ПОСЛЕ НОЧНОЙ СМЕНЫ – НА ПРОСЛУШИВАНИЕ
Свою историю коллектив ведет с 1949 года, от кружка самодеятельности при клубе авиационного завода. Но своей альма-матер «мирасовцы» считают ДК имени Ленина, который был построен в 1960 году. Аккурат к этому времени в стране была принята госпрограмма по развитию рабочей художественной самодеятельности. Хочешь – пой, хочешь – пляши!
Запевалой и душой коллектива была девушка по имени Сурия, нормировщица из литейного цеха. Когда хору срочно понадобился баянист, она уговорила своего ухажера Наиля Бареева им аккомпанировать, а вскоре и сама стала Бареевой.
– Мама прекрасно пела, у нее было колоратурное сопрано, и она всегда мечтала быть профессиональной певицей. Однажды она даже пришла на прослушивание в Татгосфилармонию, но после ночной смены голос не звучал, и маму не взяли, – вспоминает дочь Бареевых и продолжатель их дела, хормейстер Алия Наилевна Минкашева.
Рассказывают, что спустя несколько лет Джавид Кудусов, главный хормейстер Госансамбля песни и танца, услышал Сурию Барееву на концерте и удивленно спросил: «Почему она не поет у меня?». Вот тут-то ему и напомнили, что он сам ее «забраковал» на прослушивании.
Довольно скоро хор ДК имени Ленина стал образцовым и брал первые места на всех смотрах художественной самодеятельности. Песни для него писали ведущие татарские композиторы – Джаудат Файзи, Фасиль Ахметов, Бату Мулюков. Одна из них, кстати, и дала коллективу первое название – «Вечерние огни». На репетиции хора приходили также Ильгам Шакиров, Рустем Яхин. Общение с ними было бесценно.
– Бату Мулюков в шутку называл себя «придворным» композитором нашего хора. А Джаудат Файзи, автор легендарных «Башмачков», специально для мамы написал песню «Заводские гудки». В общем, очень яркая жизнь была у коллектива, – ностальгически вздыхает Алия Минкашева.
БИЛЕТ В МОЛОДОСТЬ
В перестроечные годы внимание государства к художественной самодеятельности, можно сказать, сошло на нет, да и самих заводчан одолевали тогда более приземленные заботы, и в какой-то момент хор распался. Но в начале двухтысячных те, кто составляли его костяк в шестидесятые годы, уговорили Наиля Бареева воссоздать и возглавить хор уже в статусе коллектива жизнелюбов. Некоторое время хор «Мирас» базировался в ДК «Юность», но при первой же возможности вернулся в родные пенаты – ДК имени Ленина.
– Сейчас мы даем по 4-5 концертов в месяц, – говорит дочь и правая рука 86-летнего руководителя хора. – Буквально на днях выступали в концерте, посвященном 90-летию со дня рождения композитора Фасиля Ахметова. Папа был лично с ним знаком. Также мы активно работаем с молодежью, детьми. У нас есть специальные программы «Уроки старшего поколения». Часто выезжаем в районы, выступаем в деревнях. Например, 25 октября нас ждут с концертами в Сабинском районе. Мы выступали и в Театре Камала и в музее Горького. Словом, всегда открыты для любых коллабораций.
Не побоюсь сказать, что сегодня мы единственный народный коллектив, который исполняет классическую татарскую музыку. Причем, мы поем на несколько голосов, и это звучит очень красиво. Часто после концерта люди подходят к нам и благодарят со слезами на глазах за то, что мы вернули их в молодость.
УЧИТЕЛЬ, ПОДВОДНИК, ЗУБНОЙ ВРАЧ…
Кто же они, сегодняшние звезды хора «Мирас»? В первую очередь, конечно, это сам Наиль Масгутович Бареев. Несмотря на солидный возраст, он по-прежнему не расстается с баяном, сам делает аранжировки песен и раскладывает их на голоса. А вот его супруги и солистки хора Сурии ханум, с которой они успели отметить «бриллиантовую» свадьбу, к сожалению, год назад не стало…
Из первого состава их осталось только двое: Наиль абы и Ильшат Аглиуллин. Остальные присоединились уже позже. Всего в составе хора сейчас 26 человек. Средний возраст участников – 73 года.
– Среди наших артистов есть уникальные личности, – говорит хормейстер. – Например, Римма Асанова, ей 84 года, она живет в Зеленодольске и два раза в неделю приезжает на наши занятия. Всю жизнь она работала стоматологом, а серьезно заниматься вокалом стала в 50 лет.
Добавим к сказанному, что Римма Асанова – участница слепых прослушиваний самого популярного вокального проекта страны «Голос 60+». И сам Лев Лещенко оценил ее пение как «почти профессиональное».
– Еще одна удивительная женщина – Илиза Шегурова, – продолжает Алия Наилевна. – Она 25 лет проработала в школе учителем татарского языка, а в молодости пела в знаменитом ансамбле «Саз». У них вся семья музыкальная: супруг Анатолий вместе с моим папой в 1960-е годы играл в оркестре народных инструментов ДК Ленина, а сейчас этим оркестром руководит их сын – Альберт Шегуров. Очень творческий человек и Альбира Хамитова – она не только поет, но и сама пишет стихи, песни. Фарид Хакимов в прошлом моряк-подводник, а сейчас целиком посвятил себя творческому самовыражению. Он прекрасно читает стихи, особенно Тукая, а его бас просто завораживает слушателей. Или Флюра Мушарапова. Это на редкость ответственный человек. Нотную грамоту она выучила у нас в коллективе и теперь помогает всем новым людям, которые приходят в наш хор.
– А человек с улицы, условно говоря, может к вам попасть? Или у вас существует какой-то возрастной ценз? – поинтересовалась у хормейстера корреспондент «РТ».
– Никакого возрастного ценза нет, мы принимаем всех. И как раз сейчас пошел большой поток, на каждое занятие приходят по два-три новых человека, – отметила Алия Минкашева. – Другое дело, что не все остаются. Все-таки это возрастные люди, и кому-то хотелось бы просто посидеть и попеть, как в караоке. Но у нас немножко другой формат. Каждое двухчасовое занятие – это довольно-таки интенсивная работа. Сначала распевка, потом мы развиваем слух, разучиваем партии, сводим их в единый строй. Не всем это подходит.
ХОТЯ БЫ ПОЛСТАВКИ ДЛЯ БАЯНИСТА
– Бытует мнение, что татарскому народу не присуще многоголосие, но нам удалось разрушить этот стереотип. У нас в репертуаре более сорока песен, и каждая из них – это национальная жемчужина в красивой, многоголосной оправе. При всем том для нас это чисто волонтерская работа, мы не получаем никакой финансовой поддержки. Например, концертные костюмы для хора я шила за свои деньги, баян папе тоже сама покупала. Мы, конечно, жизнелюбы и альтруисты, но надо понимать, что если, скажем, папе будет уже тяжело аккомпанировать, а другого баяниста, хотя бы на полставки, у нас нет, то хор, скорее всего, распадется, и вот это будет обидно, – не без горечи делится Алия Минкашева.