Международный фестиваль медиаискусства «НУР» потряс столицу Татарстана фантастическим аудиовизуальным шоу. Спасская башня Кремля преобразилась в гигантский цифровой организм, оживший под воздействием музыки, движения и информационных потоков. В пятый раз Казань становится центром притяжения мирового арт-сообщества, объединяя свыше 20 художников из России, Китая, Португалии и других уголков. Какие сюрпризы приготовил «НУР» в этом году — в репортаже «РТ».

МОЩНЫЙ СТАРТ — И ПО ФОРМЕ, И ПО СОДЕРЖАНИЮ
Вечером Спасская башня Кремля ожила яркими красками и стала центром притяжения тысяч горожан, пришедших полюбоваться открытием V Международного фестиваля «Нур». Это было настоящее шоу технологий и искусства: каждый звук рождался в пространстве башни, мгновенно вызывая уникальную визуализацию, чутко отзывающуюся на малейшие изменения мелодии и ритма.
— Перед нами великолепная башня, чарующая площадь и удивительный город, неразрывно связанный с нашим фестивалем. Без участия наших замечательных партнёров и искренней поддержки тысяч неравнодушных жителей этот фестиваль попросту не состоялся бы. Ведь именно здесь, на пересечении искусства, высоких технологий и городского пространства, рождается уникальное событие — фестиваль «НУР». Так давайте начнём! — обратился к зрителям основатель фестиваля Рашид Османов.
Медиахудожники из студии Formate виртуозно преобразовали информационные потоки в настоящие арт-объекты, идеально совпадая с живыми выступлениями музыкантов электронной сцены Казани — группы URTIC. Их концепция заключается в глубоком переосмыслении звуков старинных татарских записей эпохи СССР сквозь призму современной музыкальной культуры. Публика была восхищена гармоничностью сочетания традиционных мотивов и современных цифровых решений, превращающих башню в живой организм, танцующий вместе с музыкой.
Настоящим взрывом эмоций стало невероятное маппинг-шоу Metafora x Дзен под названием Dzen Signal. Оно буквально захватило дух зрителей своим грандиозным масштабом и потрясающей красотой, заставив всех замереть в благоговейном восторге перед магическим слиянием света, музыки и архитектуры.
Это был мощный старт фестиваля: и по форме и по содержанию, но как говорится все интересное только впереди.

МЕДИАИСКУССТВО БЕЗ ГРАНИЦ: ОТ РОССИИ ДО ТАЙВАНЯ
Международный и один из самых масштабных фестивалей медиаискусства «НУР» проходит в Казани с 2020 года. В юбилейном году программа займет четыре дня, куда войдут проекты и аудиовизуальные перформансы медиахудожников и международных студий со всего света: Россия, Китая, Португалия, Нидерланды, США, Австрия, Испания, Япония, Хорватия, Бразилия, Тайвань, Дания и Аргентина. Творцы представят инсталляции и произведения цифрового искусства в 16 локациях по всему городу.
При этом объекты делятся между собой на три кластера: на набережной Казанки, у Танкового кольца и в центре — от метро «Площадь Тукая» до Кремля. При этом внутри каждого можно передвигаться пешком. По словам организаторов, появление нового формата – это их давняя мечта, воплотить которую удалось только сейчас.
Основная программа развернулась на второй день фестиваля, 23 мая. Более 10 невероятных инсталляций и аудиовизуальных перформансов стали центрами притяжения ценителей визуальной и звуковой магии. Они раскиданы по разным уголкам Казани: от известных памятников архитектуры до уютных парков и таинственных «закулисных» локаций.

ТАНЕЦ ЛАЗЕРА, СВЕТА, ЗВУКА И РУССКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В НЕЙРОСЕТЯХ
Одна из ключевых локаций расположилась на территории «Казанской ярмарки». Итальянский художник JesterN (Альберто Новелло) представил на фестивале НУР 2025 инсталляцию «Blacklight X». Она представляет собой футуристичную интерактивную инсталляцию, демонстрирующую удивительное сочетание новых технологий и творчества.
Используя ультрафиолетовые лучи и специальную светочувствительную поверхность, автор создаёт эффект замедленного отображения различных структур, напоминающих пейзажи городов, лесные чащобы и неизведанные миры. Движения лазеров чётко согласованы с музыкальными композициями, формируя необыкновенное впечатление, объединяя зрение и слух зрителя в единое целое. Эта необычная художественная практика погружает в совершенно новый уровень восприятия искусства, открывая перед публикой бесконечные горизонты эстетического опыта.
Первый павильон парка «Россия — Моя история» приглашает гостей посетить захватывающую выставку цифрового искусства, объединившую проект NUR NOW и «Берёзовый Промпт». Центральная идея построена вокруг взаимосвязанной триады — культура, связь и технологии. Культурный пласт формирует нашу идентичность и ценности.
Комьюнити «Берёзовый промпт» объединяет четырнадцать независимых художников, работающих с искусственным интеллектом и обладающих схожим опытом жизни в постсоветском пространстве. Через своё творчество участники коллектива стремятся исследовать уникальность русской культурной идентичности и выразить специфику национального сознания средствами новейших технологий.
Художник Миша Надымов, участник комьюнити «Берёзовый промпт», глубоко размышляет над проблемой языкового барьера в мире цифровых технологий. В серии работ «Слова» он акцентирует внимание на том, что мыслит исключительно на русском языке, тогда как современные нейросети воспринимают и обрабатывают информацию главным образом на английском. Это несоответствие порождает неизбежные трудности перевода и потери нюансов значений, столь значимых для русской культуры и художественного самосознания.
Особое значение приобретают слова, несущие глубокий философско-эмоциональный подтекст, такие как «тоска», «смысл», «совесть». Когда подобные понятия пересекают языковую границу, их образы неизбежно претерпевают трансформации, утрачивая оригинальную смысловую нагрузку. Михаил наглядно иллюстрирует этот феномен, показывая, насколько существенно изменение образа вследствие такого перехода.

Художник из Пензы Антон Копоть обращается к вопросу личностной целостности. Он будто спрашивает у зрителей: что произойдёт, если мы начинаем думать чужими словами и идеями? Если наш собственный язык превращается в проводник чуждых мыслей, не потеряем ли мы себя окончательно, став пассивными наблюдателями чужой реальности?
Антон видит решение проблемы в глубокой укорененности в собственной культуре, сравнивая русских людей с берёзами, чьи крепкие корни прочно связывают их с родной землёй. По мнению автора, важно оставаться верными своему внутреннему голосу и собственным убеждениям, несмотря на соблазн следовать удобным и лёгким путём заимствования готовых решений извне. Даже неправильный выбор приносит гораздо больше пользы, чем принятие внешних, пусть и кажущихся правильными ответов.
— Каждый внимательно рассматривает детали представленных работ, делится своими взглядами и переживаниями. Для меня посещение подобных фестивалей особенно ценно возможностью живого общения с людьми, обмена мнениями и открытиями. Именно в таком диалоге возникает особая атмосфера взаимопонимания и доверия. Возможность услышать различные интерпретации одной и той же работы помогает глубже проникнуть в суть собственных задумок и расширить границы собственного видения мира. Узнать, как зритель воспринимает твоё произведение, увидеть его глазами — бесценный опыт для любого художника, - поделился с журналистом «РТ» Антон Копоть.
Международный фестиваль медиаискусства «Нур» завершится 25 мая, подарив участникам насыщенную программу уникальных мероприятий. Помимо аудиовизуальных инсталляций, маппинг-шоу, посетители смогут принять участие в образовательной части фестиваля, которая традиционно проходит в Национальной библиотеке Татарстана.
Образовательная программа фестиваля включает разнообразные форматы встреч и обсуждений: публичные лекции, дискуссионные панели и сессии artist talks, где гости получат возможность напрямую общаться с авторами произведений. Среди спикеров — основатель и куратор фестиваля Рашид Османов, основатель фестиваля Signal Сергей Фадеев, эксперт по спонсорству Юрий Субботин, основатели и представители крупнейших международных мультимедиастудий.