– У нас, – сказала Алиса, с трудом переводя дух, – когда долго бежишь со всех ног, непременно попадешь в другое место.
– Какая медлительная страна! – сказала Королева. – Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!
Л.Кэролл. «Алиса в Зазеркалье»
Конкуренцию на мировом рынке Россия выдержит, если переориентируется на «новую» экономику — экономику знаний и технологий, что невозможно без нового поколения квалифицированных специалистов международного уровня.
На высшей школе сегодня не только лежит архиважная задача подготовки этого «поколения next», но также модернизация образовательной системы. Однако пока одни уверены, что высшую школу уже охватил мощный инновационный процесс, другие считают, что она практически потеряла свою инновационную, исследовательскую составляющую. В вузовской системе, как оказалось, наиболее четко просматриваются проблемы инновационных процессов, противоречивость и столкновение интересов.
Каковы особенности инноваций в современной высшей школе? Своими размышлениями об этом и опытом принятия нетривиальных решений делится доктор экономических наук, профессор, ректор Казанского государственного аграрного университета Джаудат Файзрахманов (на снимке). На это у ректора есть моральное право, ведь Казанский ГАУ возглавляет аграрный научно-образовательный кластер в республике, является признанным центром инновационных идей. Разработки ученых этого вуза широко внедряются на производстве и в учебном процессе, а объемы выигранных научных грантов растут с каждым годом и «весят» не один миллион рублей. А его материально-технической базе и инфраструктуре могут позавидовать ведущие аграрные вузы России. Университет, как выражаются студенты, – «в шоколаде». Но, судя по тому, как эмоционально ректор аграрного вуза говорит о том, что инновации – это тяжелый, кропотливый труд, даются эти достижения ох как непросто…
– Джаудат Ибрагимович, по оценкам различных специалистов, разработку и освоение инноваций в Татарстане осуществляют не более пяти процентов предприятий, при этом инновационная составляющая в общем объеме произведенной продукции и того меньше – 2,6 процента. Кто или что мешает продвижению нововведений?
– Принято считать, что инновации – это быстрый и прямой путь к процветанию как отдельной организации или частного предпринимателя, так и государства. Однако это один из мифов. На сегодняшний день учеными нашего университета разработаны и находятся на различных стадиях реализации около 60 научно-инновационных проектов, в рамках которых ведутся научные исследования по более чем 120 темам. Инновационная деятельность – это долгий и тернистый путь к успеху… послезавтра! Достаточно вспомнить шестидесятилетнюю историю Силиконовой долины. Нельзя сформировать инновационный климат административными мерами за несколько месяцев или лет. Вместе с тем одним из критериев эффективности инновационной деятельности университета является количество полученных и реализованных патентов. Ежегодно учеными университета патентуются около 15-20 объектов интеллектуальной собственности, 25 патентов на изобретения уже действуют. Наши новые разработки активно используются в учебном процессе при проведении курсов повышения квалификации специалистов и руководителей сельхозформирований, которые являются непосредственными заказчиками и потребителями научно-технических разработок наших ученых. Создана инновационная инфраструктура, в которую входят пять малых инновационных предприятий, три научные лаборатории по передовым технологиям, четыре инновационных центра, в том числе не имеющие аналогов в России учебно-демонстрационный центр и центр ландшафтного дизайна, созданные совместно с ведущими представителями аграрного бизнеса и Минсельхозпродом РТ.
– С какими трудностями приходится сталкиваться в процессе внедрения инноваций?
– Во-первых, это правовые и культурно-этические ограничения. Прежде всего это касается современного российского законодательства, которое не «заточено» на инновационные процессы. Я имею в виду расплывчатость формулировок прав на интеллектуальную собственность и авторское право, законы о госзакупках и многое другое. Что касается культурно-этической составляющей, то в нашем обществе пока не сформирована культура по-требления инновационных продуктов, с одной стороны. А с другой, социальный статус, в том числе и материальный, инноватора в лице преподавателя и ученого в российском обществе по-прежнему низок.
Во-вторых, инновации сопряжены с риском и требуют проведения пилотных проектов, которые могут быть дорогостоящими, длительными и порой приводят к отрицательному результату. Еще одно препятствие для развития инноваций – риск коррупции. Понимаю, что обсуждение этой темы в некотором смысле бросает тень на всю отрасль профессионального образования, однако каждый руководитель должен отдавать себе отчет в наличии этого риска. Всегда есть вероятность того, что на начальном этапе проекта средства будут использованы нецелевым образом. Так, зачастую крайне сложно проконтролировать, например, проведены ли на самом деле исследования и изменения или просто на свет появился более-менее правдоподобный отчет о них. С другой стороны, само по себе наличие риска коррупции заставляет многих изначально отказываться от проектов, которые не обещают быстрого и конкретного результата.
Кроме того, образование и наука, как известно, – это наиболее консервативные социальные институты, а нововведения нарушают устоявшиеся традиции. Хотя консерватизм тоже может быть инновационным – если он проявляется жесткой дисциплиной, совершенствованием знаний, разумным управлением рисками. Не имею ничего против такого его проявления. Но если он вступает в борьбу с нововведениями, повышающими эффективность управления, улучшающими результаты деятельности, то есть угроза возникновения еще одного мощного препятствия на пути преобразований – конфликт инновационного развития.
– Это что-то на уровне межличностных отношений?
– Не совсем так. Конфликт инновационного развития представляет собой особый вид конфликтов, возникающих в процессе разработки и внедрения новшеств. Объективные причины заключаются в естественном столкновении новаторов и консерваторов. Сторонники и противники нововведений всегда были, есть и будут независимо от каких-либо других факторов. Кроме того, масштабные реформы, происходящие в обществе, образовании и науке, объективно порождают множество межличностных инновационных конфликтов, являющихся следствием этих реформ. Личностные причины заключаются в индивидуально-психологических особенностях участников инновационного процесса. Типичной личностной причиной инновационных конфликтов является наличие у ряда работников выраженной негативной установки на изменения вообще и на нововведение в конкретной деятельности, в частности. К сожалению, это выражается в деструктивной деятельности, а именно: развитие интриг, написание жалоб, анонимок. Причем часто эти анонимки подписываются от имени коллектива сотрудников (без указания фамилий и имен), якобы ратующих за «чистоту» инноваций. Факты или злоупотребления, которые, по их словам, имели место, при малейшей проверке не подтверждаются и не имеют под собой оснований, но, тем не менее, вышестоящие организации вынуждены на них реагировать. Как результат – бесконечные проверки, лишний раз доказывающие несостоятельность ложных вымыслов и клеветнических наветов. Это, конечно, мешает, но не останавливает инновационный процесс.
– Возникает закономерный вопрос. Можно ли избежать инновационных конфликтов? Если да, то как лучше это сделать?
– Надо готовиться не к «легкой жизни», а к работе в реальных обстоятельствах. Необходимо соблюдать ряд важных принципов при внедрении инноваций в коллективе: информирование, превентивная оценка «стоимости» инноваций, поддержка инициативы, непрерывность внедренческой деятельности и ряд других. Вообще же, идеальной системы управления инновационным процессом в вузе не существует. Она зависит от особенностей его функционирования, профиля, численности и квалификации преподавателей и сотрудников, а также от многих других факторов…
– В любом конфликте можно найти одну из трех причин – деньги, власть, женщины. Большинство, по определению, не может стремиться к власти, вряд ли в вузе идет и борьба за женщин. Остается одно – деньги. Очевидно, некоторых консерваторов не устраивает система распределения средств, заработанных вузом? Слышала, что у вас в университете действует какая-то сложная система оплаты труда, вызывающая много споров…
– Бюджетная составляющая у всех одинаковая. Но одни ученые активно занимаются исследовательской работой, разрабатывают и внедряют проекты «стоимостью» от нескольких десятков тысяч до миллионов рублей, получают и реализовывают патенты на изобретения, своими научно-техническими достижениями и разработками поднимают престиж нашего вуза в целом. Другие считают, что лучшее – враг хорошего, не желают не только что-то менять в своей системе научной работы, обучения и воспитания студентов, но порой практически игнорируют эту деятельность. Одни внедряют инновации, другие им противодействуют. У них противоположные ценности, и вполне справедливо, что труд одних стимулируется соответствующими премиальными, а другие вынуждены довольствоваться бюджетной частью. У нас внедрена балльно-рейтинговая система стимулирования труда, которая позволила увеличить среднюю зарплату. Она в полтора раза выше, чем в других аграрных вузах. На тонкостях останавливаться не буду, дабы не нарушать авторских прав разработчиков, но если в общих чертах, то в этой системе четко расписан механизм установления стимулирующих выплат, причем одним из существенных критериев является вклад преподавателя, сотрудника вуза во внедрение инновационных процессов и новых технологий.
Но это – детали, и думаю, что любые трудности и препятствия можно преодолеть грамотно и открыто, постепенно вовлекая в этот процесс весь коллектив. Казанский ГАУ, так же, как сельское хозяйство, наука и образование, пережил непростой период становления и развития новых экономических отношений. Он обучал и одновременно учился сам, искренне переживая неудачи и радуясь успехам, совершенствуя профессиональную деятельность на основе передового опыта – своего и коллег. И еще многое предстоит сделать. У нас немало новых идей и инициатив, в числе которых – вовлечение объединения работодателей в разработку перечней направлений подготовки образовательных стандартов профессионального образования, моделей профессиональных компетенций и гарантированное трудоустройство, увеличение количества корпоративных программ подготовки и переподготовки кадров с использованием дистанционных методов обучения, создание центров профессиональной сертификации, бизнес-инкубатора, агротехнопарка высоких технологий, опытных агрополигонов, междисциплинарных и межкафедральных проблемных лабораторий, научно-испытательных центров, демонстрационных площадок достижений аграрной науки, поддержка внедренческой и инновационной деятельности по результатам прикладных исследований и разработок и многое-многое другое.
Мы стремимся и в дальнейшем совершенствовать свою деятельность и организационную структуру, чтобы университет привлекал студентов, слушателей, партнеров и инвесторов. Сотрудничество и ориентация на инновации остаются основными элементами нашей организационной культуры, благодаря которым университет расширяет контакты с представителями российского и мирового сообщества.