Вертикаль дошла до науки о прошлом?

Чтобы подрастающее поколение, изучая прошлое России, хорошо знало и историю родного края, нужна совместная работа ученых и Москвы, и Казани.Быть или не быть региональному компоненту в школьных учебниках истории - такой вопрос волнует в настоящее время и ученых, и педагогов Татарстана. Ведь, судя по всему, провозглашенный в Москве курс на вертикализацию власти может изменить и подходы к науке о прошлом.


На недавно состоявшейся II Межрегиональной конференции "Реализация национально-культурного компонента исторического образования в национальных республиках Поволжья и Приуралья" по сути столкнулись два взгляда на эти самые учебники: федеральный и региональный. Институт национальных проблем образования Министерства образования и науки РФ представляли его директор Михаил Кузьмин и заместитель директора Ольга Артеменко. Приехали они в Казань с Концепцией государственной этнонациональной образовательной политики в Российской Федерации.


- Цель четко сформулирована Владимиром Путиным, - говорила О.Артеменко с трибуны. - Это духовная консолидация многонационального российского народа в единую политическую нацию. Соответственно, мы должны способствовать ее достижению.


Региональный компонент разрешено было вводить в учебники в 1998 году. Тогда же определили, сколько его должно быть - до 10-15 процентов. Понятно, что в регионах возможности писать свою историю или литературу очень обрадовались. И на свет появился ряд учебников с оригинальным и доселе никогда не публиковавшимся материалом. Наверное, не надо говорить о том, как сильно это работало на имидж того или иного региона, как способствовало росту самосознания той или иной нации, каждая из которых богата и своими талантами, и своими учеными. Если раньше многие ценные научные открытия пылились, как говорится, на книжных полках, то в этот период они стали значительным, раскрывающим самобытность региона дополнением к общей федеральной картине. Однако, чего греха таить, в этом потоке оказались и учебники, написанные, по мнению самих же региональных историков, крайне непрофессионально и амбициозно.


Всю эту литературу, буквально свалившуюся на головы бедных школьников, решили проанализировать на уровне Государственной Думы РФ. И обнаружили, что в некоторых из них местного материала не 10-15, как разрешено, а 80 процентов. А самое главное - есть моменты, которые значительно разнятся с тем, что существовало из десятилетия в десятилетие в учебниках федеральных. Тогда-то Москва и задумалась: как быть?


Были предложены две поправки в закон об образовании. В статье 28, посвященной компетенции Российской Федерации, говорится о федеральном перечне учебников, который ежегодно должен утверждать специальный экспертный совет. А в статье 32, посвященной компетенции общеобразовательных учебных учреждений, школам предлагается использовать в учебном процессе только те учебники, которые включены в федеральный перечень и перегрифованы, то есть получили гриф Министерства образования и науки РФ.


Возникает закономерный вопрос: по каким критериям будут отбираться учебники в федеральный перечень и пройдут ли эту "цензуру" написанные на местах учебники по истории с ярко выраженным национально-региональным компонентом? Если нет, то смогут ли, например, педагоги использовать учебники по истории татарского народа не только в Татарстане, но и в других регионах, где компактно проживают татары?


Вопрос не праздный. Речь идет не просто об учебниках истории, а об умах будущих граждан России, будущих граждан Татарстана. Именно поэтому сегодня в Татарстане учебники истории - это предмет серьезных размышлений политиков, ученых и чиновников от образования.


- Фактически этот вопрос связан с проблемой федерализма, - комментирует ситуацию ведущий специалист Института истории АН РТ, доктор исторических наук Дамир Исхаков. - В концепции москвичей есть ссылка на то, что они исходят из государственной национальной политики. Ее в свое время разрабатывала группа Валерия Тишкова. Но, как известно, Владимир Путин дал распоряжение эту концепцию полностью пересмотреть. В этом процессе участвовали почти все республики, в том числе и Татарстан. Мы подготовили свои варианты замечаний. В настоящее же время концепции национальной политики как таковой в России нет. Поэтому неизвестно, на что ссылаются разработчики образовательной концепции. Единственный ориентир - высказывание Путина. Да, в нем действительно четко обозначены ориентиры, но механизма достижения цели нет. А ведь все упирается в понимание будущего и в теорию продвижения в это будущее. Если государство федеративное, то там однозначно должны быть и нации. То же, что нам предлагают, - это унитаристский подход.


С точки зрения Исхакова, выступившего на конференции одним из инициаторов дискуссии, ярким примером того, во что может вылиться подобный подход, может стать единый госэкзамен. Как только его введут, сразу же возникнет проблема: как будет согласовываться экзамен по отечественной истории с региональным компонентом? Чтобы сдать этот госэкзамен, дети вынуждены будут готовиться исключительно по разрешенным федеральным учебникам. И не будет необходимости знать историю собственного края, республики, области. Постепенно региональный компонент вытеснится за ненадобностью.


Что касается экспертизы учебников, то, как считает Дамир Мавлявеевич, она должна быть. Эту точку зрения разделяют многие татарстанские ученые и педагоги. Но все упирается в квалификацию экспертов. Безусловно, это должны быть специалисты высокой компетенции. И тут не имеет значения, это ученый из Татарстана или из Москвы. Но как быть с проблемами идейного и даже политического несовпадения взглядов авторов московских и местных?


В качестве ответа Дамир Исхаков приводит в пример учебник истории татар, написанный Р.Г.Фахрутдиновым. Освещая период татарских ханств, автор пишет подробно о том, как татары и русские постоянно воевали друг с другом, восхваляет героизм татар и показывает русских как врагов. Откуда такой подход, в котором нельзя не усмотреть предвзятости? Да это реакция на подход, давно уже имеющий место в федеральных учебниках. Если российский менталитет не принимает татарскую историю золотоордынского периода, рассматривая Орду как врага, то понятно, что подобное негативное отношение к татарам автоматически переносится и на период казанских ханств. Но с другой стороны, именно из-за такой диспозиции еще золотоордынского времени русские рассматриваются как люди, попавшие в зависимость от Орды и их действия трактуются как национально-освободительная борьба. В результате пропадает истинное содержание ситуации XV-XVI веков.


- На самом деле русские выделялись из состава Золотой Орды, как другие татарские государства, - объясняет Исхаков. - В процессе выделения они постоянно блокировались с определенным набором государств во взаимной борьбе за их наследие. Скажем, долгое время другом Московской Руси было Крымское ханство. Они сообща воевали против Большой Орды. Такие вещи вообще не прописаны в федеральной истории. Это концептуальная слабость учебников, авторы которых поддались идеологическим настроениям.


Еще один пример. В учебнике Б.Ф.Султанбекова один из критических моментов в истории Татарстана - процесс суверенизации - дан в довольно выпуклой форме как прогрессивный момент в истории республики. С точки зрения интересов татар вопрос освещен правильно, а вот с точки зрения москвичей - совершенно ошибочно. Но ведь где-то должна быть золотая середина, устраивающая и татарстанцев, и москвичей? Исхаков считает, что правильнее было бы показать национальное движение татар, борьбу Татарстана за суверенитет как процесс развития демократии в России. Это и для русского общества важный момент. Однако для того, чтобы такая постановка прозвучала и в федеральных учебниках, требуется дополнительная работа ученых, авторов этих учебников по согласованию воззрений.


Кстати, на упомянутой конференции Михаил Кузьмин после того, как выслушал горячие доводы татарстанских ученых, сказал следующее:


- Позицию нашего института можно охарактеризовать словами кота Леопольда: "Давайте жить дружно". Нужно садиться за стол и обсуждать эти проблемы вместе.


Так или иначе, рецензировать учебники истории с ярко выраженным национально-региональным компонентом нужно. Прежде всего для того, чтобы отстоять право писать самим свою собственную историю, но при этом не отрицая согласовывания регионального материала с федеральным. В Татарстане есть специалисты, способные сдвинуть с мертвой точки эту глыбу. Они в основном сгруппированы в Академии наук Татарстана, которая могла бы курировать эту важную работу. Но здесь не обойтись без поддержки республиканского Министерства образования и науки - как на юридическом уровне, так и на финансовом.


Резеда ДАУТОВА.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости