Театральная площадка MON прощается со спектаклем «Единственный берег», который родился девять лет назад в Свияжске и там же впервые был сыгран на публику. Последние показы пройдут в Казани 21 ноября и 5 декабря.
Один час без антракта. Ровно столько длится спектакль-«долгожитель», вместе с которым окончательно уйдет в историю один из самых ярких проектов фонда «Живой город» – театральная лаборатория «Свияжск АРТель». Напомним, что каждое лето, начиная с 2014 года, на остров приезжали крутые театральные профессионалы, которые жили в Свияжске, ходили по улицам, заглядывали в музеи, знакомились с местным людом. На все это у «артельщиков» было десять дней, после чего они собирали зрителей и показывали свои театральные эскизы, неотъемлемой частью которых были речные пейзажи и непарадные, лишенные туристического глянца уголки острова-града. В Свияжске можно было встретить даже европейских знаменитостей, например, основателей всемирно известной театральной команды Rimini Protokoll. Всего на острове прошло 10 театральных лабораторий, последняя – в 2023-м…
Спектакль «Единственный берег» еще в виде эскиза впервые был показан в рамках третьей лаборатории «Свияжск АРТель» в июле 2016 года. Тогда на острове в одной команде работали драматург Юрий Клавдиев, по сценарию которого уже был снят нашумевший сериал «Школа», и «золотомасочный» режиссер Роман Феодори.
Здесь же, на острове Клавдиев написал три новеллы, три сказа, объединенных в одну историю и связанных со Свияжском периода Гражданской войны. Первая часть – это монолог юродивого, прибившегося к монастырю и рискнувшего отомстить «братишкам и товарищам» за поруганную честь отца-настоятеля и монахов. Второй монолог начинается так: «Я – река. Я теку. И буду долго еще течь, гораздо дольше, чем проживут на моих берегах эти люди…». И наконец, третий сказ повествует о странной любви степного орла, любящего раздвигать крыльями траву, и лошади, мечтающей взлететь. Разумеется, оба поплатились за свою неспособность быть как все, но это еще не конец истории.
Тексты Клавдиева сами по себе великолепны, и подчеркнутый минимализм эскиза только усиливал это впечатление. Актриса накрывала стол голубой скатертью – это река. Затем насыпали зерно из мешка – получался остров. Далее возникали граненые стаканы с луковицами, изображающие церкви, а буханка ржаного хлеба, накрытая книгой, превращалась в дом. Все предельно просто, как в детской игре, и очень метафорично.
Помнится, показ проходил в здании бывшего пожарного обоза, где на тот момент шел ремонт. Сейчас там художественная галерея, а тогда в импровизированный зрительный зал надо было пробираться по шатким деревянным мосткам. Изначально в театральном эскизе участвовали артисты Казанского ТЮЗа, и по всему чувствовалась их влюбленность в материал, предложенный драматургом.
После успешного показа в Свияжске эскиз был доработан, и спустя полгода состоялась казанская премьера «Берега». Сначала спектакль вошел в репертуар «Угла», а затем театральной площадки MON. Конечно, после переноса он стал немного другим: что-то приобрел, но что-то и потерял. А кроме того, в последнее время острее, чем когда-либо, стала ощущаться принадлежность спектакля тому короткому временному отрезку, когда Свияжск был если не театральной Меккой, то как минимум намоленным местом для людей, проповедующих театр смыслов, который рождается буквально здесь и сейчас. Жаль только, что понимание уникальности этого опыта, его неочевидной связи с чем-то большим и настоящим, приходит лишь вместе с ностальгией.