Челны ожидает строительный бум

Набережные Челны находятся в одном шаге от прорыва в жилищном строительстве, заявил на совещании с хозяйственными руководителями в городской администрации заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Сергей Хрунин.


Во-первых, нигде в республике не продвинулись столь далеко вперед по созданию рынка земли, как в автограде. Во-вторых, дополнительную привлекательность для инвесторов представляет наличие инженерных коммуникаций у пустующих участков городской территории. В-третьих, здесь имеется большой потенциал для наращивания объемов индивидуального строительства.


Революционную ситуацию, а именно с ней сравнил положение в отрасли заместитель министра, отличают, если опираться на определение классика, два обстоятельства: "низы" не хотят жить по-старому, а "верхи" не могут управлять по-старому.


Что касается "низов", то тут все ясно. На начало текущего года в среднем на одного жителя Челнов приходилось 17 квадратных метров жилья, тогда как по республике этот показатель равнялся 19,7 квадратного метра, согласно прогнозу до конца года он должен подрасти до 20 квадратных метров. В городе в очереди на получение квартиры, "замороженной" десять лет назад, стоят 17 тысяч человек, в том числе 6 тысяч бюджетников и почти столько же камазовцев. А всего более 78 тысяч семей хотят улучшить свои жилищные условия.


Однако обвинять "верхи" в бездействии было бы неправильно, они активно ищут новые подходы в жилищной политике. Второй год подряд темпы жилищного строительства в автограде увеличиваются в полтора раза. И в такой же пропорции они возрастут в 2005 году, в котором намечается сдать в эксплуатацию 150 тысяч квадратных метров жилья. Но этого мало. Чтобы ликвидировать отставание от средних республиканских показателей, в ближайшие семь лет надо построить дома


общей площадью около 1,6 млн. квадратных метров.


Для чего потребуется около 21 млрд. рублей инвестиций. Еще в 4 млрд. рублей обойдется создание инженерной инфраструктуры на вновь осваиваемых территориях. Поэтому нельзя пренебрегать ни одним финансовым источником для решения поставленной задачи. Таков императив городской программы строительства жилья, контуры которой обсуждались на совещании.


И все же упор в докладе заместителя главы администрации города Мунира Гайнуллова был сделан на ипотечном кредитовании жилищного строительства. В городе создано представительство жилищного потребительского кооператива "Строим будущее", работающее от имени Государственного внебюджетного жилищного фонда (ГВЖФ) при Президенте РТ. Социальную направленность имеет и федеральная программа поддержки молодых семей, в рамках реализации которой в городе в нынешнем году улучшили свои жилищные условия более 360 супружеских пар, получив кредиты в общей сложности на 82 млн. рублей. Начинает приносить плоды генеральное соглашение между администрацией города, ГВЖФ и КамАЗом по использованию на паритетных началах принадлежащей автозаводу "незавершенки". А акционерное общество "Камгэсэнергострой" готовится погашать собственным работникам с большим производственным стажем часть оплачиваемых ими процентов по ипотечным кредитам.


Одновременно генеральный директор картонно-бумажного комбината С.Титов призвал коллег более реалистично оценивать возможности ипотеки в качестве главного финансового рычага, с помощью которого совершится переворот в отрасли. По его мнению, несмотря на принятие Госсоветом РТ закона об ипотеке, это пока еще журавль в небе, а синица в руках - жилищное строительство хозспособом. В городе есть предприятия и организации, работающие с прибылью. В программе необходимо предусмотреть вариант строительства жилья за счет собственных средств хозяйствующих обществ. Ведь закон разрешает продавать его своим работникам на 20 процентов ниже рыночной стоимости.


Опытом возведения малоэтажного блокированного жилья как альтернативы стихийному строительству коттеджей поделился генеральный директор ЗАО "Трест "Подряд" М.Гимазетдинов. Элитное жилье улучшает архитектурный облик города, наконец, служит эталоном качества в домостроении. Правда, заместитель министра С.Хрунин не преминул заметить: фирмы, которые занимают этот сегмент рынка, не сдают дома под ключ. Кто выполняет в них отделочные работы, неизвестно. Впрочем, ясно кто - умельцы, принадлежащие теневой экономике. От чего страдает бюджет города.


Выступавшие на совещании по традиции сетовали на засилье бюрократии. Подготовка разрешительных документов (необходимо обойти свыше 30 инстанций) занимает 2-3 года, тогда как сам дом можно построить за полгода-год. И все это влетает заказчику-застройщику в копеечку. Так, при оформлении документов на трехподъездный десятиэтажный дом надо выложить около 700 тысяч рублей еще до начала строительства.


Серьезным препятствием для расширения фронта жилищного строительства скоро могут стать платные автостоянки, превратившие городскую территорию в лоскутное одеяло. Предстоит найти инвесторов, чтобы вместо них выросли многоэтажные гаражи.


Подводя итоги совещания, глава города Ильдар Халиков призвал его участников не обольщаться тем, что автоград - лидер в республике по социальной ипотеке. Челны стали экспериментальной площадкой по ее внедрению благодаря поддержке Президента республики. Из 100 тысяч квадратных метров жилья в 2004 году треть будет введена по названной программе. Но одновременно ситуация со строительством жилья остается неудовлетворительной, подчеркнул руководитель.


В идеях, проектах недостатка нет, а вот с их реализацией дело обстоит хуже. Нет четкого взаимодействия банков, промышленных предприятий и строительных фирм. У Агентства ипотечного жилищного кредитования практически безграничные возможности. Однако с ним пока работают только некоторые банки. А право стать его партнерами имеют все, в том числе крупные предприятия, риэлтерские компании. В полной мере этот финансовый ресурс город не использует.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости