
Гражданским аэропортом Казань обзавелась в 1932 году
Здание старого Казанского аэропорта было заложено еще в канун Великой Отечественной войны, но в строй его сдали лишь в 1953 году.
Позади строения раскинулся первый городской аэропорт, основанный в 1932-м. Тогда на этом месте было бескрайнее поле. Ближайшие границы города проходили у Арского поля и по улочкам в Академической слободе. Небольшой торжок на месте нынешнего Чеховского рынка считался безнадежной окраиной Казани.
В те годы в стране набирала обороты индустриализация, и на противоположной окраине города уже был заложен авиационный завод. Большие надежды энтузиасты связывали с гражданской авиацией.
Одной из первых ярких акций, связанных с деятельностью аэропорта, стала первомайская встреча в 1935 году трех самолетов Особой сводной агитэкскадрильи им. М.Горького. Увлекательный фоторепортаж об этом разместила газета «Красная Татария». Один из материалов подборки подписан Михаилом Кольцовым – участником авиаперелета и легендарным редактором журнала «Огонек».
Целью перелета по маршруту Москва – Горький – Казань – Свердловск была популяризация авиадела в молодежной среде. Кстати, есть версия, что данную задачу перед Кольцовым, в то время наиболее популярным советским журналистом, поставил лично Сталин. Оно и понятно: страна готовилась к будущей мировой схватке с международным империализмом, и подрастающее поколение активно готовили «к труду и обороне». Ведущие журналисты возглавили пропагандистский поход.
Любопытно, что незадолго до описанных событий, в 1929 году, Кольцов стал первым в мире журналистом, вместе с инструктором выполнившим на самолете «мертвую петлю» и описавшим свои ощущения от исполнения фигуры высшего пилотажа в одноименном очерке.
В 1954 году площадь перед аэропортом была облагорожена и названа Аэровокзальной. Одно время она даже служила центром Советского (до 1956 года – Молотовского) района города. К площади подвели асфальтированную дорогу, в 1962 году названную именем борца за африканскую независимость Патриса Лумумбы.
Некогда людная и насыщенная транспортом площадь ныне потеряла свое значение после переноса аэропорта в Лаишевский район. Магистральный аэропорт по ул.Лумумбы перестал действовать в 1979 году, а аэропорт местных линий «Казань-2» – к середине 1990-х.
- Многие казанцы помнят, что Аэровокзальная площадь долгое время была конечной остановкой двух популярных маршрутов общественного транспорта – автобусного №56 и троллейбусного №2. Они следовали соответственно через центр в Заречье и речной порт
Необходимость в новом аэропорте диктовалась безопасностью полетов, которую при развитии современного авиационного флота невозможно было гарантировать в условиях прилегающей жилой застройки. За город аэропорт был перенесен в 1979 году. В 1986-м он получил международный статус. Первый международный рейс был совершен в Берлин. Впоследствии появились регулярные рейсы в Польшу, Германию, Албанию, Болгарию, Китай и Монголию. А с 1992 года из Казани начинают перевозить желающих отдохнуть в Турции.

Многие казанцы помнят, что Аэровокзальная площадь долгое время была конечной остановкой двух популярных маршрутов общественного транспорта – автобусного №56 (некогда самого протяженного в столице) и троллейбусного №2. Они следовали соответственно через центр в Заречье и речной порт. Ныне площадь опустела и производит впечатление осиротевшей. Линии общественного транспорта теперь проходят в стороне – по улице Взлетной, которая, между прочим, действительно пролегает по бывшей взлетной полосе.
На асфальтированной площадке устроена автостоянка. В здании бывшего аэропорта расположились Татарстанское агентство воздушных сообщений и офисы других организаций. Недавно поодаль были снесены другие профильные здания – небольшие вспомогательные корпуса аэропорта и стеклянный павильон сервисного обслуживания автобусной станции постройки 1960-х годов (от нее до ряда райцентров
Точку в истории собственно аэропорта поставила подготовка к тысячелетию Казани. В это время на его месте был возведен новый ипподром.