Нет, Дед Мороз, уходи!.. Как отмечали Новый год в Казани 100 лет назад

Нога в кирзовом сапоге, которая дает мощный пинок под зад Деду Морозу, а заодно и младенцу, символизирующему Новый год, – такая карикатура украшала нашу газету в декабре 1925 года. Перелистав архив «Красной Татарии», мы узнали, как жители нашей республики отмечали главный зимний праздник сто лет назад и чем Дед Мороз не угодил рабочим и крестьянам.

Нет, Дед Мороз, уходи!.. Как отмечали Новый год в Казани 100 лет назад

БОРОДАТЫЙ СТАРИК ПОД ЗАПРЕТОМ, МАСКАРАДЫ – В ТРЕНДЕ

В 1925 году в ТАССР, как и по всей стране, продолжилась кампания по отмене Рождества, начавшаяся сразу после установления советской власти. Доброго волшебника Деда Мороза признали старорежимным стариком, которого создали для одурманивания народных масс: «Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз».

Стоит отметить, что Дед Мороз в России не был изначально символом Рождества так же, как Санта Клаус в Европе. Образ бородатого волшебника сформировался лишь в XIX веке на основе славянских мифов, сказок русских писателей, ну и под влиянием западных традиций. А уже в начале XX ему объявили бойкот, как и всем прочим вымышленным персонажам, включая малыша, символизирующего Новый год. Лишь в 1930-х годах Дед Мороз был реабилитирован мудрым решением самого Иосифа Сталина, и в 1937 году бородатый волшебник впервые появился на Кремлевской елке в Москве.

Елки, украшать которыми дома на Новый год повелел еще царь Петр I, поначалу тоже подвергались гонениям в Стране Советов как «главный символ религии». Но, к счастью, недолго. Строители коммунизма поняли, что встречать праздник совсем без новогодних атрибутов как-то уж совсем скучно. Не запрещались и костюмированные маскарады.

На одной из фотографий в «Красной Татарии» можно увидеть, как проходит новогодний утренник в детском саду №110 Казанского мясокомбината: дети в костюмах зайчиков и петрушек сидят вокруг елки.

Здесь же анонсируется бал-маскарад в клубе льнокомбината. За лучшие костюмы даже обещают «ценные премии».

Призы за лучшие костюмы обещаны и участникам новогоднего костюмированного вечера на катке «Динамо» 31 декабря. Первый приз – 250 рублей, второй – 200, третий – 100 рублей. Кроме того, вход на каток для посетителей в костюмах и масках обойдется всего в 1 рубль, тогда как для посетителей без костюмов – 2 рубля. Судя по объявлению в нашей газете, в новогоднюю ночь на катке должен был играть духовой оркестр и должны были запустить фейерверки.

Столичные рестораны «Татарстан» и «Казанское подворье» рекламируют предварительную продажу столиков на Новый год, сервированных по заказу гостей. В культурной программе заведений – выступления джаз-оркестров, артистов эстрады, европейские танцы.

КОЛХОЗНИКИ СКУПАЮТ ВСЁ

В магазинах столицы ТАССР тем временем идет бойкая предновогодняя торговля, продавцы не успевают подсчитывать выручку. Например, кондитерский отдел магазина «Бакалея» №2 торгует в день на 2700 рублей вместо одной тысячи в обычные дни, а бакалейный отдел повысил выручку до шести тысяч (вместо обычных четырех), гастрономический и вовсе продает продуктов на 8–9 тысяч.

Большой спрос наблюдается также на елочные украшения, патефоны, пластинки, радиоприемники и другие культтовары. Обычно в магазине культтоваров №6 дневной оборот составлял не более двух тысяч рублей, а перед Новым годом вырос до 6–7 тысяч. Елочных украшений было продано на 31 тысячу рублей. А магазин Точмашсбыта продал 5 тысяч патефонных пластинок.

Закупаются к Новому году и сельчане. Наш корреспондент описывает, как колхозники артели «Показатель» делают предпраздничные покупки. Вот у прилавка собрались женщины, которые разглядывают сатин, трико, кашемир, интересуются ценами. Людмила Маркелова попросила отрезать от каждого из четырех облюбованных ею кусков сатина по пять метров. Пояснила: «На платья себе и блузки дочери». Ее муж Иосиф Маркелов – делегат Всетатарского съезда мастеров высокого урожая – взял два с половиной метра сукна на костюм. «Мне велосипед нужен», – обратился Маркелов к заведующему магазином. Заведующий записал заявку Маркелова в записную книжку. Супруги ушли из магазина с огромным узлом покупок. Всего в этот день 30 колхозников потратили в магазине 2500 рублей.

«Сегодня-завтра ожидаем гостей из других колхозов. А чем, спрашивается, я стану торговать, когда всех товаров осталось на три тысячи рублей? А Татсоюз медлит с отгрузкой», – жалуется нашему корреспонденту завмаг.

ОТ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ НЕ УБЕЖИШЬ

Но не одним только ожиданием праздника жила в декабре 1925 года советская Татария. Например, Нарпит объявил о перерегистрации трудовых договоров между прислугонанимателями и домработницами, чтобы последним было легче защитить свои права.  

Казанская контора Хлебопродукта сообщила о мерах, принятых для снижения цен на ржаную и пшеничную муку.

На заводе им. Вахитова по причине неисправности одного из аппаратов произошел взрыв водорода – три работника получили сильные ожоги лица и рук.

А во Владивостоке задержали преступную чету из Казани: кассир Анисимов и его сообщница Пенкина похитили из Госбанка 56 тыс. рублей, четыре месяца находились в бегах, но в итоге были найдены на другом краю страны и этапированы в родную Казань. Нашли милиционеры и двух казанских аферистов, которые обманули наивного жителя Тетюш, продав ему за 70 рублей шесть медных ложек под видом золотых. Сельчанин опознал мошенников по предъявленным в милиции фотографиям, злоумышленников задержали по горячим следам и арестовали.

 

новый год газета Республика Татарстан красная татария татарстан 100 лет назад
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости