Настоящий Закон определяет цели, направления трудовой деятельности, используемые для организации общественных работ, полномочия местных администраций, органов местного самоуправления, государственных органов службы занятости при организации общественных работ, порядок организации и финансирования общественных работ.
Статья 1. Понятие общественных работ
Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Статья 2. Цели организации общественных работ
Общественные работы организуются в целях:
выполнения федеральных целевых, республиканских и местных программ экономического и социального развития;
снижения социальной напряженности на рынке труда городов и районов Республики Татарстан;
обеспечения временной занятости населения;
осуществления потребностей отраслей народного хозяйства в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;
сохранения мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы;
предоставления гражданам материальной поддержки в виде временного заработка.
Статья 3. Направления трудовой деятельности, используемые для организации общественных работ
Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям:
строительство автомобильных дорог и их содержание;
прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ;
заготовка, переработка, хранение сельскохозяйственной продукции;
проведение работ в лесном хозяйстве;
строительство и реконструкция объектов жилищного фонда, социально-культурного назначения;
восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
обслуживание пассажирского транспорта;
работа в организациях связи;
эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
уход за престарелыми, инвалидами и больными;
обслуживание объектов оздоровления и отдыха детей в период каникул, санаторно-курортных зон;
сбор и переработка вторичного сырья и отходов;
участие в проведении мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
другие доступные виды трудовой деятельности.
Статья 4. Участие граждан в общественных работах
Граждане, зарегистрированные в государственных органах службы занятости, имеют право участвовать в общественных работах по направлениям этих органов.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия.
Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются:
граждане, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы, согласно законодательству;
безработные граждане, состоящие на учете в государственных органах службы занятости свыше шести месяцев;
безработные граждане, не получающие пособие по безработице.
Статья 5. Полномочия местных органов государственной власти и управления и представительных органов местного самоуправления
Местный Совет народных депутатов, представительный орган местного самоуправления вправе предусматривать в соответствующих бюджетах средства на финансирование общественных работ.
Местная администрация, орган местного самоуправления осуществляют взаимодействие с государственными органами службы занятости по организации общественных работ и контролю за их организацией.
Местная администрация, орган местного самоуправления проводят работу по информированию граждан и работодателей об организации общественных работ, порядке их проведения, условиях оплаты труда, а также о льготах, предоставляемых работодателями при выполнении общественных работ.
Местный Совет народных депутатов, представительный орган местного самоуправления вправе предоставлять работодателям, организующим общественные работы с привлечением собственных средств, дополнительные льготы по местным налогам и сборам.
Статья 6. Полномочия государственных органов службы занятости
Государственные органы службы занятости ежегодно вносят предложения в местную администрацию, орган местного самоуправления об организации общественных работ.
Государственные органы службы занятости информируют:
граждан, ищущих работу, об организации общественных работ, порядке их проведения, условиях оплаты труда, а также о льготах, предоставляемых работодателями при выполнении общественных работ;
работодателей о предоставляемых им в соответствии с законодательством льготах по местным налогам и сборам при организации общественных работ.
Государственные органы службы занятости осуществляют направление граждан в организации для выполнения общественных работ и их учет.
Государственные органы службы занятости осуществляют контроль за исполнением работодателями законодательства о труде и занятости при организации общественных работ.
Статья 7. Правовые отношения сторон, участвующих в организации и проведении общественных работ
Сторонами, участвующими в организации и проведении общественных работ, являются местная администрация, орган местного самоуправления, государственный орган службы занятости, работодатель, гражданин.
Отношения между местной администрацией, органом местного самоуправления, государственным органом службы занятости и работодателем регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ.
С гражданами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах.
Договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут досрочно при устройстве гражданина на постоянную либо временную работу или по другим основаниям в соответствии с законодательством.
Работодатели вправе предоставлять дополнительные льготы гражданам, принимающим участие в общественных работах, за счет собственных средств.
Статья 8. Организация рабочих мест
Работодатели в соответствии с договорами совместной деятельности по организации общественных работ организуют дополнительные временные рабочие места для проведения общественных работ.
При организации общественных работ не допускается использование имеющихся у работодателей постоянных рабочих мест и вакантных должностей.
Статья 9. Оплата труда на общественных работах
Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством.
Статья 10. Источники и порядок финансирования общественных работ
Финансирование общественных работ производится за счет средств работодателей, средств местных бюджетов, средств Республиканского бюджета Республики Татарстан и других источников, не запрещенных законодательством.
Порядок выделения и расходования средств Республиканского бюджета Республики Татарстан на финансирование общественных работ определяет Кабинет Министров Республики Татарстан.
Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Кабинету Министров Республики Татарстан привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Президент Республики Татарстан М.ШАЙМИЕВ.
Казань, 27 сентября 2001 года.