ПЕРВЫЕ ПОШЛИ
Напомним: осенью «Яндекс» анонсировал появление в 2026 году на улицах Казани роботов-курьеров. А в 2027 году по планам компании каждый десятый заказ, сделанный казанцами в «Яндексе», будет доставляться без участия человека.
Однако горожане сразу отнеслись к затее с некоторой долей скепсиса. Дескать, одно дело – Иннополис, где на улицах ни машин, ни людей, и для роботов раздолье, и другое – Казань, тем более зимняя.
В «Яндексе» на это заверили, что «роботы-доставщики рассчитаны на круглогодичную работу в любую погоду. У них шесть ведущих колес и подвеска, которые обеспечивают устойчивость и проходимость, а зимой роботы переходят на специально разработанную резину с более глубоким протектором, что позволяет преодолевать снежную кашу…».
Так или иначе роботы-доставщики появились на улицах города даже раньше заявленного срока – в декабре. В мэрии Казани радостно подхватили инициативу «Яндекса», определив в центре города локации для передвижения механических доставщиков. Первые роботы-курьеры покатили по улицам Назарбаева, Бутлерова, Салимжанова, Тихомирнова, Айдинова, Пушкина…
Но стоило пойти снегу, как идиллическая картина, на которой высокотехнологичный помощник уверенно прокладывает себе путь сквозь метель, доставляя горячий обед или важную посылку точно в срок, разбилась о суровую реальность. Вместо триумфального шествия роботов-курьеров по улицам горожане стали наблюдать, как электронные стеклопластиковые машинки беспомощно вязнут в снегу и нуждаются в помощи самого обычного мужика с лопатой. «Доставщики-сугробозастревальщики», – начал упражняться народ в сочинении мемов.
«ОНИ КАК ДЕТИ, МНЕ ИХ ЖАЛКО»
Флорист цветочного салона на улице Назарбаева Алина периодически видит из окна на своем рабочем месте роботов, попавших в трудную жизненную ситуацию, и очень их жалеет.
– Они такие милые, аккуратные, светятся огоньками, стараются. Конечно, когда снег, им тяжело. Когда я вижу, как один из них застрял и тихонько мигает, будто просит помощи, мне их так жалко! Не знаю почему, но мне кажется, что это живые существа, – призналась девушка корреспонденту «РТ». – Они как дети, которых выпустили в большой мир, а он оказался сложнее, чем написано в инструкции. Я считаю, нужно не смеяться, а помочь им адаптироваться: хорошенько чистить пути, может, шины другие поставить. Пусть роботов на улицах становится больше, но они будут умнее и подготовленнее к нашей зиме.
58-летний водитель грузовика Владимир, пару раз видевший на пешеходных переходах маленьких доставщиков, считает, что запускать такие «игрушки» в городе зимой изначально было не самой лучшей идеей.
– Ну конечно, он на первом же сугробе сядет, умора, честное слово! И главное, непонятно: у нас в России, в Казани, снег зимой – это сюрприз что ли? Человек-курьер хотя бы сам из заноса выберется, тропку протопчет, потому что у него смекалка есть! А этот робот упрется в снежный барьер и будет ждать, пока его спасут. Получается, вместо того, чтобы облегчить людям жизнь, создали еще одну проблему, которую нужно решать человеку. Технологии – это хорошо, но сначала надо головой думать, – вынес вердикт водитель.
ЕДА ЗАСТРЯЛА НА ПЕРЕКРЕСТКЕ
Ангелина, которая живет на улице Салимжанова и часто пользуется услугами «Яндекс. Доставки», уже вошла в число тех счастливчиков, которым привез заказ робот. Причем в отличие от Москвы в Казани клиенту пока не предоставляют выбор, какого курьера к нему направить – живого или механического, а просто оповещают по факту: заказ доставит робот. Как выяснилось, первые впечатления от новинки у заказчицы не очень радужные.
– Нет, они, конечно, симпатичные, но ведь они нужны не для того, чтобы ими любоваться! Я взрослый человек, у меня свои дела, я хочу, чтобы мне всё доставили быстро и без проблем. Вечно с этими доставками проблемы: то опоздает, то заказ перепутают. Когда появились роботы, я была воодушевлена, думала, наконец-то будет точность и пунктуальность. Но рано радовалась. Отслеживала этого киборга на карте и в режиме реального времени видела, как моя еда полчаса простояла где-то у перекрестка. То ли он в сугробе застрял, то ли не справился с преодолением бордюра. Ну такой себе прогресс, живому курьеру хотя бы можно позвонить и наорать на него, – привела неоспоримый довод недовольная Ангелина.
«ПОСМОТРИМ, ЧТО БУДЕТ В ПРАЗДНИКИ»
Один из живых курьеров «Яндекса», Марсель, который изначально был настроен весьма критически по отношению к роботам, призванных, по мнению курьеров, лишить их зарплаты, сейчас радостно потирает руки. Молодой человек уверен, что, когда роботы начнут ездить уже не только по центру, а по всей Казани и начнут тут и там застревать в ямах, сугробах и лужах, количество недовольных клиентов вырастет в разы.
– Пока что 1:0 в пользу человека. Понятно, что на нас хотят сэкономить, особенно зимой, когда тариф повышается из-за погодных условий. Ну-ну, посмотрим, что будет в праздники, когда дороги вообще не чистят, и люди будут ждать свои заказы по несколько часов, – смеется Марсель.
«РТ» обратилась в пресс-службу «Яндекса» с вопросом, как в компании оценивают первые результаты работы роботов-курьеров в Казани. Ответа на момент публикации мы не получили.