Высший пилотаж в историческом масштабе

Казанский вертолетный завод будет и дальше оставаться в авангарде отечественной авиационной промышленности. Основа этому - замечательный трудовой коллектив предприятия, заявил Президент Рустам Минниханов на торжественном вечере, посвященном 70-летнему юбилею КВЗ.

Торжества прошли в четверг в здании Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, причем еще в фойе гости смогли познакомиться с лучшими образцами нашей винтокрылой техники. Здесь были макеты казанского Ми-17-В5, дающего сегодня предприятию большую часть экспортной выручки, и тяжелого Ми-38, которому еще только предстоит пойти в серию, легкого многоцелевого "Ансата", созданного силами собственного конструкторского бюро, и его собрата "Ансата-У", на котором учатся летать начинающие пилоты.

Но главная ценность завода находилась в этот день в зале. Ветераны, собиравшие в Великую Отечественную знаменитые ночные бомбардировщики По-2, а после войны - первые в стране самоходные комбайны, осваивавшие в 1951-м выпуск первых советских вертолетов Ми-1. Те, кто начинал производство Ми-4 и поднимал в воздух первые серийные Ми-8, ставшие позже самым массовым вертолетом страны. Это люди, которые делали в семидесятые годы Ми-14 - единственный в мире вертолет, способный взлетать с воды и приводняться...

Вот и Президент Рустам Минниханов, поздравляя вертолетостроителей с юбилеем, в первую очередь поблагодарил ветеранов предприятия, не жалевших сил для того, чтобы оно стало таким, как сегодня, - успешным, конкурентоспособным. Глава республики особо отметил заслуги Александра Лаврентьева, который возглавлял КВЗ почти двадцать пять лет, в том числе в самые тяжелые годы, когда страна переходила на рыночные рельсы.

Накопленный предприятием за 70 лет огромный опыт - это залог того, что оно будет динамично развиваться и в дальнейшем. Доказательство - выбранная и претворяемая в жизнь стратегия действий. КВЗ не проедает прибыль, а пускает ее на развитие. Предприятие, подчеркнул Рустам Минниханов, внедряет новые технологии, разрабатывает новые модели машин с учетом существующего и будущего спроса. Один миллиард рублей, которые КВЗ планирует направить на модернизацию производства и проектно-конструкторские работы, - цифра более чем красноречивая.

"Только производя инновационную продукцию, можно удерживать и наращивать рыночную долю компании", - подчеркнул глава республики. Возможно, лучшим доказательством сказанного Президентом служит опыт создания "Ансата". Единственный отечественный вертолет, который впервые поднялся в воздух в пост-советское время, казанцы начали разрабатывать в 90-е годы. Когда многие думали лишь о выживании, КВЗ вложил серьезные средства в конструирование новой машины. Зато сегодня зарубежные аналитики прогнозируют: на мировом рынке резко вырастет спрос на легкие вертолеты. Такие, как "Ансат".

Глава Татарстана поблагодарил компанию "Оборонпром", которой в настоящее время принадлежит КВЗ, за поддержку и внимание, уделяемые предприятию. "Уверен, что, несмотря на свой почтенный возраст, Казанский вертолетный завод будет находиться в авангарде создания авиационной техники", - заявил Президент.

Рустам Минниханов вручил государственные награды и благодарственные письма Президента РТ заслуженным работникам предприятия. Благодарственного письма Президента удостоен и коллектив Казанского вертолетного завода.

- Что-то маловато получилось наград, - пошутил Президент, завершив церемонию награждений.

- А вы больше подписывайте, Рустам Нургалеевич, мы всегда готовы... - тут же нашелся ведущий на сцене, вызвав оживление в зале.

Получать, вернее, зарабатывать награды за успешное решение серьезных задач вертолетостроителям не привыкать. Генеральный директор ОАО "ОПК "Оборонпром" Андрей Реус, поздравляя коллектив, тоже подчеркнул: "воевать" на рыночном поле в одной связке с казанским предприятием много легче, нежели с некоторыми другими. Если перед КВЗ поставлена четкая цель, значит, она обязательно будет достигнута. Высокая оценка "Оборонпрома", надо полагать, не случайна. В прошлом году КВЗ отправил заказчикам 85 вертолетов разных модификаций. Это 46 процентов от того количества, что реализовал холдинг "Вертолеты России" в целом.

Впрочем, руководитель "Оборонпрома" тут же дал понять: новые задачи, которые стоят перед предприятием, еще более серь-езные. "Самое важное, что у вас есть будущее, и оно отчетливо видно, - обратился Андрей Реус к работникам КВЗ. - И вам придется удвоить производство, потому что рынок ждет новых машин. Не сомневаюсь, что это произойдет быстрее, чем вы можете себе представить.

Выступивший позже генеральный директор ОАО "Казан-ский вертолетный завод" Вадим Лигай привел следующие факты: предприятие за последние два-три года уже удвоило выпуск машин, в разы увеличилась и прибыль. Это дало возможность серьезно заняться модернизацией механосборочного производства, внедрением инновационных технологий. Уже запущена первая автоматическая линия, на очереди - реконструкция нескольких производств, реорганизация цехов. В результате КВЗ станет самым современным машиностроительным предприятием не только в Татарстане, но, возможно, и во всей России, пообещал Вадим Лигай.

В рамках торжественного вечера свои поздравления Казанскому вертолетному заводу озвучили мэр Казани Ильсур Метшин, представители Министерства обороны России, Межгосударственного авиационного комитета, Торгово-промышленной палаты Татарстана и др. Слова благодарности казанцам за надежную технику передали и от специального авиаотряда, обслуживающего первых лиц государства. В авиаотряде верят, что новая машина, которую осваивает КВЗ, будет еще лучше.

А затем на сцену вышли те, о ком в перерывах между поздравлениями рассказывали кадры кинохроники. Представители трудовых династий Драгайцевых, Смысловых, Цукановых, Демьяновых, Лазуткиных. Деды, отцы, сыновья, внуки. Их общий заводской стаж - больше тысячи лет. Немаленькая сцена оперного театра для них оказалась тесной. Они - надежда и опора Казанского вертолетного завода. Его прошлое, настоящее и будущее.

...Торжества по случаю 70-летия КВЗ продолжились вчера на летном поле предприятия. Здесь были выставлены образцы выпускаемых в Казани вертолетов и техника будущего. За штурвалом "Ми" или "Ансата" на земле мог посидеть любой желающий. А возможности наших машин в небе продемонстрировали летчики-испытатели вертолетного завода.

Впечатляющим получилось авиационное шоу. Заслуженный летчик-испытатель России Виктор Русецкий, совершивший первый в истории полет на "Ансате" одиннадцать лет назад, на этот раз показал все, на что способна эта легкая маневренная машина в небе. Все, и даже чуть боль-

ше.

Ми-17 с другим экипажем тоже не отставал - проносился в нескольких сантиметрах от полосы, "подстригая" газон, зависал в воздухе, пятился назад, шел в лобовую атаку на лесок и в последний момент успевал резко уйти вверх... Все-таки не зря на казан-ских вертолетах летает полмира!

Рассказывают, что, размышляя о будущем предприятия, Вадим Лигай как-то заметил: "Мне кажется, через 15-20 лет наряду с самолетами и вертолетами в небе появятся летающие диски. Сейчас многие ищут новые системы создания подъемной силы. Если вертолет еще будет существовать, то несущая система останется, а авионика и система управления будут нового поколения - такие, как мы применили на вертолете "Ансат".

Михаил РЯБИНИН.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости