Дорогие корабли, дешевые квартиры: что мешает развитию туризма в Поволжье

Изюминкой регионов Поволжья являются речные просторы и большое число объектов культурного наследия. Но в сфере развития туризма есть ряд проблем, таких как устаревший речной флот, недостаток номерного фонда, пробелы в налоговом законодательстве. Об этом шла речь в Казанском Кремле на встрече законодателей Поволжья с представителями туристического бизнеса.

Дорогие корабли, дешевые квартиры: что мешает развитию туризма в Поволжье Юлия Бидун / «РТ»

К ТУРПОТОКУ – ПО «ВОЛЖСКОЙ ТРОПЕ»

 

Мероприятие прошло в рамках заседания Совета законодателей Приволжского округа, которое проходит в эти дни в столице Татарстана. В обсуждении приняли участие Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, глава Совета законодателей ПФО Евгений Люлин, председатели заксобраний, министерств, руководители предприятий туристической сферы.

 

Открывая встречу, глава Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов напомнил о задаче, поставленной Президентом РФ Владимиром Путиным: к 2030 году увеличить внутренний туристический поток на 55%, то есть в 1,5 раза.

 

«Поручение непростое, поскольку требует решения сразу двух задач. Чтобы российские граждане активнее путешествовали, необходимо обеспечить рост гостиничного фонда и инфраструктуры. Без этих мер показатели мобильности останутся недостижимыми», – сказал он.

 

По словам Сергея Иванова, в Приволжском округе представлен широкий спектр туристических направлений. По числу объектов культурного наследия он превышает многие другие федеральные округа.

 

«Наш округ может похвастаться культурно-познавательным, оздоровительным, железнодорожным, природным и событийным туризмом. Связующим элементом округа являются его речные артерии, – Волга, Кама, Ока и Свияга», – обратил внимание руководитель ведомства.

 

Он подчеркнул, что маршруты природного туризма пользуются всё большим спросом.

 

– Несколько лет назад, по инициативе Раиса Татарстана Рустама Минниханова, стартовал проект «Волжская тропа». Это уникальный пешеходный маршрут, протянувшийся вдоль правого берега Волги. Его протяженность составляет более 170 километров. Мы убеждены, что «Волжская тропа» привлечет гостей со всего нашего округа, из разных уголков России», – отметил Сергей Иванов.

 

Фото: пресс-служба Госсовета РТ

 

По его словам, объекты культурно-исторического наследия – это главные туристические магниты округа. В Татарстане насчитывается четыре объекта ЮНЕСКО, что делает республику особенно привлекательной для путешественников.

 

Комментируя доклад Сергея Иванова, Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин отметил, что турпоток в Татарстан заметно увеличился. Подобная тенденция наблюдается и в других регионах Приволжского округа.

 

«К нам приезжает много людей, чтобы познакомиться с нашими культурно-историческими объектами», – заявил он.

 

БЕЗ ЛЬГОТ ФЛОТ УТОНЕТ

 

Генеральный директор АО «Флот РТ» Роман Лизалин представил информацию о текущем состоянии татарстанского флота. Он напомнил, что в 2025 году компании было передано шесть новых судов.

 

«Благодаря лизингу от ГТЛК («Государственной транспортной лизинговой компании» – прим. «РТ»), новые суда можно приобрести по ставке 2,9%. Однако ожидается сокращение программы в следующем году. Это вызывает опасения, так как республике требуется еще минимум четыре судна «Метеор 2020», зарекомендовавших себя с положительной стороны», – сказал он.

 

Лизалин отметил, что стоимость одного такого судна сегодня составляет 650 млн рублей. Для компании «Флот РТ» это значительная сумма, и без льготного лизинга приобрести «Метеоры» вряд ли получится.

 

«У нас огромные планы! В ближайшем будущем планируем запустить круглогодичную паромную переправу, соединив два берега Волги. Уже закупаются суда на воздушной подушке, которые обеспечат бесперебойное сообщение для пассажиров, в том числе направляющихся на работу. Кроме того, мы намерены развивать экскурсионные и туристические направления. Также планируем освоение мелководных рек, включая Вятку, с использованием скоростных судов с малой осадкой. Это откроет новые возможности для круизного туризма», – пояснил он.

 

Фото: пресс-служба Госсовета РТ

 

По словам руководителя компании, основная причина нестабильного финансового положения речных портов – сезонность их работы. В период между навигациями доходы портов незначительны, поскольку они в основном занимаются подготовкой к следующему сезону.

 

«Сезонность речной навигации приводит к тому, что мы можем получать доход только в определенные месяцы. А расходы на содержание флота – ремонт, амортизацию, страховку и прочее, – ложатся на нас круглый год», – обратил внимание Роман Лизалин.

 

Еще одной важной проблемой директор «Флот РТ» назвал устаревание флота. Средний возраст судов на Волге и Каме сегодня превышает 60, а порой и 70 лет.

 

«Мы бы хотели видеть государственную программу поддержки ремонтных и восстановительных работ, которая позволила бы поддерживать и модернизировать существующий флот до тех пор, пока он не будет заменен новыми судами. Это крайне важно и с точки зрения безопасности», – выразил мнение он.

 

Роман Лизалин также выразил опасение, что в России ужесточат требования по технадзору за судами, которым более 30 лет.

 

«На мой взгляд, это не совсем выход. Из-за больших первоначальных вложений и высоких затрат на содержание судов, частный бизнес, скорее всего, прекратит деятельность в сфере судоходства. Кроме того, необходимо пересмотреть правила субсидирования межрегиональных перевозок для всех участников», – подытожил он.

 

ОТЕЛЯМ НУЖНА БЕЗУБЫТОЧНОСТЬ

 

Во время дискуссии глава Госкомитета РТ по туризму затронул еще одну тему. В Казани сегодня больше квартир для посуточной аренды, чем гостиничных номеров. И тренд всё больше смещается в пользу аренды квартир.

 

«Я не против посуточной аренды, в периоды повышенного спроса она могла бы стать решением для снижения нагрузки на гостиницы. Но на рынке остается всё меньше квартир для тех, кто приезжает в Казань надолго. Кроме того, посуточная аренда оказывает серьезное давление на гостиничный фонд. Отели должны работать безубыточно, в то время как владельцы квартир могут свободно манипулировать ценами», – обозначил проблему Сергей Иванов.

 

По его словам, за последние месяцы число квартир в Казани, предлагаемых для посуточной аренды выросло в 42 раза.

 

«Это стремительный рост. Данный вопрос требует не только учета, но и соответствующего регулирования», – уверен Сергей Иванов.

 

Мнение руководителя ведомства разделил Председатель Госсовета РТ.

 

Фото: пресс-служба Госсовета РТ

 

«Стоит ввести единые правила. Этим могут заняться и региональные власти. Все собранные деньги будут поступать в бюджет Татарстана. Как вариант – ввести разные уровни налогообложения. Если, например, в каком-то месте не хватает гостиниц, то частники, у которых есть жилье, могут этим пользоваться как дополнительным заработком», – подчеркнул Фарид Мухаметшин.

 

ЛУЧШЕ 100 ГОСТЕЙ, ЧЕМ 100 РУБЛЕЙ

 

Еще одной темой встречи стало совершенствование сбора туристического налога, действующего на некоторых территориях Приволжского округа, в том числе – в трех районах Татарстана. Напомним, что с 2025 года максимальная ставка налога составит 1% от стоимости проживания, но не менее 100 рублей. Президент Ассоциации отелей Казани Инга Гадзаова предложила пересмотреть минимальную ставку.

 

«Мы знаем, что у нас в течение пяти лет будет меняться туристический налог от 1% до 5%. При этом минимальная ставка сохранится на уровне 100 рублей. В нашем городе есть гостиницы разной категории. При минимальной ставке в 100 рублей, стоимость номера в сутки должна составлять 10 тыс. рублей. Но сейчас можно снять номера в хостелах за 600 рублей. И один процент будет составлять шесть рублей, но ни в коем случае не сто! Наше предложение – убрать минимальную ставку в размере 100 рублей и оставить процентное соотношение», – заявила она.

 

Сбор туристического налога должен быть понятным как для отелей, так и для их гостей, уверен Председатель Совета законодателей ПФО Евгений Люлин.

 

«Мы обсудили с Ассоциацией отельеров Татарстана проблему, из-за которой гостиницы несут финансовые потери, а граждане не могут получить государственные льготы. Выявлен правовой пробел, который нужно устранить. Совет законодателей займется изучением ситуации, чтобы подготовить обращение в федеральные органы власти», – заявил он.

 

Подводя итоги обсуждения, Фарид Мухаметшин рекомендовал направить этот вопрос на рассмотрение в профильные комитеты заксобраний регионов Поволжья для выработки решений.

 

«Каждый субъект должен проанализировать этот вопрос, при необходимости мы выйдем на федеральный уровень. Проблема требует немедленного и серьезного внимания. Это важно, поскольку внутренний туризм составляет значительную долю туристического потока в нашей республике и в стране», – подытожил Председатель Госсовета РТ.

 

ЮНЕСКО Фарид Мухаметшин Госсовет РТ Роман Лизалин объекты культурного наследия флот РТ Сергей Иванов гостиницы туризм Татарстан туристы
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости