Государственная поддержка малого бизнеса, внимание, которое уделяют этому вопросу Президент РТ и Правительство, приносят ощутимые результаты. Так, количество экономически активных малых предприятий в 2004 году достигло 24 тысяч единиц (рост по сравнению с 2003 годом составил 28 процентов). Малыми предприятиями произведено продукции почти на 42 млрд. рублей, что на 60 процентов больше относительно предыдущего года. Инвестиции в основной капитал малых предприятий составили более 4 млрд. рублей. Численность занятых на малых предприятиях возросла на 48 процентов по сравнению с 2003 годом.
Можно сказать, что в республике созданы условия для самореализации в бизнесе. Но для дальнейшего развития малого предпринимательства по-прежнему необходимы государственная поддержка и помощь в решении его проблем. Одна из главных - дефицит денежных средств.
Для предприятий, имеющих залог, хорошую кредитную историю, этот вопрос частично решен. Банки за последние два-три года увеличили активность по кредитованию этой категории заемщиков. По данным Национального банка РТ, за 2004 год выдано более 21 тысячи кредитов на общую сумму 61,9 млрд. рублей. Правда, даже для этой, назовем ее кредитно благополучной, категории предпринимателей пока так и не решена проблема получения "длинных" и "дешевых" денег. Процентные ставки банков колеблются в пределах от 18 до 24 годовых, а срок кредитования - от 6 месяцев до полутора лет максимум. Ясно, что такие деньги отработать с прибылью в сфере производства, я уже не говорю о сфере инноваций, очень тяжело. Что же касается кредитования начинающих и развивающихся малых предприятий, им вообще трудно получить кредит, даже если они имеют перспективный проект. Банки не берут на себя риски по их кредитованию.
До начала нынешнего года в республике эта проблема отчасти решалась за счет Фонда финансовой поддержки малого предпринимательства, кредитовавшего начинающий бизнес, и программы государственных гарантий, позволявшей кредитоваться в банках малым предприятиям, не имеющим большого залога. За два года действия программы госгарантий было выдано 40 кредитов на общую сумму 116,8 млн. рублей. При этом ни по одному из этих кредитов до сего времени республиканскому бюджету не пришлось отвечать денежными средствами. За период существования фонда (1996-2004 годы) профинансировано 296 проектов на сумму более 100 млн. рублей, что составляет менее 20 процентов, работа по их возврату ведется. В настоящее время Фонд финансовой поддержки ликвидирован, программа госгарантий прекратила действие.
В ноябре 2004 года в республике созданы два новых фонда: Стабилизационный залогово-страховой фонд РТ и Инвестиционно-венчурный фонд РТ. По поручению попечительских советов названных фондов Министерством экономики и промышленности и нашим агентством разрабатываются механизмы поддержки малого бизнеса. Данные механизмы предусматривают содействие в реализации проектов малых предприятий путем долевого участия, с применением лизинговых схем, путем компенсации процентной ставки и финансирования инновационных проектов.
Но в этой ситуации мы оставили без государственной поддержки начинающий и развивающийся малый бизнес. Для ликвидации этого пробела агентство и Банковская ассоциация Татарстана разработали предложения в виде регламентов взаимодействия фондов с банками. Суть предложений в том, чтобы фонды размещали на депозитных счетах свои средства на срок до пяти лет, что позволяет фонду за счет процентов увеличить свой капитал. Это позволит банкам, получившим на конкурсной основе эти средства, использовать их для обеспечения кредитования малого бизнеса. А фонды в свою очередь за счет процентов увеличат свой капитал. В настоящее время эти предложения в виде разработанных регламентов направлены в Министерство экономики и промышленности. Кроме того, с помощью этих фондов можно осуществлять поддержку экспортно ориентированных малых предприятий.
В настоящее время существуют три проблемы, существенно сдерживающие расширение экспортных поставок малого бизнеса. Это - дороговизна кредитов под экспортные контракты; дороговизна участия в международной выставочной деятельности; большие затраты на преодоление разрешительных процедур (сертификация, аккредитация). Поэтому часть средств фондов предлагаем предусмотреть на компенсацию этих издержек, тем более что такая мера поддержки предусмотрена проектом федеральной программы поддержки малого бизнеса, которая должна быть принята в марте этого года.
Одно из направлений проекта программы поддержки малого предпринимательства в РТ - развитие микрофинансовых организаций (кредитно-потребительских обществ, сельскохозяйственных кредитных потребительских коопераций). Предлагаем в рамках деятельности двух фондов разработать республиканскую программу для частичного субсидирования процентной ставки по банковским кредитам микрофинансовых организаций. Такой проект по поддержке микрофинансовых институтов уже разработан в России. Однако непременным условием участия субъекта РФ в этом проекте является наличие собственных действующих финансово-кредитных программ малого предпринимательства.
Видится еще один путь решения проблемы финансирования. Законодательство об организации местного самоуправления предусматривает возможность создания Фонда муниципального развития и Фонда софинансирования социального развития. В проекте программы государственной поддержки малого предпринимательства в РТ, направленном на рассмотрение в Кабинет Министров, мы предлагаем выделить не менее 30 процентов средств этих фондов на финансирование проектов субъектов малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики - это ЖКХ, строительство, инновации, сельское хозяйство. Кроме этого, почему бы не рассмотреть возможность передачи 30 процентов муниципального заказа субъектам малого предпринимательства? Наша задача - информировать предпринимателей о возможном их участии в государственных и муниципальных заказах.
Для поддержки предпринимательской деятельности можно использовать дифференцированный коэффициент К2 при расчете единого налога на вмененный доход. В качестве примера приведу бытовые услуги более 600 наименований. Среди них есть и малоприбыльные - ремонт обуви, часов, услуги прачечных, и рентабельные - химчистка, фотоателье, однако коэффициент К2 для всех установлен республиканским законом одинаковый - 0,5, причем и для города, и для сельских населенных пунктов с населением свыше 500 человек. И не секрет, что многие предприятия, занимавшиеся оказанием нужных населению бытовых услуг, в итоге вынуждены были свернуть свою деятельность из-за непомерной величины налога на вмененный доход.
Другой пример: к одному коэффициенту приравнены ветеринарные услуги на селе и ремонт, мойка автотранспортных средств в городе, хотя очевидно, что размеры получаемой прибыли от этих видов деятельности несопоставимы. Управление торговли сетует, что приватизированные предпринимателями объекты с сохранением профиля через 5 лет закрываются, и в этих помещениях размещаются, например, салоны игровых автоматов. В результате население лишается близлежащего продовольственного магазина. Но ведь за счет коэффициента К2 можно регулировать даже розничную торговлю в зависимости от вида реализуемых товаров. Например, установив наименьший коэффициент для реализации хлеба и молока, то есть товаров повседневного спроса, и повышенный коэффициент - для реализации алкогольной продукции, ювелирных изделий, автомобилей.
С 2006 года значение коэффициента К2 будет определяться органами местного самоуправления. Чтобы была единая и гибкая налоговая политика для малого бизнеса на территории всей республики, мы предлагаем разработанный нами проект с градацией К2 по видам деятельности согласовать с Министерством финансов в части определения примерных коэффициентов и рекомендовать как типовую таблицу для муниципальных органов.
Сегодня мы много говорим о развитии жилищно-коммунального хозяйства. Однако частный бизнес не стремится участвовать в предлагаемых проектах из-за неопределенности системы взаимодействия. Чтобы внести ясность в этот вопрос, мы предлагаем использовать инвестиционные соглашения, когда государственная и муниципальная собственность на инженерные инфраструктурные объекты сохраняется, но управление этими объектами осуществляет бизнес на контрактной основе. Частный оператор принимает на себя определенные инвестиционные обязательства, несет полную ответственность за состояние коммунальной инфраструктуры, а орган местной власти отслеживает через систему мониторинга, насколько добросовестно частный оператор выполняет свои обязанности. Причем целесообразно заключать так называемые "открытые" договора, с тем чтобы в течение 25 лет (например, каждые пять лет) анализировать существующую ситуацию по инвестиционным обязательствам и по тарифной политике, так как ценообразование и тарифное регулирование вызывают наибольшую обеспокоенность у бизнеса, входящего в сферу ЖКХ.
Волнует нас и вопрос кадрового обучения в сфере ЖКХ в связи со вступлением в действие нового Жилищного кодекса РФ. Теперь владельцы жилья обязаны заключить договор с какой-либо управляющей компанией. К сожалению, на сегодня управляющих компаний, способных профессионально выполнить свои функции, не так уж много.
Агентство с привлечением Татарского института содействия бизнесу и его филиалов запланировало провести серию обучающих семинаров в городах и районах республики для желающих войти в этот бизнес. Программы уже разработаны. В дальнейшем же агентством совместно с Торгово-промышленной палатой РТ предполагается создать Гильдию управляющих компаний.
И последнее. Сегодня в республике успешно функционируют не только частные объекты общественного питания, но и частные зрелищные, досуговые и спортивные комплексы, такие, как "Планета Фитнес", "Диана", кинотеатры "Дружба", "Мираж". Однако много стадионов, спортзалов, клубов, дворцов культуры, кинотеатров, цирк остаются по-прежнему в государственной собственности, дотируются из госбюджета и пребывают в плачевном состоянии. Полагаем, что реализация этих объектов с торгов с условием сохранения их профиля и назначения привлечет инвестиционный и управленческий потенциал частного, прежде всего малого и среднего, бизнеса.
Гульнара СЕРГЕЕВА.
Генеральный директор Агентства
по развитию предпринимательства РТ