
Нашего земляка Олега Сакмарова называют легендой русского рока, музыкантом-мультиинструменталистом. В Казани прошло его детство, здесь он окончил специальную музыкальную школу при консерватории. В питерский период своей жизни Олег Сакмаров был солистом, пожалуй, самых известных российских рок-групп «Аквариум» и «Наутилус Помпилиус»: волшебно играл на флейте, саксофоне, клавишных… Сегодня музыкант руководит оркестром Московского театра «Ленком».
Недавние выступления Олега Сакмарова в Казани вызвали немалый интерес меломанов. Первое из них прошло в рамках «Абязов-фестиваля» в Большом концертном зале им. С.Сайдашева. А на следующий день Сакмаров и московская рок-группа «Зерна» стали гостями в Доме-музее Василия Аксенова.
– Олег, как родилась идея совместного концерта с оркестром «La primavera»?
– Наш творческий союз с Рустемом Абязовым вовсе не случаен: мы вместе учились в музыкальной спецшколе при Казанской консерватории, где в середине 70-х годов создали группу «Диез». Идея совместного выступления в Большом концертном зале принадлежит Абязову, и я ее горячо поддержал. Когда Рустем услышал песни из моего альбома «Святой и грешник», он сказал: «Это то, что надо для нашего концерта „London Bridge“. Полгода продолжался подготовительный период, и вот мы представили казанской филармонической аудитории авторский рок в сопровождении замечательного камерного оркестра «La primavera». Вообще наше творческое сотрудничество с Рустемом Абязовым и другими близкими мне по духу людьми продолжается много лет, меняются лишь формы и степень интенсивности.
– Интересно, что концерт проходил в день предполагаемого конца света. Что же происходило в тот вечер?
– По замыслу музыкантов, наш концерт должен был стать культурно-магическим актом по улучшению существующего мира, по его плавному переходу в новое состояние. Некое шаманское камлание. Этой задаче соответствовали и мои песни, и песни группы «Зерна» – одного из лучших коллективов на современной российской рок-сцене. И по-моему, в этот вечер контакт со зрителями совершенно разных возрастов и музыкальных пристрастий состоялся: публика живо реагировала на магическое действо, происходящее на сцене, кричала «браво», нас вызывали на бис. Очевидно, что удовольствие получили все – и зрители, и музыканты оркестра, ловившие все на лету и прекрасно справившиеся с аранжировками рок-музыки, и сам маэстро Абязов. В свою очередь я тоже получил колоссальное удовольствие. В зале прекрасная акустика, а музыканты Абязова действительно мирового уровня. Но главное, я понял, что был на своем месте, делал свое любимое дело, как это было, когда я играл в «Аквариуме», в «Наутилусе»…
– Расскажите о вашей дружбе с писателем Василием Аксеновым.
– Мы познакомились с ним в Вашингтоне в середине 90-х. Общее казанское детство стало первой душевной ниточкой, из которой выросли наша многолетняя дружба и творческое сотрудничество. Я аккомпанировал Василию Павловичу на саксофоне и флейте во время его поэтических и прозаических выступлений. Год назад на встрече в Доме-музее Аксенова я показал видеозаписи этих выступлений, прочел отрывки из своих воспоминаний о дружбе с писателем, вышедших недавно в сборнике «Одинокий бегун на длинные дистанции». Моим последним сильнейшим впечатлением от прозы Аксенова стал его роман «Дети ленд-лиза», опубликованный уже после смерти писателя.
– Что же все-таки объединило писателя и рок-музыканта?
– Удивительны переклички аксеновского военного детства и моего, которое прошло в начале 60-х годов в Казани. Аксенов-мальчик сначала жил в шикарной квартире в центре, а после ареста родителей – в тесной коммуналке. Мое детство тоже прошло в контрастных ощущениях: от профессорской квартиры на улице Лобачевского у бабушки-абики и дедушки-бабая по татарской линии и дома-развалюхи в Суконной слободе, где жили эвакуированные из Ленинграда родные по папиной, русской, линии. Как сейчас помню мальчишеские шайки «сухонки», лихие хулиганские игры, борьбу за выживание в пацанской компании, ее жестокость. Все это очень ярко и убедительно описано Аксеновым и читается как будто про меня! А с другой стороны – зеленая лампа, за которой бабай писал свои научные труды, любовь и забота со стороны родных, классические колонны Казанского университета, где работали мои родители-гуманитарии, творческая атмосфера в музыкальной спецшколе…
В начале 2000-х я позвонил Аксенову с родительской дачи в деревне Ташевка Верхнеуслонского района в город Биарриц на границе Франции и Испании, где у писателя был свой дом. Василий Павлович поразился звонку из заволжской глубинки во французскую… Мы долго разговаривали, договорились вместе играть концерты. И лишь потом я понял, что для него, уроженца Казани, это был настоящий звонок из детства – страшного и прекрасного. Ну и, конечно, нас связывала любовь к музыке – Аксенов не только джаз любил, но и прекрасно вписывался в рок-н-ролльную атмосферу, любил «Аквариум».
– Олег, вы ведь не только музыкант, но и статьи, книги пишете. В казанском издательстве еще в 2005 году вышла ваша первая книга «Разговор с золотой рыбкой». Почему именно в Казани – на родине? И было ли ее переиздание?
– Мои друзья-музыканты в шутку говорят обо мне – «татарский хан», «казанский зверь», и поэтому я не мог не выпустить свою первую книжку именно в родном городе, когда ему исполнилось 1000 лет. Позже в Москве вышло ее продолжение с подзаголовком «Рок-сюита». В московское издание книги вошли также мои стихи, архивные тексты о дружбе с Борисом Гребенщиковым, написанные еще до того, как я стал музыкантом группы «Аквариум». И в этом есть своя изюминка.