Нынешний руководитель исполкома Казани Рустем Гафаров занимает эту должность с октября 2020 года и сейчас у него истек пятилетний срок пребывания на ней. В связи с этим 22 сентября был объявлен открытый конкурс на замещение вакантной должности. Документы подали три человека – конкуренцию действующему руководителю составили заместитель гендиректора по материально-техническому снабжению АО «Казэнерго» Марат Махмутов и директор МУП «Городские мосты» Станислав Сорокин. Сегодня кандидаты представили депутатам свои программы развития Казани.
РАБОТАЮТ В АВАРИЙНОМ РЕЖИМЕ
Заместитель гендиректора АО «Казэнерго» Марат Махмутов сосредоточился на проблеме износа коммунальных сетей, без глобального обновления которых невозможно дальнейшее строительство нового жилья. Для приведения в порядок городского водопровода и канализации, по словам Махмутова, требуется более 127 млрд рублей. Особенно остро стоит проблема в Кировском, Московском, Авиастроительном и Вахитовском районах.
– Сети водопровода и канализации, проложенные в основном в 60-е и 70-е годы прошлого века, износились на 70%, некоторые участки не менялись с 40-х годов. Неудивительно, что время для реконструкции источников водоснабжения и насосных станций пришло. В городе порядка 1,5 тыс. км канализации и около 2,5 тыс. км водопровода. К сожалению, течи воды, канализации стали обычным явлением в городе. Ежедневно поступает 40-50 заявок на ликвидацию таких ситуаций. Система функционирует в аварийном режиме, – подчеркнул спикер.
Сети теплоснабжения «Казэнерго» изношены, по его словам, на 60%. Из 127 котельных и 27 центральных тепловых пунктов половина нуждается в реконструкции.
– Из 704 км тепловых сетей за счет средств предприятия удается обновить 12 км в год при нормативной необходимости в 50 км. Коллеги из «Татэнерго» сталкиваются с аналогичными проблемами, но в гораздо больших масштабах. С 2024 года в Казани реализуется программа модернизации коммунальной инфраструктуры, по которой ежегодно выделяется более двух миллиардов. Эти средства помогают решить наиболее острые вопросы замены сетей и подготовку города к отопительному сезону, но кардинально проблему не решают, – отметил Марат Махмутов.
Он также посетовал, что привлекать новых сотрудников в сферу ЖКХ с каждым годом становится всё сложнее. По словам кандидата, необходимо создание условий для привлечения работников из других регионов страны.
– Приоритетной задачей считаю привлечение инвестиций в коммунальный сектор и активное участие в госпрограммах с бюджетным софинансированием. Рекомендовал бы начать работу с инвентаризации, чтобы точно понимать, где и какие сети и сооружения нужно менять. И контролировать проектировщиков, чтобы применяли новые материалы и технологии, – предложил спикер.
ДОЛОЙ ПЕСКО-СОЛЯНУЮ СМЕСЬ!
Следующий кандидат – директор МУП «Городские мосты» (кроме мостов занимается содержанием улично-дорожной сети) Станислав Сорокин сделал главной темой своего выступления дороги. Он тоже пожаловался на нехватку кадров, а также на нехватку денег в сфере содержания городского дорожного хозяйства.
– Люди неохотно идут работать в МУПы, что подтверждает средний возраст сотрудников – 54 года. Молодыми кадрами предприятие практически не пополняется. Мы сравнили нормы финансирования городских дорог с федеральными и увидели, что на содержание 1 км трассы М-7 выделяется на 25% больше средств, чем на 1 км дорог в Казани. При этом набор операций для уборки трассы в разы меньше и проще. Работа в городе требует особого внимания: ручной труд, узкие тротуары, вывоз снега, что для трассы не предусмотрено. Получается, что для уборки 1 км трассы М-7 требуется два часа работы техники, а для участка городской улицы – в несколько раз больше работы машин и людей, – отметил Сорокин.
По его словам, сегодня зарплата водителей и механизаторов, которые отвечают за содержание дорог, составляет 111 тыс. рублей, дорожных рабочих – 72 тыс. рублей, тогда как у работников дорожно-строительного комплекса зарплата в два раза выше.
Кандидат отметил, что зимой казанцы часто жалуются на плохую уборку тротуаров от снега и льда. В этом году было закуплено восемь вакуумных машин для очистки и посыпки тротуаров, но это – капля в море.
– Для качественного содержания города необходимо еще 118 единиц техники малой механизации только для тротуаров и 28 машин для обработки дорог. Общий износ техники сегодня составляет более 60%. Предприятия вынуждены проводить ремонт автопарка своими силами, – вздохнул докладчик.
Также Станислав Сорокин призвал начать отказываться от песко-соляной смеси для посыпки тротуаров в пользу современных противогололедных реагентов.
– Мы продолжаем использовать песко-соляную смесь, что вызывает немало замечаний у жителей. Такая смесь менее эффективно, чем реагент, справляется с подтоплением льда, при этом она засоряет ливневую канализацию, при попадании на зеленые зоны происходит засаливание почвы, весной от нее поднимается пыль, которая летит в глаза. Каждую весну мы вынуждены полностью вычищать дороги от песка и вывозить его, а это большой объем с учетом использования 50-60 тонн смеси за одну зиму. Необходимо постепенно переходить на реагенты. Предлагают начать с ежегодной закупки 40-50 тыс. тонн реагента на сезон на сумму 1 млрд 323 млн рублей. Это позволит обработать все дороги и тротуары первой категории, часть дорог второй категории и внутриквартальных проездов, – подсчитал спикер.
ВОЗЬМУТСЯ ЗА ЛИВНЕВКИ
Третий претендент на должность – действующий руководитель исполкома Казани Рустем Гафаров сделал акцент на проблеме наземного электротранспорта.
– В ближайшие пять лет мы планируем модернизировать общественный транспорт, включая переход на экологичные автобусы и обновление трамвайных путей. Инфраструктура для наземного электротранспорта остро нуждается в капремонте. Из 313 км контактной сети необходимо капитально отремонтировать 85 км. Предельный износ имеют 35 км кабельных линий. Не менее горящая проблема – изношенные рельсы. По этой причине скорость движения трамвая ниже нормативной. Решение данных проблемы считаем первостепенной задачей, – отметил Гафаров.
По словам действующего руководителя исполкома, также в планах казанских властей завершение строительства второй линии метрополитена к 2028 году, увеличение численности озелененных территорий до 40%, улучшение пешеходной инфраструктуры за счет создания бульваров и набережных, увеличение турпотока до 5 млн человек в год, устранение дисбаланса в развитии центра и периферии Казани.
Гафаров также заверил, что городские власти планируют заняться ремонтом ливневок.
– Общая протяженность ливневой канализации в городе составляет более 511 км. В результате износа магистральных коллекторов ливневой канализации происходит разгерметизация трубопроводов, образование провалов и просадок дорожного полотна. Мы связываем большие надежды с программой модернизации коммунальной инфраструктуры и намерены серьезно взяться за эту проблему, – обнадежил он.
В результате открытого голосования Рустем Гафаров был повторно избран на пост руководителя исполкома.