Осень жизни с дыханием весны

Всего дважды я жалела, что газета не способна передавать голоса людей, о которых пишу. В первый раз, когда в Елабугу приезжал Евгений Евтушенко и читал свои стихи у памятника Цветаевой, и вот теперь, когда пишу о елабужанке Наталье Александровне Вердеревской. Все-таки редкость сейчас - абсолютно грамотная русская речь с точно выверенными интонациями и паузами, речь живая, образная, четко выражающая мысль. Вердеревскую в шутку называют “достопримечательностью Елабуги”. Она педагог, литературовед, поэтесса, внештатный автор и постоянный читатель нашей газеты. А поводом к написанию статьи послужили 80-летие Натальи Александровны и выход в свет ее третьего сборника стихов под названием “Осень с дыханьем весны”, презентация которого прошла недавно в Елабуге, в библиотеке Серебряного века.

Вообще, я побаиваюсь местечковых поэтов. Часто неловко читать неуклюже срифмованные строчки и неуютно под взглядом, настойчиво ищущим одобрения. К Вердеревской вышесказанное не относится никак. Пишет она мало, “норма” - два-три стихотворения в год, но пустоты в этих строках нет. Ее поэтический голос очень традиционный, в самом хорошем смысле, она не позволяет себе “озоровать” в стихосложении, чувствуя ответственность за каждое написанное слово, говорят ее друзья-поэты. Они, в свою очередь, признают ее абсолютный литературный слух, не терпящий фальши, и многие, прежде чем опубликовать новые стихи, просят Наталью Александровну дать им оценку, которую ждут с волнением, как и ее рецензий на поэтические сборники.

С творчеством Вердеревской до выхода ее третьей книги я была знакома мало, лишь по отдельным стихам, печатавшимся в газетах. А прочитав залпом сборник, я подумала: неужели автору не хотелось расширить аудиторию читателей, так сказать, прославиться? С таким отчасти провокационным вопросом я и обратилась к самой Наталье Александровне.

- Прославиться в буквальном смысле слова мне не хотелось, - говорит она. - А вот известность в том кругу, который я ценю, мне приятна. В Елабуге есть люди, которые вырезали мои стихи из газеты “Новая Кама” и хранили; приятно и доброе признание сотоварищей по цеху.

В российские журналы свои стихи я не отправляла, а Николай Алешков (председатель Татарстанского отделения Союза российских писателей. - М.С.) однажды это сделал, и красноярский журнал “День и ночь”, когда главным редактором там был Роман Солнцев, опубликовал подборку стихов. Ну а с точки зрения того, чтобы меня читали, то газета “Республика Татарстан” гораздо более читаема, чем какой-нибудь толстый московский журнал. Есть и другая причина. Для меня в течение всей моей жизни стихи были вторичны и никоим образом не связаны с таким понятием, как призвание. Я начала писать стихи лет в пять и пишу до сих пор, но главное дело всей моей жизни - это литературоведение. Это то, что я очень люблю и где ценю свою достаточную известность. А что касается поэзии, то до начала 1990-х годов мне и в голову не приходило, что когда-нибудь мои стихи могут быть напечатаны в виде сборника, ведь до перестройки выпустить книгу иным путем, чем через государственное издательство, было нельзя.

Пользуясь случаем, задаю Наталье Александровне вопрос, который меня давно занимает: почему одни талантливые люди приобретают широкую известность, а другие так и остаются безвестными? У моей собеседницы, оказывается, на этот счет - применительно к поэзии - целая теория. Всех, кто пишет стихи, по ее убеждению, можно разбить на пять категорий. Первая - это высокая классика: Лермонтов, Тютчев, Блок, Мандельштам, Ахматова, то есть поэты милостью Божьей. Вторая категория - чуть менее масштабная. Сюда относится, например, Маршак - изумительный лирик, которого мы знаем прежде всего как автора детских стихов и переводчика. Третья и четвертая категории - грамотные, достаточно талантливые поэты, но они могут писать стихи, а могут и не писать. Разница же между третьей и четвертой группами в том, насколько творчество поэта отвечает моменту и востребовано читателями. Известность поэта “третьей группы” порой может соперничать с известностью поэтов из первой. Классический пример - Некрасов, чья поэзия отвечала потребностям нескольких поколений. Это и Евтушенко, упомянутый мною в начале статьи, каждое слово которого “шестидесятники” ловили - и было что ловить. Но его время, по мнению Вердеревской, ушло. А к пятой группе, по ее мнению, относятся все остальные.

Самые любимые ее поэты - Лермонтов, Тютчев, Ахматова и Высоцкий (последнему она посвятила сборник своих литературоведческих этюдов). А из современных Вердеревская никого не может выделить, библиотеки сейчас не выписывают литературные журналы, так что узнать о нынешних стихотворцах просто негде. А удовольствие Наталье Александровне доставляет... чтение детективных романов! “Неожиданный ответ? - задорно смеется она. - Правда, с оговоркой: это исключительно классические зарубежные детективы”.

А я продолжаю задавать не дающие мне покоя вопросы. Неужели человеку с таким кругозором и знаниями не было тесно, “душно” в маленькой Елабуге, не хотелось сбежать в большой город, где иные возможности и иной круг общения?

- Тут надо немного рассказать о моей жизни. Мой отец был председателем горсовета в Ульяновске. Мне было 10 лет, когда арестовали сначала его, а потом и маму. И мы со старшей сестрой уехали в деревню к дяде, в Сосновый Солонец.

В памяти - Сосновый Солонец,
Наш приют тридцать восьмого года,
Гавань для детей “врагов народа”,
Смелое тепло чужих сердец.

После этого я жила в разных деревнях, поэтому у меня не было и не могло быть тоски по большому городу. Позже окончила Куйбышевский (ныне - Самарский. - М.С.) педагогический институт, а когда началась хрущевская оттепель и моя биография перестала мне мешать, я поступила в аспирантуру и стала искать место в каком-нибудь небольшом вузе. В результате в 1955 году оказалась в Елабуге. А здесь уже тогда было множество замечательных личностей. Через несколько лет я получила кафедру русской и зарубежной литературы в Елабужском пединституте, и жизнь у нас была очень интересной.

Мы жили отважно,
мы яростно спорили,
Мы были творцами Великого Мига,
Мы в наших обшарпанных аудиториях
Ловили дыханье огромного мира.

Вот так Елабуга стала для Натальи Вердеревской родным городом. Ее бывшие студенты работают ныне в США, Польше, Германии, во многих городах России, но связи друг с другом не теряют.

Мы спокойны - может,
даже слишком -
В тесных гранях нашего причала.
Верим, что гроза не тронет крыши,
Не разрушит вечного начала.
Только бы синели эти весны,
Осени небрежно лист роняли.
Только бы, пока еще не поздно,
Мы себя для жизни сохраняли.

Стихам Вердеревской вообще свойственна философичность. Поэтическая речь образна: “остатки снега: чернь и серебро”, “мы все пресыщены гравюрами зимы”. О ее романтизме говорит стихотворение “Каравеллы”, посвященное Александру Грину: “А глубины, которые Мастер воспел, / Недоступны прагматикам нынешних дней”. Но при этом - никакой любовной лирики. Как-то в одной из местных газет даже написали, что, вероятно, существовала некая тайная влюбленность, которая в свое время принесла Наташе Вердеревской такую боль, что до сих пор тяжело вспоминать.

- Это очень романтичное предположение, но ничего подобного не было, - смеется Наталья Александровна. - Я ведь 1927 года рождения, и среди моих подруг “безлюбовных” немало, потому что большинство наших сверстников полегли на фронтах, а кто вернулся, уже смотрели на тех, кто помоложе. А моя семейная жизнь решилась, когда у меня на руках оказалась двухмесячная племянница Анна. Мы жили одним домом с мамой и сестрой. Теперь у меня хорошая семья - внуки, правнуки...

А лучше всего о Наталье Вердеревской сказано ею самой в стихотворении “Стихи о моем имени”, написанном два года назад, но впервые опубликованном в новом сборнике.

Имен и прозвищ навалом.
Им нет ни конца, ни края.
Кому какое достанется -
такое вот бытие.
Наталья - значит “рожденная”,
“родившаяся”, “родная”.
Я родилась однажды,
и это имя мое.
Есть имена понятные:
Светланы там и Людмилы,
Когда-то переиначенные

на наш российский манер.

Вера дает опору.

Надежда прибавит силы.

Любовь оставалась любовью даже
в СССР.
А эти другие пришли к нам

из Греции или Рима,

Или из Палестины
еще библейских времен.
Софья - по-нашему “мудрость”,

“несущая мир” - Ирина.

Даже простая Матрена -
от древнеримских матрон.
Я родилась не в Афинах,
не в Средиземноморье:
На ледяном Урале

в холодный день декабря.

С тех дней меня подхватило

житейское многоборье,

Где так нечасты победы,

но ничто не бывает зря.

Мы все рождаемся в мире,

в нашей земной юдоли,

Где петляет во мраке
жизненная стезя.
Но нам изначально свыше

дается свобода воли:

Мы выбираем сами,

и жаловаться нельзя.

Нужна ли память о прошлом?

Время врачует раны.

К чему будоражить души

живущих сегодня людей?

Расстрелы тридцать седьмого.

Военных потерь курганы.

Годы бдящей цензуры
и серых очередей.
Со мной судьба обходилась

не сказать чтобы слишком сурово.

Скорее так, как со многими:
за полосой полоса.
Но оставалось со мною

свободное русское слово,

Мое любимое дело,

близких людей глаза.

В безумстве ветра и снега

пути двадцатого века.

Двадцать первый рождается

в сполохах беды и огня,

Где-то в багровом тумане

скрыта дорожная веха:

Выбор для человечества,
для тебя и меня.
Я доверяю имени,

мне при рожденье данному,

Как доверяю в зеркале

чертам своего лица.

Я доверяю времени,

непредсказуемо странному,

И доверяю жизни

в преддверьи ее конца.

Не угадать, когда опустеет
книжная полка,
Куда заведет дорога -

последний удар весла.

В декабрьское новолунье

зажжется пушистая елка

В память той, что рождалась,
чувствовала, жила.
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости