Ильгиз Зайниев назначен художественным руководителем Театра Камала. Впервые он был представлен в этом качестве на пресс-конференции, посвященной предстоящему фестивалю тюркских театров «Науруз».

РЕПЛИКА В СТОРОНУ
Спикеры в лице самого Зайниева и директора «Науруза» Ильфира Якупова строго придерживались повестки (праздник к нам идет!) и в своих скупых комментариях дали понять, что ничего экстраординарного не происходит, всё идет по плану, а очередные рокировки внутри руководящего состава – «чисто технические». Так, согласно изменениям в уставе, прежняя должность Ильгиза Зайниева – директора театра в принципе упраздняется (напомним, что директором ТГАТ он стал так же внезапно в конце прошлого года). При этом Фарид Бикчантаев был и остается главным режиссером.
Иными словами, после назначения Зайниева художественным руководителем в театре фактически установилось творческое «двоевластие», и как долго оно продлится – неизвестно. Тем не менее, что-то подсказывает: ответ мы получим довольно скоро. Кстати, Бикчантаев тоже был заявлен в числе спикеров в качестве бессменного худрука «Науруза», но под благовидным предлогом не присутствовал. И в последнее время это не первый случай, когда главреж явно избегает напрямую общаться с прессой.
НЕ СТАРОЕ, А ИСТОРИЧЕСКОЕ

Еще одна любопытная деталь: журналистам мягко, но настойчиво было рекомендовано не называть старое здание театра старым. Теперь оно «историческое». Именно отсюда 9 июня начнется шествие участников и гостей фестиваля «Науруз». Под жизнеутверждающую музыку (возглавлять шествие будет «малый симфонический» оркестр театра) они двинутся по набережной Кабана в сторону нового здания, где и состоится церемония открытия форума. «К нам смогут присоединиться жители и гости Казани. Такие мероприятия тоже имеют исторический смысл – театр возник из ритуальных шествий», – подытожил худрук свой краткий исторический экскурс. Но слух все-таки резануло: немного обидно стало за другое историческое здание – на улице Горького, фасад которого увешан мемориальными досками, в том числе в честь мастеров камаловской сцены. Да, сейчас здесь работает другой театр – Тинчуринский, но, в конечном счете, он тоже плоть от плоти этой же истории. И выходит, что можно вот так, буквально «ради красного словца» задвинуть куда-то на периферию памяти всё то, до чего не дотянуться праздничным шествиям.
КУРИЦА ИЛИ ЯЙЦО?

Но вернемся к «Наурузу». В этом году фестиваль соберет более 15 театральных коллективов из Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и национальных республик России. Но главное, что в это же время – с 9 по 22 июня – в Казани будет проходить XI Международная театральная Олимпиада с участием театров Бразилии, Греции, Турции, ЮАР и России. Например, кукольный театр из Кейптауна привезет спектакль по «Гамлету», гости из Латинской Америки – «Кроткую», театр из Анкары – «Машину Чехов». Александринский театр откроет свои мини-гастроли на камаловской сцене спектаклем «Литургия ZERO» в постановке Валерия Фокина – единственного российского режиссера в составе международного оргкомитета Театральной олимпиады. Приедет к нам и ее отец-основатель – всемирно известный греческий режиссер Теодорос Терзопулос. Безусловно, для Казани это мега-событие. Не удивительно, что спикеры затруднились сходу ответить, где здесь курица и где – яйцо: Олимпиада внутри «Науруза» или «Науруз» внутри Олимпиады?
«Фестиваль не должен стоять на месте. Он должен развиваться и открывать новые направления. Иначе будет скучно», – дипломатично высказался директор «Науруза» Ильфир Якупов. У Зайниева же отношение более ревнивое: «Науруз» – это наше родное, а Олимпиада – это то, что для опыта полезно. Мы их за уши не притягивали. Так совпало, что они проходят примерно в одно время».
Напомним, что Международная театральная Олимпиада зародилась в легендарных греческих Дельфах. Именно там Терзопулос в свое время создал театр древней драмы, а в середине 1990-х годов собрал здесь же выдающихся режиссеров современности – Юрия Любимова, Хайнера Мюллера, Тадаси Судзуки, Роберта Уилсона и других. Вместе они учредили международный театральный фестиваль по образу и подобию Олимпийских игр. С тех пор он служит уникальной площадкой для интеграции разных театральных школ и открытого диалога деятелей театра. В России Театральная олимпиада проходила дважды: в Москве в 2001-м и в Санкт-Петербурге в 2019 году.