раны, возможно, могло бы не быть, если бы... Если бы на самом деле мы умели громить противника малой кровью.
- Почему все же даже офицеры не хотят нынче служить в армии? Уж не потому ли, что, как выразился некогда главный герой грибоедовской комедии "Горе от ума", что прислуживаться тошно?
- Есть такой момент, согласен. Российская армия переживает сейчас далеко не лучшие времена. Военная служба и военная карьера стали непрестижными. Оттого там дедовщина, что уровень младших командиров необыкновенно низок. Лейтенантов у нас "пекут" на краткосрочных курсах. И вот результат - армия без хорошего командного состава разлагается. Есть много других причин, из-за которых сегодня армия в загоне. Это и экономические трудности в стране, и весьма слабое патриотическое воспитание молодежи, и ее недостаточная физическая подготовка, и неустроенность быта военных, и маленькая зарплата. За державу обидно...
- В последнее время много говорят об альтернативной службе, мол, только в ней наше спасение. Вы, профессиональный военный, тоже так считаете?
- Не совсем. Если все пойдут на альтернативную службу, то кто же тогда останется в действующей армии? Кто страну будет защищать? Ведь посмотрите, что делается, нас со всех сторон "обкладывают": в Средней Азии - американцы, в Грузии - тоже американцы, на Востоке Китай не дремлет... А мы? Мы же не Швейцария размером с детскую ладошку, мы - огромная страна, такая не может жить без мощной армии. Да, в основе своей она должна быть профессиональной и контрактной. Пусть будет и альтернативная служба, потому что нельзя давать солдату оружие, если он призван в армию насильно. У нас должна быть армия быстрого реагирования. С оружием в руках должны служить настоящие мужчины: смелые, честные и здоровые. Вот где их только взять сейчас?