Хочу стать красивой.
Цена не интересует…

krasota-206

 

Каждый век диктует свои стандарты красоты. И женщина готова вытерпеть любые мучения, даже нанести серьезный урон собственному здоровью, лишь бы услышать в свой адрес, что она «самая-самая»… Когда-то белладонну в глаза закапывали, чтоб зрачки становились больше и «зеркала души» казались темными и бездонными. Часами просиживали в теплой воде, чтобы кожа стала белой и холеной. Когда в моду вошла аристократическая бледность, пили уксус, рискуя получить слепоту, «нагреть» всевозможные опухоли и заполучить как минимум язву желудка.

Нынче в тренде неувядаемая юность. А искусственная юность – это хлеб с маслом и толстым слоем икры для пластических хирургов плюс нескончаемые диеты. Вот только если листиками салата на завтрак, обед и ужин пробавляется дама лет сорока, то, как говорится, бог ей судья – пусть развлекается. Куда хуже, если мамиными понятиями о красоте проникается ее дочь-подросток. Тут стремление к совершенству грозит обернуться серьезной проблемой…

Сегодня медицинский термин «анорексия» у большинства россиян прочно ассоциируется с излишним женским стремлением к красоте и стройности. И вызывает обычно улыбку и желание пошутить. А между тем это заболевание относят к разряду психических расстройств, среди которых оно имеет самый высокий показатель смертности. Так что шутить тут не приходится…

КАК КУКЛА БАРБИ

– Вообще-то понятие анорексии у детей известно давно, – говорит заведующая психологическим отделением Детской республиканской клинической больницы Лилия Горохова. – Заболевание, внешне проявляющееся в отказе от пищи, возникает у детей по самым разным причинам – от каких-то серьезных заболеваний до огорчения из-за ссор между родителями, провоцирующих так называемую нервную анорексию. Сегодня ее часто провоцирует совсем другая причина – желание стройности. Девчонки лет в десять уже сидят на голодной диете, обрекая себя на нездоровье. И таких детей становится все больше. Сегодня у нас в стационаре – двенадцатилетняя девочка с уже выставленным диагнозом «нервная анорексия», на курации у меня – еще три подростка с более легкой пока формой – две гимнастки и одна будущая балерина. Вот только звездами они уже вряд ли станут – как известно, для достижений в спорте и балете нужно железное здоровье, а анорексия в лучшем случае тянет за собой хронические заболевания…


Анорексия – это системное невротическое расстройство, которое характеризуется нарушением пищевого поведения у человека и связано с первичным снижением аппетита. И чаще всего эта болезнь встречается не у обитательниц модных подиумов, а у самых обычных подростков


От анорексии, по наблюдениям специалистов, чаще страдают дети перспективные, с высокой степенью целедостижения. Во всяком случае, в психологическом отделении ДРКБ за последние годы лечилась только одна девочка из неблагополучной семьи, остальные – из вполне обеспеченных. Тяга к совершенству во всем, поощряемая родителями (а кто из нас не хочет, чтобы его чадо было «самым-самым»?), требует быть не только самой умной и образованной, но и самой красивой. Бывает, дети с завышенной самооценкой и высокими амбициями пытаются таким образом оправдать свой неуспех. У кого-то лучше получилось? «Так это потому что я больна, слабенькая». Причем ребенок может это делать неосознанно. Просто один раз случайно сработало и на подсознательном уровне закрепилось. Это и есть психосоматика в ее первозданном виде. Сейчас более восьмидесяти процентов всех заболеваний имеют психосоматический характер: «надуманные» болячки со временем преобразуются во вполне реальные. 

– Часто болезнь начинается вполне безобидно, – продолжает Лилия Гигелевна. – Девочка начинает следить за собой, занимается спортом, питается «по науке». Это хорошо? Да, если в меру. Но вес не уходит быстро, и будущая красавица начинает составлять с помощью знаний, полученных в Интернете, особый рацион. Тоже не помогает? Переходит на полную голодовку. Через некоторое время начинаются проблемы – слабость, тошнота, головокружения. Зато вес начинает снижаться стремительно. И девочка уже готова терпеть неприятные ощущения, лишь бы постройнеть еще больше. Спустя какой-то период изменения в здоровье ребенка замечают родители.

  Лилия ГОРОХОВА,
заведующая психологическим отделением Детской республиканской клинической больницы:

goroxova-206

Сегодня у нас в стационаре – двенадцатилетняя девочка с уже выставленным диагнозом «нервная анорексия», на курации у меня – еще три подростка с более легкой пока формой – две гимнастки и одна будущая балерина. Вот только звездами они уже вряд ли станут – как известно, для достижений в спорте и балете нужно железное здоровье, а анорексия в лучшем случае тянет за собой хронические заболевания…

Я исследовала те сайты в Интернете, на которых бывают дети – наши пациенты, и убедилась: их нужно закрывать в первую очередь. Потому что как раз там и закодирована крайне опасная программа под видом здорового образа жизни, здорового питания и т. п. Эта программа уходит очень глубоко на подсознательный уровень, на уровень даже не способностей вроде «я могу» и даже не на уровень убеждений, а на уровень идентичности: «Когда я этого достигаю, я совершенна».

Бывает, ребенок год голодает, уже обмороки начинаются, у девочек останавливаются естественные женские процессы в организме. И только тогда перепуганные родители бегут к врачу.

Работать с такими детьми чрезвычайно трудно. Нужны усилия эндокринолога, гастроэнтеролога, психолога, но ведущий в этой группе – психиатр. На начальном уровне – да, справится психиатр. Но что считать начальным уровнем?

– Родители не только не приводят детей вовремя, – утверждает главный детский психиатр РТ Елена Мирскова. – Они еще и активно мешают нашей работе. Поэтому мы и стараемся положить ребенка в стационар, чтобы он не контактировал хотя бы какое-то время с семьей. Как правило, мама поддерживает точку зрения дочери, бессознательно провоцируя ее на отказ от лечения. «Я своего ребенка – в психбольницу? Да зачем? Чтобы на учет поставили и всю жизнь девочке испортить? Наколют там всякой дряни…»

Вот такие доводы. То есть мама вроде все понимает, формально с врачом соглашается. Но специалисту видно: внутренние установки у нее не поменялись, она по-прежнему уверена, что поведение ее ребенка – шаг к покорению сверхвершин, и готова потакать девочке на ее пути к убийству здоровья, удовлетворяя через ребенка какие-то свои неудовлетворенные амбиции. Но, во-первых, и госпитализация, и лечение, и уж тем более постановка на учет – только с письменного согласия родителей. Даже если состояние ребенка угрожает его здоровью или жизни, необходимо собрать целую комиссию и только с ее решения начать лечение без согласия родителей. Но в таких случаях они уже на все согласны, только может быть поздно.

Анорексию почти всегда лечат с применением сильных лекарств. Но даже в этом случае процент излечения невысок. Если и есть улучшения, если пациентка не умирает от истощения, у нее в определенные периоды этот механизм может запуститься вновь. Уже без ее желания, ведь обменные процессы нарушены.

ОТКУДА ТЯГА К НЕЗЕМНОЙ КРАСОТЕ?

Причина тут даже не эгоизм, а разобщенность людей, уверены психологи.

– Ведь сегодня очень часто живут сами по себе, даже в семье, – размышляет Елена Владимировна. – Ребенок уткнется носом в один планшет, папа – в другой, мама – в телефон. И пусть родители не обольщаются на предмет того, что ребенок развивается с компьютером. Разве что улучшается мелкая моторика, потому что по клавишам пальчиками нужно двигать. Но вот в психологическом плане… Ни с телевизором, ни с планшетом разговаривать не получится, и ребенок замыкается в себе. А тут уже рукой подать до психиатрического заболевания.


Не одна юная пациентка с анорексией грезит формами куклы Барби. И приходится объяснять ребенку, что нормальная женская фигура таких параметров иметь не может – в кукле нарушены все пропорции. Даже родись такое существо, оно просто не смогло бы ходить…


– Есть и еще одна проблема, связанная с развитием цивилизации, которая с годами будет только углубляться, – добавляет Лилия Горохова. – Питание – это один из первых рефлексов, которые удовлетворяются после рождения. Так вот грудное вскармливание все чаще заменяют искусственным. Иногда даже не по желанию мамы. Приходит молодая женщина и жалуется: «Прикладываешь ребенка к груди, а он извивается, кричит, отворачивается».

Посмотришь, как новоиспеченная мамочка кормит малыша, и ужас берет. Разговаривает или, хуже того, ругается по телефону или смотрит в планшет. А ведь лет двадцать назад кормление младенца было почти священнодействием: контакт тела к телу, глаза в глаза. И малыш это чувствовал. Стоит ли удивляться, что сегодняшний младенец не хочет общаться с мамой, занятой вовсе не им? В результате при кормлении у него «заякориваются» негативные эмоции, которые потом останутся на всю жизнь. Еда становится злом. И таких нюансов – великое множество.

Не нужно растить из ребенка гения, пытаясь реализовать в нем свои несбывшиеся амбиции. Он же любит вас только за то, что вы папа и мама. Во всяком случае, лет до трех. Это потом мы переучиваем его любить за что-то. Так что радуйтесь и благодарите высшие силы за то, что он у вас такой, какой есть. И не обгонять природу – кто-то в три года читает, а кто-то едва говорит, и подгонять не надо. Из всех лидеров сделать нельзя, это преступление, так ломать детей. Вожак – один из тысячи, и это заложено природой. Нельзя нарушать базовые установки природы, она потом обязательно отомстит.


По статистическим данным, 90% больных анорексией – девушки в возрасте от 12 до 24 лет. В последние годы заболевание чаще стало встречаться у детей в возрасте 10–12 лет и реже – у малышей кстати


По статистике, анорексией болеет до одного процента женщин и 0,2 процента мужчин. Согласно медицинским данным, четверо из десяти больных выздоравливают, у троих наблюдается улучшение состояния, еще у трех человек болезнь принимает хроническую форму. Каждый десятый уходит в мир иной. 

Девочки ведь и будущие матери, а репродуктивная функция при анорексии очень страдает. И потом, с такими искаженными ценностями, даже если родим, то кого и как воспитаем? 

Пожалуй, анорексию уже пора расценивать как болезнь социальную. Все-таки желание каждой девочки стать самой красивой, стать «Мисс Совершенство», чтобы ее заметили все, чтобы добиться успеха и восхищения окружающих, появляется тогда, когда не хватает любви и внимания самых близких, тех, кто тебе дорог и важен.


кстати

Самый очевидный признак анорексии – критическое снижение веса, близкое к истощению. Вначале анорексики отказываются от еды, ссылаясь на сытость или недомогание. При этом могут часами рассказывать о еде, калорийности продуктов и диетах – еда полностью охватывает все мысли. Дальше – больше. Появляется слабость, быстрая утомляемость, возможные обмороки. Им постоянно холодно – из-за недостатка энергии организм не может согреться. Для больных анорексией характерны враждебность, подавленность, скрытность, повышенное беспокойство. Недостаток витаминов и минеральных веществ организм пытается восполнить из второстепенных органов. Отсюда – тусклые волосы, ломкие ногти, серый оттенок кожи, одутловатое лицо.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости