«ХОТИМ, КАК В МОСКВЕ»
На недавней сессии Казгордумы директор муниципального предприятия «Городские мосты» (кроме мостов содержит улично-дорожную сеть) Станислав Сорокин высказал всё, что он думает о песко-соляной смеси, и призвал городские власти отказываться от нее и переходить на современные противогололедные реагенты.
– Такая смесь менее эффективно, чем реагент, справляется с подтоплением льда. При этом она засоряет ливневую канализацию, при попадании на зеленые зоны происходит засаливание почвы, весной от нее поднимается пыль, которая летит в глаза. Каждую весну мы вынуждены полностью вычищать дороги от песка и вывозить его, – привел доводы Сорокин.
Рядовые казанцы песко-соляную смесь тоже не жалуют. За прошлую зиму в телеграм-канале мэрии накопилось немало гневных комментариев на эту тему:
«Очень, очень грязный город от беспредельного рассыпания песка и соли. Это какой-то кошмар! Грязно везде – на улице, в магазинах, в транспорте, подъездах... Везде»;
«В этом году снега мало, вычистили до асфальта (это хорошо), но из-за отсутствия мозгов на местах выполняют план и сыпят грязь прямо на асфальт. Жирно засыпают остановки»;
«Как же заколебало ходить в грязных сапогах!!! Почему в Москве ходят, как белые люди, в нормальной чистой обуви по сухим тротуарам, а я, живя в городе, вынуждена носить резиновые сапоги???».
ДЕШЕВО И СЕРДИТО
Судя по тому, что сейчас на тротуарах рядом с остановками в Казани уже появились многочисленные короба с песком (по данным мэрии, всего их установили по городу 1600), этой зимой горожанам снова придется месить ногами грязную кашу.
«На сегодня только дороги I категории и некоторые тротуары обрабатываются реагентом. Такое ограничение связано с его высокой стоимостью относительно песко-соляной смеси – реагент дороже в 5-7 раз, – сообщили «РТ» в городском комитете внешнего благоустройства. – Для обработки используются разные виды реагента: обычный, двухфазный, тротуарный с мраморной крошкой. Все реагенты проходят проверку на аллергенность, воздействие на кожу и дыхательные пути. В работу берутся только безопасные и высококачественные. По сравнению с реагентами характеристики пескосоли гораздо хуже. Однако отказаться от ее использования мы пока не можем из экономических соображений. ПСС обрабатываются дороги II и III категорий, а также внутриквартальные проезды. Мы согласны, что необходимо держать курс на полный переход к реагенту, так как он полностью растворяется водой, не оставляя песок и пыль к весне».
В последние несколько лет в Казани пытаются использовать для посыпки тротуаров мраморную крошку.
«Как показала практика, она хорошо размачивается водой и рассыпается на очень мелкие фракции, которые легко уходят в ливневую канализацию», – отметили в комитете внешнего благоустройства.
Однако массовый характер использование массовой крошки не приняло, поскольку по сравнению с песком и солью и она дороговата.
Если даже для Казани противогололедные реагенты являются роскошью, что говорить о других городах республики.
Как сообщили «РТ» в исполкоме Набережных Челнах, здешнее «Предприятие автомобильных дорог» заготовило на зиму 2,7 тыс. тонн технической соли и 2,5 тыс. тонн песко-соляной смеси.
«На территории предприятия также имеется установка для изготовления водно-соляного раствора. На случай ухудшения погодных условий уже заготовлено 200 куб. м такого жидкого реагента», – добавили в исполкоме.
В Нижнекамске обрабатывать городские дороги и тротуары зимой собираются песко-соляной смесью, соляным раствором и чистой солю. Для этого закупили 4 тыс. тонн песка и 3,5 тыс. тонн технической соли разного помола.
ЭКОНОМИЯ ВЫХОДИТ БОКОМ
Заместитель гендиректора Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта (Москва) Павел Криушин рассказал корреспонденту «РТ», что экономия от использования песко-соляной смести на самом деле весьма призрачная. Конечно, если сравнивать только закупочные цены, песок и соль гораздо дешевле современных реагентов. Но если учитывать технологии применения, негативные последствия для городской инфраструктуры и окружающей среды, то дешевизна выходит боком.
– Взять хотя бы нормы использования: песко-соляной смеси нужно 150-300 граммов на квадратный метр, а более современного реагента – 20-30 граммов, соответственно, требуется меньше проходов техники. Коррозионная активность у песко-соляной смеси в два-три раза выше, чем у реагентов. Соль убивает растения на зеленых зонах. Также песок попадает в ливневки, забивает их, в результате к цене песко-соляной смеси прибавляется стоимость очистки ливневой канализации, – перечислил эксперт часть минусов ПСС.
По словам специалиста, все противогололедные реагенты перед тем, как их разрешат к использованию, проходят государственную экологическую экспертизу. Песко-соляная смесь никакую экспертизу не проходит.
– Мы совместно с Северо-Западным государственным медуниверситетом им. Мечникова (Санкт-Петербург) проводили исследования песчаного смета, который остается по краям тротуаров, и выяснили, что у него второй, а иногда и первый класс опасности. Песок имеет пористую структуру и накапливает продукты распада бензина, тяжелые металлы и прочие вредные вещества. И если этот песок вовремя не собрать с дорог и тротуаров, он может вызывать у горожан проблемы со здоровьем – аллергию, бронхит, – предупреждает специалист.
В Москве, как заметили казанцы, тротуары зимой чистые и сухие. Их обрабатывают смесью химического реагента с мраморной крошкой, которая за сезон истирается в пыль и весной не остается на обочинах, а смывается в ливневую канализацию, не забивая ее.
– В Казани тротуары уже московских, это затрудняет проезд спецтехники и предполагает ручную обработку, а людей не хватает и работают они медленнее, – отметил Павел Криушин. – Мы обсуждали этот вопрос с комитетом внешнего благоустройства Казани и предложили им расширить тротуары для проезда техники, для этого нужно передвинуть столбы и дорожные знаки к самому краю тротуара.
По мнению экспертов Ассоциации, в идеале нужно работать на опережение и не допускать образования наледи на дорогах и тротуарах. Но для этого необходимы точные метеосводки. Если дорожные службы будут знать, что через 6-12 часов пойдет мокрый снег, они смогут заранее обработать улицы. Но о точных прогнозах пока остается только мечтать.