«НЕ ПРОХОДИТЕ МИМО!»
«Посетите наш музей! Такого вы еще не видели!» – сует в руки прохожим рекламные листовки зазывала у входа в музей, который открылся в октябре в расположенном на Баумана Доме купца Каретникова XIX века (объект, между прочим, культурного наследия).
Да и как тут пройти мимо, если у входа стоит огромная кукла бородатого старца, тело которого замуровали в бочку, оставив снаружи только руки и голову, а в витрине суровый мужчина в камзоле занес хлыст над упавшей на колени женщину, которую он тянет за волосы.
– Это что за кошмар? Батюшки! – охает и крестится бабушка в платочке, поравнявшись с музеем, и ускоряет шаг.
– О, прикол, айда посмотрим, что там! – толкает в плечо подружку девочка-подросток, достает телефон и делает пару кадров старца в бочке и мужика с хлыстом.
Я вслед за девчонками вхожу внутрь таинственного заведения. За стойкой – парень с девушкой объясняют, что слева расположился тот самый музей с казнями, а справа – еще один, с аномалиями тела. Билеты в тот и другой музей недешевые – 690 рублей, но если пойти в оба музея сразу, все удовольствие обойдется в 990 рублей. Девчонки, узнав цены, ретируются, а я решаю, что пыток с меня на сегодня будет достаточно, плачу за билет и с опаской дергаю ручку черной двери.
Первое, что появляется у меня перед глазами в темном пространстве, едва освещенном искусственным светом, – изображение горящей на костре женщины в алом платье. Картина напоминает иллюстрации к историческим книгам про инквизицию и сжигание ведьм. Осмотревшись, замечаю в одном углу деревянное кресло с шипами и кандалами, рядом стоит виселица, чуть поодаль – гильотина с отрезанной головой в корзинке. Немного покрутив отрубленную голову в руках, отмечаю, что она такая же тяжелая, как моя.
В самом дальнем углу – очень реалистичная кукла вроде бы из силикона, изображающая женщину, посаженную на кол. Глаза несчастной закрыты, лицо покрыто синяками и кровоподтеками, руки и ноги связаны и измазаны кровью, а где-то в районе плеча выходит наружу конец кола, прошедшего через все женское тело.
В качестве музыкального сопровождения всех этих ужасов тихонько играет тревожная мелодия, и хотя мой мозг прекрасно понимает, что всё это – инсталляции, глаза какое-то время отчаянно посылают ему сигнал: беги отсюда немедленно!
Чуть освоившись и осмелев, замечаю таблички на стенах, выполненные в стиле старых рукописей, которые рассказывают о происхождении каждого орудия пыток и видах казни, представленных в зале. Однако читать тексты на пожелтевших страничках не очень интересно, поскольку и так всё понятно, и я двигаюсь дальше.
«ДАВАЙ ТАКОЙ СТУЛ ДЛЯ БАБУШКИ СМАСТЕРИМ?»
Поначалу показалось, что залов в музее всего два, и я уже было хотела возмутиться по поводу неоправданной дороговизны билеты. Но нет, пройдя вперед, к кукле, демонстрирующей пытку под названием «Вилка еретика», замечаю длинный коридор, уставленный куклами в клетках и подвешенными под потолком. Шагаю вглубь, и тут у меня появляются компаньоны – мужчина средних лет с сыном лет 13. Отец с горящими от восторга глазами предлагает чаду присесть на утыканный шипами «стул ведьм».
– А давай такой же стул для твоей бабушки смастерим? – гогочет мужчина.
Парнишка боязливо осматривается, ходит с открытым ртом и время от времени отшатывается от окровавленных кукол.
– Вот так раньше наказывали людей, а сейчас что, просто тюрьма! Хорошо, что мы тогда не жили, правда? А давай я сюда голову засуну, а ты меня как будто казнишь? – предлагает отец испуганному сыну.
Оставляю семейство позади и двигаюсь дальше – здесь меня встречают мужчина с раздробленной головой, пьяница, болтающийся в железной клетке, распятая на колесе то ли женская, то ли мужская фигура. За поворотом на деревянных столах разложены орудия пыток – всевозможные плети и хлысты, железная палка для выжигания клейма и металлическая маска, не позволяющая закованному в нее страдальцу ни пить, ни есть.
Огромный тяжелый круг, напоминающий мельничный жернов, предназначен для казни раздавливанием, когда я слегка задеваю конструкцию, она начинает крутиться, Посетительница рядом со мной ойкает, будто испугавшись, что меня сейчас раздавит в режиме реального времени.
– Вот эта штука меня всегда пугала, – шепчет она своему спутнику, показывая на «Железную деву», шкаф, внутренняя сторона которого покрыта длинными острыми гвоздями. – Вот так зайдешь и превратишься в пюрешку.
– И часто ты в своей жизни бывала в домах, где в коридоре стоят такие шкафы? – усмехнувшись, отвечает ей спутник, судя по всему, муж, а она раздраженно на него цокает.
Нас догоняют другие посетители – те самые отец с сыном-подростком, который как-то совсем поник, и три женщины за 60. Остановившись у куклы мужчины, на теле которого сидят крысы, вгрызаясь в человеческую плоть, подруги начинают обсуждать, как они боятся этих хвостатых паразитов.
– Даже вот просто так, крысы – это уже страшно, а такая пытка – вообще ужас! Самое худшее, что можно представить, – сочувственно вздохнула одна из женщин, глядя на резинового мужчину.
– Аниса, а помнишь, у Хасановых в доме крысы завелись, и Гульфиюшка к нам приходила ночевать, так их боялась? – поделилась историей из жизни вторая. – Ой, она бы здесь в обморок, наверное, упала.
Тем временем веселый и неугомонный отец подростка пародировал куклу, сидящую на электрическом стуле, а его сын, старательно, высунув язык от напряжения, пытался сделать фото на родительский смартфон.
– Не, ну электрический стул – это несерьезно, легкая смерть, ты как считаешь? – поинтересовался мужчина у сына, тот растерянно пожал плечами.
– Ну не скажите, они же там не всегда сразу поджариваются, мучаются, не вводите в заблуждение ребенка, – вклинилась в разговор третья женщина из компании.
ШОК-КОНТЕНТ ДЛЯ СЕМЕЙНОГО ПРОСМОТРА
Новые посетители всё прибывали, а я побрела обратно – к выходу. На пути мне встретилась семья из трех человек. Девочка лет 10 увлеченно рассматривала кровавые пятна на одежде кукол и засыпала вопросами родителей.
– А почему ее повесили? А за что? А можно я расскажу Агате, что здесь была? А можно еще раз сходить сюда с Агатой? – вопрошала юная посетительница.
Когда по музею уже бродили пара десятков человек, в темном зале показался парень с ресепшена и громко объявил, что может провести для желающих экскурсию. Меня это как-то не воодушевило, но остальные радостно начали собираться вокруг него.
Уходя, поинтересовалась у девушки на входе, много ли посетителей у них бывает, и услышала в ответ: очень даже много, в основном туристы, но и казанцев заглядывает немало.
– Интересно же, где еще такое увидите! – улыбнулась сотрудница музея.
Действительно, в Казани точно нигде. Разве что в Санкт-Петербурге, где действует точно такой же музей, рассчитанный в первую очередь на туристов. Кстати, у нас его тоже открыла ИП из Питера. И оно, конечно, понятно, что в борьбе за деньги туриста, которому подавай хлеба и зрелищ, все средства хороши, и что людям свойственно получать удовольствие от шок-контента, но всё же должны же быть какие-то приличия. Неизвестно, действуют ли возрастные ограничения в питерском музее казней и пыток, но в Казани точно нет, в чем я смогла убедиться лично. Хотя и это тоже понятно: многие казанцы и туристы гуляют по Баумана семьями, и если их не пускать, кто же тогда будет делать кассу? Надеяться на сознательность родителей, которые захотят уберечь психику своего ребенка от чудовищных зрелищ, тоже не приходится, а еще говорят, что всё зло из интернета. Так что, судя по всему, низкопробное заведение в самом сердце Казани будет процветать, успешно пугая маленьких и взрослых, ведь впереди длинные новогодние праздники. Интересно, чтобы сказал на всё это купец Каретников…