
В Национальной художественной галерее "Хазине" открылась персональная выставка одного из наиболее самобытных современных мастеров кисти Татарстана - Анвара Сайфутдинова. Здесь представлено более ста работ, выполненных в различных жанрах - живопись, акварель, графика, скульптура, керамика - и на разных жизненных этапах.
На открытие пожаловало необыкновенно большое количество публики - в залах негде было яблоку упасть. Но в этот зябкий апрельский день все ощущали себя необычайно комфортно, ведь тепло излучали сами работы мастера. И в целом выставка получилась яркой, радостной. Очевидно, именно в таком настрое на позитив, добро и ощущает сейчас потребность наше общество. Что скрывать, люди теперь откровенно нуждаются в искусстве, которое поможет им не только пережить тяжелые времена, но и обогатиться духовно. Поэтому отдельное спасибо устроителям вернисажа - сотрудникам галереи и директору Музея ИЗО Розалии Нургалиевой.
Нынешняя экспозиция у Сайфутдинова далеко не первая. У него вообще большая выставочная практика. Еще будучи студентом Московского художественного института им. В. Сурикова, он участвовал в престижных выставках в знаменитом Политехе. Или, например, в одном составе с Эрнстом Неизвестным и Михаилом Шемякиным участвовал в проекте "Картины возвращаются в Россию" в ЦДХ. Напомню, что по окончании института Анвара пригласили на годичную стажировку в святая святых для каждого приверженца казанской художественной школы - в Дом-музей Николая Фешина, что в городе Таос штата Нью-Мехико, США. По итогам стажировки там же состоялись две выставки в престижной "Тернер-Арт Галери", после чего и началось так называемое "планетарное расселение" картин Сайфутдинова. Между прочим, его картины оказались и в легендарной коллекции Ростроповича-Вишневской!
Возвратившись на родину, Сайфутдинов стал лидером творческого объединения молодых художников "Дастан", ратующих за возрождение национального наследия и западно-восточный синтез в искусстве. В Казани художник многие годы является возмутителем спокойствия в хорошем смысле этого выражения. Каждая выставка "дастанцев" или самого Анвара - всегда живой эксперимент, демонстрация неожиданных находок не только в плане техники и красок, но и манере подачи творческого материала. Будь это новаторская роспись потолка Большого концертного зала имени Сайдашева или иллюстрации к Ветхому Завету (выполненные маслом в черно-белой гамме, они оставляют впечатление легкой графичности зарисовок ... очевидца).
Наблюдая за творческим поиском Анвара, погружаясь в густую полифонию красок его художественного и внутреннего мира, невольно отмечаешь, что он словно пытается взахлеб напиться красотой Жизни. Он будто бесконечно ей удивляется. Впрочем, разве это не наиглавнейшее умение для любого человека - не потерять, сохранить в себе способность удивляться и восхищаться? Сам художник говорит о своих картинах так: "Это мои воспоминания о счастье и история любви".
Искусствоведы же особо отмечают в живописи Сайфутдинова характерную декоративность красок в сочетании с сильным национальным духом. Отмечу, что этот этнический оттенок представляет собой не только подсознательное проявление культурного архетипа, но он также чрезвычайно интересен ученым-этнографам и историкам. Присмотритесь внимательнее к его портретам-фантазиям, и вы все поймете сами. Портретная живопись вообще занимает в творчестве художника особое место. Здесь мы видим и реальные лица (к примеру, академика Тарчевского, тренера "Ак барса" Абрамова, журналиста Балашова, писателя Мушинского), и воображаемые лики. Разумеется, среди портретов преобладают женские... Специально хочу отметить трогательный портрет матери, простого повара. Впечатление, что при его создании кисточку свою Анвар окунал в божественную краску под названием "Любовь". Кстати, мама художника также присутствовала на вернисаже, и, по словам Анвара, она, словно ангел-хранитель, бывает на открытии каждой его экспозиции. Счастливый человек, этот Анвар Сайфутдинов!
Композиционно выставка представляет собой ретроспективный калейдоскоп, отражающий творческий путь художника начиная с 90-х годов прошлого столетия. И это двадцатилетие для Анвара было весьма продуктивным, так что четырех просторных залов "Хазине" едва-едва хватило, чтобы вместить его творения. Как говорится, "за скобками" осталось примерно столько же картин. Из них вполне можно было бы составить еще одну выставку. Как, впрочем, и из работ Сайфутдинова, хранящихся в частных коллекциях.
Невероятно, но при такой фантастической феерии красок и образов сам Анвар Сайфутдинов считает себя приверженцем... реализма. Хотя что удивляться, ведь жизнь доказала, что реализм как направление в искусстве оказался невероятно живуч, и в начале ХХI века он вбирает в себя десятки художественных вариаций. Вот и Анвар Сайфутдинов не перестает удивлять ценителей живописи. На нынешней выставке каждый посетитель найдет "свою" картину. Будь то задумчивый "Морской ангел", "Театр снов" или философично-сосредоточенная серия "Небо", цикл "Сны"... А может, это будет неожиданно поэтический и нежный триптих "Баня" либо трогательный натюрморт с полевыми цветами? Уверена, вдумчивый зритель отметит волшебные работы, выполненные в смешанной технике, как-то: "Поцелуй", "Деревенская барышня", "Ангел в ночи", "Пора пришла косить"... И, разумеется, не пройдет такой посетитель мимо картин, датированных 2008 годом, - "Занавес", "Крестьянка", "Мордов-ка", "Татарка. Зима". Здесь перед нами повзрослевший мастер, у которого нет проблем с определением художественного кредо и с жизненными целями и приоритетами.
Или вот многочисленные натюрморты, на которых художник "увековечил" лично им взращенные баклажаны, чеснок, лук... Так вот, насчет овощей. Тут требуется одно отступление. Примерно семь лет назад Сайфутдинов, приверженец урбанистической культуры, неожиданно для многих кардинально изменил образ жизни. Он бросил город решительно и бесповоротно, "выбрав деревню на жительство". Теперь художник обитает в 240 километрах от столицы республики, в селе Черемшан. Разумеется, от прежних городских замашек не осталось и следа: земля требует к себе много внимания. Так же как и его новые земляки, Анвар серьезно и основательно занимается хозяйством - и сад у него, и огород, и живность всякая имеется. Так что сменит скоро Анвар белоснежную рубашку, галстук-бабочку и смокинг на обычный ватник с резиновыми сапогами и займется важнейшим делом, ведь весенний день год кормит. Но для творчества у него всегда есть и время, и место. Так, рассказывает он шутя, "построил я избушку на курьих ножках: домишко-теремок вместо мастерской размером три на три метра, где в цокольном этаже находится... курятник".
Остается добавить, что на вернисаже автор сделал галерее "Хазине" роскошный подарок - шесть его коллекционных, "американских" еще, работ войдут в постоянную экспозицию Национальной галереи. Сама же выставка продлится до 25 апреля. Но встретиться с мастером вы еще успеете, если придете в "Хазине" 18 апреля к трем часам дня, здесь состоится творческая встреча с художником. Тогда же пройдет и "круглый стол", на котором представители общественности обсудят вопросы художественного поиска мастеров Татарстана и их проблемы. Как говорится, на дискуссионную площадку приглашаются все неравнодушные.
Ольга ЮХНОВСКАЯ.