«С КОЛЯСКОЙ СТРАШНО ВЫЙТИ»
Представьте, вы заказываете роллы или пиццу, а к вашему подъезду подъезжает не курьер с термосумкой, а небольшой симпатичный робот, у которого пицца или роллы лежат в «животике». Если для жителей татарстанского наукограда Иннополис, по улицам которого уже рассекают роботы «Яндекса», это не диковина, то для жителей Казани и других городов республики – чистая фантастика.
Но «Яндекс», похоже, настроен серьезно и заявляет, что через год будет производить по 1300 роботов-доставщиков в месяц, выпуская их на улицы Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и других городов страны. В компании обещают, что доставка с помощью роботов будет дешевле «человеческой», ведь роботу, в отличие от живого курьера не нужно доплачивать за работу в непогоду или ночное время, хотя определенных расходов на техобслуживание он, конечно, потребует.
– С одной стороны, конечно, хорошо, что на тротуарах станет меньше курьеров, бешено несущихся на электровелосипедах, а то уже страшно с коляской на тротуар выйти. А с другой стороны, эти роботы будут, наверное, под ногами путаться, – поделилась сомнениями с корреспондентом «РТ» молодая жительница Московского района Ангелина. – Опять же Казань – не Иннополис, у нас полно машин, людей. Зимой снег валит, дворы как следует не чистят. Я вот сомневаюсь, что этот ящик на колесиках доедет зимой до моего дома. Да и как он в домофон позвонит? Как мне его найти, если он заблудится? И главное, воровать же их будут! Оставишь такого у подъезда на пять минут, пока спускаешься, всё – прощай, и пицца, и робот! Как-то странно и непонятно это всё. В общем, посмотрим...
В пресс-службе «Яндекса» корреспондента «РТ» заверили, что сложные погодные условиях не помеха для робота-доставщика. В крайнем случае робот может подать сигнал бедствия удаленному оператору, который придет ему на помощь.
«Роботы-доставщики Яндекса рассчитаны на круглогодичную работу и уже несколько лет успешно ездят в дождь, снег и по нечищенным тротуарам. У них шесть ведущих колес и подвеска, которые обеспечивают устойчивость и проходимость, а зимой роботы переходят на специально разработанную резину с более глубоким протектором, что позволяет преодолевать снежную кашу и бордюры до 14 см. Корпус и батарейный отсек герметичны, электроника защищена от влаги, поэтому лужи и осадки не влияют на работу», – объяснили в пресс-службе «Яндекса».
– Я работаю в сфере IT и вижу, как технологии меняют жизнь к лучшему и эти роботы – не исключение, – с нетерпением ждет появления новинки житель Казани Игорь, который часто пользуется доставкой. – Вы только подумайте: заказ будет приезжать не «когда курьер соберет остальные», а ровно в расчетное время, потому что у робота нет форс-мажоров, он не торопится, нарушая правила. Никаких звонков с просьбой выйти или проблем с поиском адреса. Всё четко, быстро, по заданному алгоритму. Да, сначала будут «болезни роста», но это же «Яндекс»! Они не станут внедрять сырую технологию. Уверен, у них уже всё продумано и с защитой от краж, и с работой в снегопад.
«ЛИШЬ БЫ МЕНЬШЕ ПЛАТИТЬ»
А вот действующие живые курьеры «Яндекса» восторга заказчиков не разделяют. Они хоть и сомневаются, что железяки смогут оставить их без работы в обозримом будущем, но всё же уверены, что массовое внедрение технической новинки скажется на их заработке.
– Ну пусть попробуют этих роботов запустить. Они полгода по нашим дворам поездят, и всё станет ясно. Я свой велик через сугроб, через бордюр, в обход пробки пронесу, а он сможет? Я могу в домофон позвонить, если человек не отвечает, найду вариант, как заказ доставить. А робот что будет делать – стоять и мигать лампочкой? – иронизирует курьер Азат, который уже два года доставляет продукты жителям Советского района. – Наша работа требует смекалки, а не просто следования по маршруту. Но вот что действительно напрягает... Скажут, наверное: «Вот, робот может дешевле, давайте и курьерам ставки понизим». Нас, живых людей, которые в любую погоду и днем и ночью работают, могут начать ценить еще меньше из-за этой конкуренции с железками. В этом главная опасность.
Несмотря на то, что у многих казанцев в последние годы сложилось мнение, что курьеры зарабатывают гораздо больше, чем представители других профессий, сами доставщики утверждают, что их зарплата не такая уж высокая. Она зависит от многих факторов и каждый просчет, в том числе случившийся не по вине курьера, влечет штраф. В среднем курьер в Казани получает 60–70 тысяч рублей в месяц.
– И еще эти разговоры, что мы «гоняем, как сумасшедшие»... Да я вынужден так ездить, потому что у меня 50 заказов за смену и система штрафует за каждую минуту опоздания! – говорит доставщик с 4-летним стажем Михаил. – Создайте нам нормальные условия, а не заменяйте людей бездушными консервными банками. Это не прогресс, а просто желание сэкономить на живых людях, которые кровью и потом деньги зарабатывают. Они думают только о том, как нам меньше платить, потому что при ухудшении погоды повышается наша ставка, но роботы выполнять нашу работу не смогут. Пусть выпускают их в наши казанские сугробы, даже интересно посмотреть на этот цирк!