В ритмах театрального экстрима

После шестилетнего перерыва на гастролях в Казани побывал Альметьевский татарский драматический театр. С 6 по 12 апреля на сценических площадках ТГАТ им.Г.Камала и театра драмы и комедии им.К.Тинчурина альметьевцы показали драму, мелодраму и четыре комедии - две музыкальные, одну грустную и одну лирическую.


Наша справка. Альметьевский государственный драматический передвижной театр был организован в 1944 году на базе районного дома культуры. В настоящее время в труппе 25 профессиональных актеров в возрасте от 23 до 63 лет. В самом Альметьевске, в особняке с колоннами, принадлежавшем прежде Дому техники нефтяников, труппа играет всего три дня в неделю (состояние сценического оборудования, установленного в 1960 году, делает репетиции и представления небезопасными для жизни актеров). Остальное время театр гастролирует по районам. С февраля 2005 года в качестве главного режиссера здесь работает выпускник ГИТИСа Гафур Каюмов. До этого творческий коллектив долгое время не имел постоянного художественного руководства.


Между тем спектакли, увиденные во время гастролей альметьевцев в Казани, дают повод для оптимизма. Главным образом потому, что театр старается не замыкаться в русле традиционного репертуара и смело экспериментирует.


В первую очередь имеется в виду драма Фатиха Амирхана "Неравные", впервые поставленная в начале прошлого века и потом забытая почти на 80 лет. Это пьеса по-чеховски атмосферная, с "непрямым конфликтом". Знаменательно ее возвращение к сценической жизни практически одновременно с постановкой камаловцами "Трех сестер". Не говорит ли данный факт о попадании в болевую точку современной национальной жизни? То, чем страдали чеховские герои и представители татарской интеллигенции в начале прошлого века, похоже, вновь становится актуальным. Потомкам рабочих и крестьян пришла пора "переболеть" если не романтическим английским сплином и не ивановской депрессией, когда мука "гамлетовского вопроса" заставляет всерьез балансировать между жизнью и смертью, то хотя бы псевдоэлитарной рафинированностью.


На планшет сцены нанесено изображение переплетающихся тонких ветвей, их узор служит фоном для иного переплетения - счастливо взаимных и трагически безответных взаимоотношений персонажей. Столь же затейливо переливаются из пустого в порожнее разговоры о возрождении татарской нации, актуальные (!) в начале ХХ века. Довольно убедительно звучит и "декадентский", истерический смех Гульчахры (Н.Назиповой). Однако, в целом, по силам ли оказалась для актерского состава высшая поэтичность, культивируемая Серебряным веком? Ведь исполнителям главных ролей, Н.Исмагиловой и Ф.Зарипову, приходится изображать нешуточную вещь: любовь юной гимназистки Рокыи и седовласого писателя Сулеймана абый. Разница между ними в возрасте задана такая, что любовные отношения истончаются до бестелесной субстанции - грез и снов. Передать это, на мой взгляд, не удалось, хотя было бы несправедливо адресовать данный упрек только актерам. Похоже, природе режиссера-постановщика Байраса Ибрагимова тоже чужда акварельная неосязаемость красок. К примеру, для создания образа русской служанки Маши он заставил Г.Валиеву прибегнуть к грубо карикатурным средствам: к тупому выражению лица, мужиковатой походке и т.д. Душу режиссер подобной "находкой", может быть, и отвел, а вот претензии спектакля на изысканность поставил под большое сомнение.


Намеченную в "Неравных" высоту альметьевцы более успешно попытались взять на современном русскоязычном материале. Гафур Каюмов рискнул поставить нашумевшую "Ненормальную" Н.Птушкиной. Режиссер сам перевел пьесу на татарский язык. Вкратце напомню ее сюжет. Женщина средних лет, мечтая о ребенке, предлагает себя на улице первому встречному мужчине, и это лишь часть ее экстравагантного плана. Думаю, выражу общее мнение, если скажу, что исполнительница главной роли - Зубарзят Халикова стала настоящим открытием гастролей. Именно в "Ненормальной" актриса раскрылась в созвучной ее индивидуальности стихии театрального экстрима. Ей с легкостью удалось заполнить нервным изломанным рисунком сцену Тинчуринского театра, достаточно большую для камерного спектакля. Режиссер с художником Р.Хайруллиной верно определились и с выбором минималистских декораций: разъемный прозрачный куб на полу и над ним небольшая пирамидка - ничего лишнего, что могло бы помешать "полету стрекозы с надломленным крылом".


Иной вектор творческого поиска Альметьевского драматического театра проявился в музыкальных комедиях "Свояченица" З.Исмагилова и "Свадебное платье" М.Гилязова. При оценке работы любого театра, видимо, надо учитывать специфику зрительской аудитории, на которую он работает. В нефтяной столице Татарстана она такова, что местный драмтеатр вынужден искать взаимодействия с эстрадным шоу и клубным дивертисментом.


Действительно, спектаклей, при создании которых было бы привлечено такое количество "культурной пыли", на мой взгляд, мы еще не видели. В "Свояченице" (реж. Б.Ибрагимов) эклектика костюмов просто зашкаливает: национальные сапоги с кожаной мозаикой мелькают вперемешку с современными босоножками, каляпуш - с бейсболками, сказочным колпаком звездочета и пролетарской кепкой. А управляют этим смешением всего и вся два паренька ди-джея в джинсах, отплясывающие хип-хоп на верхнем ярусе конструкции под звуки живой скрипки и синтезатора. Шоу-формат так беспощадно перемолол соцреалистическую основу старой музыкальной комедии З.Исмагилова, что редкие реплики героев о тяготах коллективизации звучат более чем фантастично.


Такая же картина наблюдалась и в "Свадебном платье" (реж. Г.Каюмов). Только здесь был задействован более широкий культурный контекст: от еврейской плясовой "Семь сорок" до итальянского кино. Ну что ж, по крайней мере, это позволило труппе, которая в полном составе занята в спектакле, показать свое владение эксцентричным, парадоксальным способом сценического существования.


Также во время гастролей казанцы могли увидеть мелодраму Д.Салихова "Наши судьбы" и комедию Т.Миннуллина "Здравствуйте". Но эти спектакли, имеющие прежде всего добротную литературную основу, привлекли к себе наименьшее внимание и почти не вызвали споров. Видимо, невозможно жаждать вкуса чистой воды после выпитых литров "пепси".


Наконец, под занавес гастролей на сцене Татарского ТЮЗа альметьевцы показали лирическую комедию Н.Гаетбая "Студенты" - молодежный спектакль "в ритмах мегаполиса".


Галина ЗАЙНУЛЛИНА.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости