ОТ «УАЗ» ДО VOYAH
Напомним, закон о «локализации такси», как его прозвали в народе, Госдума приняла в мае 2025 года, а в силу он вступит с 1 марта 2026-го. Законодатели внесли изменения в ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации». Теперь в такси могут использоваться только машины с «высокой долей российских компонентов» или произведенные в рамках специальных инвестиционных контрактов. 1 октября Минпромторг России опубликовал список машин, которые подпадут под новые требования. В перечень вошли свыше 20 моделей от шести отечественных брендов: различные модели Lada, «Москвич», Sollers, Niva Legend (трехдверная), Niva Travel; «УАЗ Патриот» и «УАЗ Хантер», электромобили Evolute и Voyah. Вскоре ведомство добавило, что в список также войдут китайские бренды Haval, Tenet и автомобили, выпускаемые на заводе «Автотор».
При этом, по данным международного евразийского форума «Такси», которые приводит Autonews, в 2024 году самой популярной машиной такси в России была корейская Kia. В тройке лидеров также Lada и Hyundai. За ними – Volkswagen, Skoda, Renault, Toyota, Chery, Haval, Geely, Nissan и Chevrolet. В Российском союзе промышленников и предпринимателей уже высказали опасения, что новый закон заставит уйти из сферы таксоперевозок 20% водителей, поскольку многим самозанятым или ИП не под силу сменить автомобиль.
«ПОДУМАЕМ ОБ ЭТОМ ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ»
Казанская таксистка с 20-летним стажем, неоднократная победительница конкурса «Лучший водитель такси России» Луиза Бадреева смотрит в будущее более оптимистично. Сама она таксует на российской «Ладе Весте», а тем, кто работает на иностранных машинах, по ее словам, придется менять их отнюдь не с марта 2026 года.
– К этому вопросу можно будет вернуться лет через пять. Потому что разрешение для работы в такси действует пять лет. И те водители, которые хотят свою машину, так скажем, продлить, могут воспользоваться одной лазейкой: быстренько через госуслуги аннулировать сейчас свое разрешение и тут же сделать его снова, в результате отсчет пяти лет начнется заново, – объяснила Бадреева. – Разрешение бесплатное, нужно только подготовить пакет документов, а материальных затрат никаких. Автопарки тоже идут сейчас таким путем. А в тарифах «Комфорт плюс» и «Бизнес» как были импортные машины, так и останутся, потому что там заключается не таксистский договор, а другой: между пассажиром и водителем – пассажир арендует машину вместе с водителем, и под закон о локализации это никаким образом не попадает.
Луиза Бадреева считает, что с марта 2026 года ничего сверхъестественного на рынке такси не случится: не стоит ждать ни взрывного роста тарифов, ни дефицита машин.
– В сфере такси такой бардак творится, и я не думаю, что возможно быстро заставить всех поменять марки машин. С легализацией-то таксистов еще не разобрались. Агрегаторы как допускали к работе водителей без разрешения, так и допускают. Доля легалов увеличивается, но всё равно не в той прогрессии, в которой планировалось по закону, – обрисовала ситуацию казанская таксистка.
БЕЛЫЕ И ЖЕЛТЫЕ ВЗЛЕТЯТ В ЦЕНЕ
Владелец одного из таксопарков Казани Расул Таспенов в свою очередь рассказал «РТ», что российских машин в такси сейчас от силы процентов 30. И в основном это модели Lada – «Веста», «Гранта», реже «Ларгус».
– Китайских Haval в такси тоже стало довольно много, причем не в тарифе «эконом», а в «комфорт» и «комфорт плюс». Завод по производству этих машин открыли в Туле, теперь и их будут брать для такси, – отметил эксперт.
– Вы свой автопарк как и когда планируете обновлять? Не приведет ли это к массовому закрытию таксопарков? – поинтересовалась корреспондент «РТ».
– Любые ограничения всегда воспринимаются болезненно и людьми, и организациями. Думаю, российские машины взлетят в ценах, особенно белые и желтые – ведь только эти цвета можно зарегистрировать для работы в такси. Но те машины, у которых сейчас есть действующее разрешение, останутся работать до конца срока, ведь закон не имеет обратной силы. А потом, да, будем обновлять автопарк. Нам и так пришлось бы менять машины через пять лет. Такси ведь накатывают огромные пробеги, поэтому через пять лет от машины уже не остается практически ничего. Поэтому, думаю, таксопарки не закроются. Сложности всегда есть. Одно время «Яндекс» блокировал всех, у кого нет разрешения. Был спад по перевозкам пассажиров, но люди быстро адаптировались, разрешения оформили. Потом опять изменения – надо быть самозанятыми или ИП. Люди возмущались, но за полгода адаптировались, и все в колею влились. Тут то же самое. Сейчас до вступления закона в силу люди начнут аннулировать свои старые разрешения и брать новые, чтобы пошел новый отсчет пятилетнего срока. Будет всплеск регистраций, – прогнозирует Расул Таспенов.
НА ЛИЧНЫХ БЕЗОПАСНОСТЬ В 10 РАЗ ВЫШЕ
Полный переход на «локализованные» авто у таксомоторных перевозчиков займет 5-7 лет, – считает руководитель отдела по связям с общественностью агрегатора такси «Максим» Павел Стенников.
– Безусловно, локализация отразится на стоимости поездок. Рост расходов у таксомоторных перевозчиков на замену автопарка, ремонт и обслуживание, простои по этой причине приведут к увеличению арендных ставок для водителей, а значит – к росту тарифов для пассажиров. По прогнозам, цены могут вырасти на 20–30% в течение 2026–2027 годов, – предупредил Стенников.
По его словам, новый закон вызовет постепенный отток перевозчиков из сферы такси, а новых появляться не будет. Самозанятым водителям, которые захотят получить разрешение на деятельность такси, но не имеют возможности заменить свой автомобиль на отечественный, вход на этот рынок будет закрыт.
– Нужно выводить самозанятых из-под действия нормы о локализации такси. Более того, необходимо срочно дифференцировать регулирование таксопарков и физлиц. В России необходимо законодательно оформить две разные модели перевозок: услуги профессионального такси и услуги частных водителей с личными автомобилями (райдхейлинг). Услуги частных водителей с личными автомобилями не только дешевле, но и в 10 раз безопаснее, чем услуги арендаторов машин в таксопарках, поэтому могут регулироваться по упрощенным правилам, – считает эксперт.
Фото: Юлия Бидун / «РТ»
ДВУХДВЕРНОЕ ТАКСИ? УМУ НЕПОСТИЖИМО!
В свою очередь руководитель Федерации автовладельцев России по Казани Дмитрий Золотов в беседе с корреспондентом «РТ» раскритиковал перечень машин для такси.
– В этом списке самые бестолковые машины. Например, «УАЗ» и «Нива» – двухдверные, вы представляете, как в такси «Ниву» использовать, это вообще уму непостижимо! Просто чиновники не понимают смысла такси. Машины можно заставить любые купить, но такси градируется на несколько классов: эконом, комфорт, бизнес, ВИП и семейный автомобиль. И в каждом классе автомобили должны соответствовать определенным требованиям, чтобы пассажир понимал, за что он платит. Эти требования не закон и не чиновники устанавливают, это требования любого агрегатора. Понятно, что государство хочет поднять со дна «АвтоВАЗ», но, по-моему, таким образом это невозможно. Судя по всему, в перечень добавят еще больше китайских марок. У нас есть заводы в Липецке, Калининграде, Санкт-Петербурге, которые раньше производили европейские иномарки, а сейчас переходят на «китайцев».
По мнению Золотова, с весны 2026 года цены на услуги такси вырастут процентов на 25. Кроме того новый закон может загнать таксистов в тень: вызывать машину пассажиры будут не через агрегаторов, а через чаты в мессенджерах, которые, кстати, уже вовсю развиваются. Также будет процветать услуга аренды авто с водителем, которая, как уже было сказано, не подпадет под новый закон.