Без Рустема Абязова сегодня трудно представить музыкальную жизнь нашей республики. Прекрасный музыкант, скрипач, создатель и художественный руководитель Казанского государственного камерного оркестра "La Primavera", Абязов и его коллектив являются неотъемлемой частью современной музыкальной культуры, во многом определяя ее имидж. Музыкант каждый год дает огромное количество концертов, выступая и как солист, и как дирижер, с удивительной изобретательностью, динамично обновляя концертные программы. Только за два последних сезона оркестр "La Prima-vera" провел несколько уникальных концертных циклов, среди которых выделяются "Премьеры "La Primaver'ы", где в десяти концертах прозвучало около шестидесяти произведений, причем большинство из них впервые исполнялись в Татарстане, а также "Юбилейный цикл", посвященный 10-летию оркестра, "Солист - Рустем Абязов", "Музыка настроений". Они включали в себя шедевры мировой музыкальной классики от Баха и Вивальди до сочинений самого последнего времени.
Программы оркестра "La Primaverа" всегда составляются таким образом, чтобы сочетались интересы и профессиональных музыкантов, и искушенных меломанов, и слушателей, впервые пришедших на академический концерт. В этом проявляется Абязов - режиссер, ведущий слушателей от простого к сложному, всегда старающийся найти творческий компромисс. Поэтому в его программах на равных существуют и милые сердцу многих сочинения Шуберта, Чайковского, Грига, и редко исполняемые старинные и современные произведения. Каждый концерт - это единое действо, объединенное, например, музыкой одной национальной культуры ("Музыка Франции", "Музыка Чехии") или рамками одной исторической эпохи ("Английское музыкальное возрождение", "Музыка ХХ века"), или именем композитора (монографические программы "Дмитрий Шостакович", "Альфред Шнитке", "Салих Сайдашев" и последняя по времени работа - концерт-посвящение Г.Тукаю, составленный из музыки татарских композиторов). А как прекрасна идея цикла из шести концертов "Музыка настроений" с поэтичными названиями "Музыка веселья", "Музыка светлой печали" и т.д.
С оркестром охотно выступают лучшие солисты и дирижеры: М.Яшвили (скрипка), Ю.Тканов (альт), Е.Михайлов (фортепиано), К.Рока (кларнет, Франция), Ю.Почтарь (фортепиано, Франция), М.Маранг (кларнет, Нидерланды), дирижеры М.Венглер (Люксембург), М.Местре (Испания) и, конечно же, многие казанские музыканты.
Сезон 1998-1999 годов был отмечен большим циклом концертов "Солист - Рустем Абязов". А это свыше тридцати скрипичных шедевров Вивальди, Баха, Моцарта, Шуберта, Мендельсона, Паганини, которые музыкант исполнил со своим оркестром, выступая одновременно в качестве солиста и дирижера.
Рустем Абязов - тонкий и умный музыкант, имеющий свой собственный стиль. Не случайно его так любит публика. Исполнительская манера скрипача отличается необычайной выразительностью, богатой звуковой палитрой, эмоциональностью и артистизмом.
С особым интересом берется он за исполнение сочинений композиторов Татарстана. Большой резонанс в свое время получили концерты, посвященные юбилеям С.Сайдашева, Н.Жиганова и Р.Яхина. Абязов предстал в них не только как интерпретатор, но и как автор аранжировок и собственных сочинений. На этой стороне его творчества стоит остановиться отдельно.
Окончив Московскую консерваторию как скрипач (класс профессора И.Бочковой), Абязов вновь поступает в консерваторию, уже Казанскую, и заканчивает ее по классу композиции профессора Ш.Шарифуллина. Поэтому его знание музыкальной формы и оркестра имеет крепкую профессиональную основу. Оркестровые транскрипции сочинений С.Сайдашева, сделанные Р.Абязовым, изначально написанные автором для других составов и солистов, получили вторую жизнь и засверкали новыми красками. А фортепьянные сочинения Н.Жиганова в оркестровом сопровождении Р.Абязова приобрели новое для них качество концертности, позволив пианистам исполнять их с оркестром. Особенно хотелось бы отметить тонкое чувство стиля в оркестровке романсов Р.Яхина. Сняв все штампы, словно бы изнутри прочувствовал Рустем Абязов эту музыку, оставив в сердцах слушателей чувство сопричастности творчеству замечательного татарского композитора.
С большим интересом берется он и за исполнение новых сочинений композиторов Татарстана. Только за последние годы оркестром "La Primavera" исполнены премьеры сочинений Ш.Тимербулатова, А.Луппова, А.Руденко, Л.Хайрутдиновой, Л.Любовского, С.Беликова, Р.Калимуллина, Б.Четвергова. В качестве скрипача Р.Абязов переиграл практически весь татарский скрипичный репертуар, включая многие произведения, специально написанные в расчете на его исполнительскую индивидуальность.
Интересны и собственные сочинения Рустема Абязова - Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром, Сюита на темы татарских народных песен для скрипки и камерного оркестра, cюита "Образы Тукая", вокальный триптих "Превратившийся в песню" на стихи Р.Хариса или импровизация на тему романса Р.Яхина "Не улетай, соловей". Они постоянно звучат в концертах, записаны на радио, вошли в нотный сборник произведений Р.Абязова для скрипки и фортепиано.
С именем и художественным обликом Рустема Абязова в татарской музыке связано чувство высокой культуры, истинной интеллигентности. Не случайно гастрольные поездки музыканта - а он объездил почти всю республику, выступал во многих городах России и за рубежом (Венгрия, Германия, Молдова, Украина, Швеция, Франция, Тунис, Испания) - получили самые лестные отзывы. А зарубежные выступления оркестра "La Primavera" по-новому раскрывают европейским слушателям не только искусство России, но и богатую культуру Татарстана, ведь оркестр всегда включает в свои программы татарскую музыку. Восторженные отзывы слушателей и прессы на Международном музыкальном фестивале в Волосе (Греция) тут же повлекли за собой выпуск альбома из двух компакт-дисков с полной программой выступления казанского оркестра.
Но самое главное, конечно, то, что у Рустема Абязова и его оркестра есть своя публика. Его концерты всегда проходят при полных залах. Благодаря оркестру "La Primaverа" число любителей классической музыки продолжает расти. В зале всегда много молодежи (ведь "La Primavera" начиналась в стенах Казанского университета и в далеко не самые простые для нашей страны годы). Слушатели ходят на "свой" оркестр, зная, что он не обманет их ожиданий.
Выдвижение Рустема Абязова на соискание Государственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая представляется заслуженным итогом большого и плодотворного отрезка его творческого пути. Сегодня он один из ведущих музыкантов республики. Думается, что присуждение ему Государственной премии станет закономерным признанием заслуг музыканта перед слушателями и перед Музыкой, которой он служит.
Гульнара ЛЮКМАНОВА.