Группа редакторов ведущих региональных газет встретилась на днях с министром образования Российской Федерации В.М.Филипповым. Речь шла об основных принципах модернизации образования в нашей стране. Ниже мы излагаем содержание состоявшейся беседы.
Каждый день приходят на учебу или на работу в российскую систему образования 40 миллионов 600 тысяч человек, сказал министр. В эту систему входят детские сады, школы, начальное профобразование (ПТУ и профлицеи), среднее профобразование (техникумы и колледжи), высшее и послевузовское (аспирантура и докторантура) образование и дополнительное профессиональное образование (институты повышения квалификации). 29 декабря 2001 года Правительство России утвердило концепцию модернизации российского образования до 2010 года. Все намеченные в ней мероприятия сконцентрированы по трем основным направлениям: повышение доступности, качества и эффективности образования.
Что касается первого направления, то зададим вопросы: у нас детских садов стало больше или меньше? Доступность обучения в гимназиях и лицеях расширялась или уменьшалась? Или такой вопрос: тебя приняли в московский вуз, проживешь ли ты в столице на 200 рублей стипендии (общежития может и не быть)? Не случайно, решая проблему доступности образования, мы два года подряд увеличиваем ассигнования на ремонт общежитий - они предназначены для проживания студентов, а не для зарабатывания денег администраторами вузов. Чтобы дать способным студентам возможность учиться, мы, например, в той же Москве ввели социальную стипендию - вне зависимости от оценок, лишь бы не двойки. А если ты еще и хорошо учишься, то у тебя будет одновременно и обычная стипендия. С первого сентября этого года сумма двух стипендий будет составлять более тысячи рублей.
Самое сложное - школа. Из названных выше 40 миллионов 600 тысяч учащихся и работников образования на среднюю школу приходится 23 миллиона человек. У нас в стране примерно 65 тысяч школ, две трети из них (45 тысяч) - сельские, среди которых много малокомплектных. Так, 5600 школ страны имеют численность учащихся с первого по последний класс менее 20 человек. И никто не ставит вопроса об их закрытии. Иностранный язык и основы владения компьютером мы намерены вводить со второго класса. Надо увеличить число часов на уроки физкультуры. Будет введено преподавание основ экономики и права. В старших классах вводится профильное обучение: по каждому предмету - физике, химии, истории, математике, литературе и т.д. - будет два стандарта: первый - базовый, второй - углубленного уровня. Ребята сами выбирают, что изучать на углубленной основе, а что - на базовой.
Благодаря поддержке Президента России появляется возможность вернуть школу на уровень государственных гарантий в самом главном - в оплате труда учителей, других работников школы и в финансировании учебных расходов. По внесенному в Госдуму законопроекту две названные статьи выводятся на уровень субъектов Федерации. Остальное (ремонтные, коммунальные расходы) остается на местном, муниципальном уровне.
Важно, что школы становятся полноправными юридическими лицами со своими банковскими счетами. Что школы компьютеризируются. Что нынче удалось направить сюда по сто томов классической литературы. Что вскоре в каждую школу (впервые за 15 лет!) уйдет комплект спортивного оборудования и спортинвентаря.
Важное значение придается развитию профобразования. Ни для кого не тайна, что у нас наблюдается перенасыщение общества людьми с высшим образованием и не хватает квалифицированных рабочих кадров. Например, только в Санкт-Петербурге их требуется 80 тысяч, причем предлагаемая зарплата в среднем в два раза выше, чем для выпускников вузов.
Проблемы высшего образования надо рассматривать и с точки зрения его доступности, качества и эффективности. Сегодня во все элитарные и в большинство других вузов можно поступить только через репетиторство при данном институте или университете, либо через платные курсы, либо через целевой прием, либо через "договорные" школы. А что делать абитуриентам с периферии, которые не могут попасть ни к репетиторам данного вуза, ни на платные курсы, ни в "договорную" школу (таковые в основном лишь в Москве и Питере)? Оставлять ситуацию в таком виде нельзя, надо вводить более объективную схему приема. И строить ее нужно на основе единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Автору данных строк уже доводилось писать о ЕГЭ. Напомню его суть. В Москве готовятся задания, которые рассылаются по всей стране в пакетах одноразового вскрытия. Пакеты вскрываются в присутствии учеников и тех, кто проводит экзамен. По этому методу проводится пять экзаменов, из них два - обязательные (математика и русский язык и литература), остальные - по выбору, в зависимости от профиля института, в который собирается поступать школьник. Три или четыре часа (по разным предметам - разный регламент) ребята пишут ответы на вопросы. До окончания экзамена никого из класса не выпускают. Затем ответы помещаются в пакет одноразового закрытия, который направляется на проверку. Причем две трети работ сканируются и проверяются в Москве. Сканируются они так, что нельзя определить ни фамилии, ни названия школы - наличествует только штрихкод. Оставшаяся треть работ проверяется в субъектах Федерации. Таким образом, не учителя оценивают свой труд, а специалисты, не имеющие к данной школе никакого отношения, то есть уровень знаний определяется совершенно беспристрастно. Далее выпускники посылают свои работы в выбранные ими вузы - один, пять или сто двадцать пять, кто как пожелает. Вузы определяют претендентов в очередности по набранному на экзамене количеству баллов. Кстати, оценка выставляется по 100-балльной шкале.
Нужно еще заметить, что в родных стенах ЕГЭ будут сдавать только выпускники крупных городских школ. Выпускники же сельских школ (а таких, напомнил министр, две трети от общего количества!) будут сдавать в каких-то больших помещениях, сразу несколько школ вместе.
Если в 2001 году единый госэкзамен проводился в пяти субъектах Федерации, то в прошлом - уже в шестнадцати, в нынешнем году это число возрастет до 48, а в 2005 году ЕГЭ будет введен повсеместно. Работа с абитуриентами в вузах уже сейчас в значительной мере компьютеризирована. Добавится обязанность нажать еще одну кнопку, чтобы данные о приеме на основе ЕГЭ оказались на сайте в Интернете. Более прозрачной системы придумать нельзя.
Конечно же, некоторые специфические вузы - культуры, искусства, спорта - помимо ЕГЭ будут требовать дополнительного экзамена - специального испытания. Надо же проверить, есть ли природные задатки у будущего артиста или художника, по присланным документам этого не определишь. Может быть, придется ввести дополнительный экзамен и для МИФИ, мехмата МГУ, отдельных факультетов Санкт-Петербургского университета и т.д. - не в целом для вуза, а только для тех факультетов и отделений, где предстоит углубленное изучение специальности.
Возникает и такая альтернатива: ряду ведущих университетов страны разрешить примерно 10 процентов поступающих принимать не по ЕГЭ, а на каких-то своих условиях по решению ученого совета. Возьмем, например, технический университет им.Баумана в Москве. Зачем ребят, которые поступают на факультет ракетных двигателей, испытывать на знание русского языка? Чтобы репетиторов кормить?
Что касается качества образования, то министр заверил: мы ужесточаем требования. Министерство ввело свой сайт, куда могут обратиться студенты, родители, педагоги и сообщить о тех или иных недостатках. Раз в два месяца министр собирает комиссию и представляет список, допустим, 15 вузов на внеочередную проверку. Для формирования бригад В.М.Филиппов использует свой банк данных на две тысячи профессоров. Члены комиссии приезжают на места с тестовыми заданиями, дают их студентам и проверяют знания. В итоге несколько вузов были лишены аккредитации, некоторые институты рассматриваются в качестве кандидатов на лишение лицензии.
- И все-таки отсюда, из Москвы, - признается Владимир Михайлович, - трудно следить, как работает, к примеру, пединститут в Благовещенске или филиал столичного вуза в Хабаровске, поэтому мы передаем право текущего контроля за вузами в регионы - советам ректоров и местным органам образования. И с какими же поразительными случаями приходится сталкиваться! Например, ректор Петрозаводского университета В.Н.Васильев решил проверить, насколько обоснованны оценки, которые выставила приемная комиссия поступающим на юридический факультет. Он ночью открыл сейф, взял письменные работы по иностранному языку и утром передал их другой комиссии - перепроверить. В результате 90 процентов пятерок не подтвердились, половина троек оказались натянутыми. После этого все члены приемной комиссии юрфака ушли в отставку.
- Но деньги, по несколько тысяч долларов, они уже получили, - заметил главный редактор петрозаводской газеты "Губерния" Г.Воеводин. - Мы писали об этом...
- Да, это так, - подтвердил министр. - Я скажу вам больше. Вот представьте: в вузе создано, скажем, десять комиссий - по математике, физике, истории, русскому языку, иностранному и так далее. Пусть в комиссиях по десять человек. Итого на приеме работают 100 человек. За каждым из них - пять-шесть абитуриентов, у которых он репетитор. Эти ребята должны поступить, иначе на следующий год к такому репетитору никто не придет. Выходит, 500-600 мест в вузе уже занято. Теперь умножайте эти цифры на 600 - количество вузов в стране. Получается, что заведомо заняты свыше 300 тысяч мест. А какой план приема на 2003 год в бесплатные, бюджетные вузы России? Официально называю: 360 тысяч. Надо ли доказывать, что ничего бесплатного там уже почти не осталось? А есть еще целевые приемы, договорные школы...
- Я знакома с целевым приемом, сама преподаю на факультете журналистики, - сказала главный редактор газеты "Саратовские вести" Т.Артемова. - Мало того, что ребята талантами не блещут, так еще и успевают еле-еле... А возвращается эта девочка к себе в райцентр - и становится главным редактором районной газеты...
- По правилу: врачом ты быть не можешь, можешь только главврачом? - подхватил министр. - Действительно, кто идет по целевому приему? Дети начальников. Сначала районных, потом остатки разнарядки рассылают по предприятиям - там своего не упустят директора, их замы, куча же у нас начальников... Сейчас порядок меняется. В июне прошлого года принята поправка к закону об образовании. Целевой прием теперь будет строиться на основе договора между вузом и субъектом Федерации или муниципалитетом, а не с хозяйствующим субъектом, как сейчас. Это первое. Второе: определяется план приема по целевому принципу, и на эти места объявляется конкурс среди всех желающих. Но с одним условием: абитуриент берет обязательство после окончания института отработать по контракту необходимый срок в той организации, которая оплачивает его учебу. Если не можешь, то верни затраченные на твою учебу деньги.
- Владимир Михайлович, я с интересом слежу, как развивается проект по государственным именным финансовым обязательствам - ГИФО. Идея, конечно, неплохая, но вот наш совет ректоров поставил на этом деле крест. А как в других регионах? - задала вопрос генеральный директор издательского дома "Волжская коммуна" (Самара) Т.Воскобойникова.
- Государственные именные финансовые обязательства имеют целью убить сложившееся дикое платное образование (вспомним при этом и о поборах через репетиторство и другие каналы при поступлении в "бесплатный" вуз) и создать условия для конкуренции на рынке образовательных услуг. У вас же, похоже, руководители государственных вузов хотят, чтобы, с одной стороны, к ним шли бюджетные деньги, а с другой - под рыночными знаменами заниматься поборами.
Сейчас абитуриенты на бесплатные места поступают по конкурсу. Не добрал один балл или пять баллов - неважно, и в том и в другом случае ты говоришь институту "до свидания". Или поступай на платные места, где опять же могут быть затруднения: нужно заплатить 800 долларов, а у тебя только 700. Снова "до свидания".
Что предполагается? Будет сохранен бесплатный (его еще называют бюджетный) прием. Из бюджета выделяются средства для обучения 170 студентов на каждые десять тысяч населения. Сегодня на каждые десять тысяч приходится 380 студентов. Значит, 210 из них учатся на платной основе. Предполагается, что в дальнейшем тот абитуриент, который наберет, скажем, 70 процентов из возможных баллов, поступает учиться бесплатно. Недобравший 10 процентов до этого уровня уже платит - положим, 100 долларов в год. За недобор в 20 процентов - уже 200 долларов. И так далее по шкале. Мыслится также система целевой поддержки. Если дочь Филиппова недобрала баллы - пусть министр платит. А если это дочь простой учительницы, то ее можно простить. Короче, будет регулирование в зависимости от материального положения семьи.
Журналист из Курской области Л.Имекина сказала, что у них в районном городке функционируют девять институтов и одна академия. Дело доходит до смешного: среди вузовских преподавателей есть уволенные воспитательницы детских садов. Понятное дело, выпускников таких институтов никто на работу не берет. Почему так просто даются разрешения на открытие частных вузов?
Министра этот вопрос явно задел за живое.
Что значит "разрешение"? - переспросил он. - Есть два документа на этот счет. Один - лицензия на ведение преподавательской деятельности. Если заявка оформлена правильно, не дать ее нельзя - засудят. Но не это самое страшное. Самое страшное - в законе, который гласит: предметом лицензии могут быть условия обучения и не может - содержание образования. Жуткая фраза. В эту дурь мы вляпались на волне всеобщей эйфории в 1991 году. То есть по закону частный институт может давать инженерное образование без математики. А в 1992 году еще такую поправку внесли: государственные вузы на платной основе могут занимать только 25 процентов мест. А вот другим говорят: идите в частный институт, эта халтура через дорогу. Туда и пошел поток денег. С большим трудом удалось нам узаконить другую пропорцию - пятьдесят на пятьдесят.
Второй документ - аккредитация. Она дается через пять лет работы (время на подбор преподавателей, библиотеки, время для отладки учебного процесса) и влечет за собой право выдачи государственного диплома. Подтверждается аккредитация каждые пять лет. Наша задача - изменить систему платности на основе государственных именных финансовых обязательств. Вторая - добиться, чтобы к нам своевременно приходила информация о халтуре на местах. Вот в Воронежской области в одном из районов местный вуз, именовавший себя Воронежским экономико-правовым институтом, решил вести образовательную деятельность в 12 субъектах Федерации, включая Кубань, Волгоградскую, Липецкую области и другие. Образование очное, студенты в армию не призываются, заплатил 300-500 долларов - и откосил от армии (и не надо никому давать взятки). И вот под эту крышу набрали 12 тысяч студентов. Я подписал приказ о лишении вуза не только аккредитации, но и лицензии. А что делать со студентами? Они подали в суд на ректора. Я тоже готовлю материалы в прокуратуру.
- Владимир Михайлович, - взял слово главный редактор "Вольной Кубани" В.Ламейкин, - у нас в Краснодарском крае сотни бездомных ребят. Моют машины на перекрестках, попрошайничают на вокзалах, бомжуют на курортах. Что делать с этими ребятами? Ведь не учатся нигде...
- Колоссальной важности вопрос! У него, между прочим, есть и вторая сторона. Мы подчас забываем, что школа занимается не только обучением, но и воспитанием. В законе об образовании говорится о "целенаправленном процессе воспитания и обучения". Воспитание, заметьте, стоит на первом месте. Мы должны в каждой школе восстановить должности замдиректора именно по воспитательной работе. И еще. В прошлом году школу посещали 20 миллионов детей, через шесть лет останется 14 миллионов. 500 тысяч учителей надо будет сократить! Так, может, не будем их сокращать? Дадим им внеурочные кружки, секции, чтобы они занимались воспитанием детей? Пусть у учителя будет не 18 часов загрузки, а только 10. Но дадим ему еще по 6-8 часов работы с детьми в кружках и секциях.
Почему я это связал с вопросом о беспризорных детях? Потому что их надо привести в школу. Но школа должна быть готова к этому.
В прошлом году мы восстановили учет всеобуча. Сейчас точно знаем, сколько людей живет в данном микрорайоне, сколько ходит в школу и сколько нет. Вот точная цифра: вне стен школы находится 55 тысяч ребят. Это на 65 тысяч школ. То есть меньше одного человека на школу. Но по нашей стране гуляют дети выходцев из Грузии, Армении, Таджикистана и т.д., многие нигде не зарегистрированы.
Но в действительности проблема не в цифрах. Проблема в том, чтобы повернуть все общество к воспитанию детей. И это дело не только системы образования. Это дело и семьи. Сейчас подготовлены поправки в закон: отвечать за получение обязательного девятилетнего образования должны родители. Чтобы не педагоги за ними бегали в поисках малолетнего прогульщика, а чтобы сами родители шли к учителю: посоветуйте, как повлиять на отпрыска. Но надо думать и о механизме ответственности родителей: кто не выполняет своих обязанностей, тех через суд лишать родительских прав либо заставлять их оплачивать содержание ребенка в доме-интернате.
И вот еще одна проблема. Мы нашли возможность (спасибо Президенту: он помог нам получить 600 миллионов сверхплановых рублей и дал указание Минфину на следующий год выделить еще такую же сумму) направить в школы спортинвентарь. Но где найти и сколько заплатить учителю физкультуры, чтобы он занимался с ребятами до 9 часов вечера? Я написал об этом письма каждому губернатору.
В завершение беседы зашла речь о зарплате бюджетникам. Министр пояснил:
- С первого октября фонд оплаты труда в вузах повышается на 33 процента. А внутри него пусть сам вуз распорядится, кому на сколько. Может, у технички зарплата повысится в два раза, а у профессора - на 70 процентов. То же самое касается учителей и других работников школьного образования. В субъектах Федерации есть фонд их зарплаты - вот он и повышается на 33 процента. Профсоюзы предложили перейти от единой тарифной сетки к отраслевой и передать это дело на усмотрение регионов при условии, что будут действовать определенные гарантии на федеральном уровне. Тут я согласен с профсоюзами. Нельзя сейчас зарплату лишать федеральных гарантий. Каким будет окончательное решение? Подождем до 16 мая, когда Председатель Правительства будет отвечать на вопросы депутатов Государственной Думы.