Как обеспечить реальную реализацию права детей на образование
Кто бы мог подумать, что в прогрессивном XXI веке встанет проблема реализации права детей на образование!
В некоторых татарстанских школах в погоне за образовательными результатами под эгидой открытия профильных классов «неперспективным» детям отказывают в приеме в 10–11-е классы, то есть отказывают в доступе к среднему образованию.
Казалось бы, чего тут удивительного, ведь еще с советских времен мы свыклись с тем, что «слабым» ученикам администрация школ рекомендует покинуть стены их учебного заведения сразу после получения основного образования. Но ведь Закон «Об образовании в Российской Федерации» обязывает родителей обеспечить получение их детьми общего образования!
Наверное, никто бы тут и не проснулся, если бы в 2014 году жительница Набережных Челнов не обратилась в прокуратуру с жалобой на администрацию школы №32, отказавшую в приеме ее дочери в 10-й класс. Оказывается, эта школа выпустила четыре девятых класса, а набрала лишь два десятых. Прокуратура города Набережные Челны констатировала: администрация нарушила права девочки на образование, не предоставив ей возможность подачи заявления на прием в 10-й класс. Суд прокуратуру поддержал, оштрафовав директора школы на 30 000 рублей.
ЛЕД ТРОНУЛСЯ, ГОСПОДА ПРИСЯЖНЫЕ!
Данный прецедент открыл глаза многим татарстанским родителям.
В этом году несколько жителей Казани и Набережных Челнов, чьих детей тоже не взяли в старшие классы, обратились с жалобами в прокуратуру. В их школах открыли профильные классы, попасть в которые можно было, только пройдя собеседование, выдержав конкурс баллов, аттестатов и портфолио – достижений на олимпиадах. Хотя по закону при приеме в образовательную организацию для получения среднего общего образования требуются лишь заявление и аттестат об основном общем образовании.
Работа не только директоров, но и начальников райотделов и управлений оценивается по рейтингу школ, который основывается в том числе на результатах ЕГЭ, то есть напрямую зависит от успеваемости старшеклассников
Когда жалобы дошли до Министерства образования и науки РТ, ведомство, судя по сообщению на официальном сайте, дало начальникам районных отделов и управлений образования указание «провести разъяснительную работу с выпускниками 9-х классов и их родителями» следующего содержания: «В соответствии с п. 3 ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется общедоступность и бесплатность среднего общего образования. Таким образом, директора школ обязаны принять желающих обучаться в 10-й класс. А при приеме в профильные классы общеобразовательная организация должна руководствоваться уставом и локальным актом – «Положением о приеме обучающихся в профильные 10-е классы».
Уполномоченный по правам ребенка в РТ Гузель Удачина усматривает в таких фактах прямое нарушение прав детей и, чтобы пресечь повторение таких случаев, намерена поднять вопрос на соответствующем уровне. Это было бы весьма кстати, ведь скоро начнется очередной набор в 10-е классы и есть реальная угроза повторения ситуации. Общеобразовательный профиль обучения присутствует во всех выпускных классах школ, а количество мест в старших классах оказывается раза в два меньше, чем выпускников девятых классов…
КАКОВ СПРОС, ТАКОВ И «СБРОС»?
Что же представляют собой профильные классы, во-круг которых сломано столько копий? Насколько они оправданны? Рассмотрим это на примере казанской школы №18 с углубленным изучением английского языка. Эта школа испокон веков считалась элитной, и в наши дни занимает одно из самых высоких мест в казанском рейтинге школ с углубленным изучением отдельных предметов. Из трех девятых классов здесь оставили два профильных десятых – филологический и социально-экономический, в которые берут только лучших учеников. С какой целью открыли профильные классы вместо обычных? Судя по «Положению о профильном обучении» (опубликовано на сайте школы) – в целях создания условий для успешной социализации учащихся с учетом реальных потребностей рынка труда. «Успешная специализация» сводится к тому, что в классе филологического профиля выделены дополнительные часы для изучения иностранных и русского языков, а в социально-экономическом интегрированный учебный предмет «Обществознание» изучается как самостоятельные учебные предметы «Обществознание», «Экономика» и «Право». При этом, как обозначено в образовательной программе среднего общего образования МАОУ «Школа №18», «увеличение количества часов на изучение ряда отдельных предметов» каким-то сказочным образом не увеличивает общую нагрузку.
| Директора школ обязаны принять желающих обучаться в 10-й класс. | |
| А при приеме в профильные классы общеобразовательная организация должна руководствоваться уставом и локальным актом – «Положением о приеме обучающихся в профильные 10-е классы». | |
Казалось бы, убедительно. Но каковы реальные потребности рынка труда? По данным аналитиков рекрутингового портала «Работа кадров», самыми востребованными в Татарстане являются специалисты сферы продаж – 37 процентов от всех запросов. Каждая восьмая компания заинтересована в IT-специалистах. Нужны строители, уборщики, повара, сварщики, шлифовщики, младшие воспитатели. Есть спрос на медработников, фармацевтов, квалифицированных рабочих и инженеров. Наблюдается существенный рост востребованности специалистов в сельском хозяйстве.
Возможно, мнение независимых экспертов расходится с официальными данными? Отнюдь. Востребованные профессии на ближайшие пять лет, по данным Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, – рабочие в отраслях городского хозяйства и транспорта, сферы обслуживания, строительства, агропромышленного комплекса. Среди работников со средним профессиональным образованием в ближайшую пятилетку будут нарасхват специалисты по сестринскому делу, строительству и эксплуатации зданий и сооружений, сантехники…
Ну да ладно, в элитную школу с английским уклоном детей отдавали не для того, чтобы они шли работать трактористами да поварами. А какие дипломированные специалисты нужны работодателям? Минтруд РТ утверждает: востребованы такие направления, как технология транспортных процессов, архитектура, строительство, градостроение, информатика и вычислительная техника, машиностроение, металлургия, теплоэнергетика и теплотехника.
Получается, что профилизация старших классов достаточно далека от реальных запросов работодателей. И вводится она, по всей видимости, формально, возможно, для прикрытия каких-то других, истинных причин?
Востребованные профессии на ближайшие пять лет, по данным Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, – рабочие в отраслях городского хозяйства и транспорта, сферы обслуживания, строительства, агропромышленного комплекса
Для отсева, к примеру, «слабых» учеников. Чем же они мешают школам, если у нас осуществляется «подушевое нормативное финансирование муниципальных районов и через них – общеобразовательных школ», то есть «деньги следуют за учеником», за любым – и отличником, и троечником?
ГДЕ ЖЕ ТУТ СОБАКА ЗАРЫТА?
Считается, что истинные причины конфликтов лежат где-то не на поверхности. Но не будем копать глубоко, чтобы узнать, где собака зарыта. Остановимся на очевидных вещах. Одна из причин просматривается все в том же «Положении о профильных классах…» 18-й школы, в котором сказано, что «педагогическим и руководящим работникам, обеспечивающим преподавание профильных предметов, может быть установлена доплата».
Предложим еще одну версию. Работа не только директоров, но и начальников райотделов и управлений оценивается по рейтингу школ, который основывается в том числе на результатах ЕГЭ, то есть напрямую зависит от успеваемости старшеклассников. И в целом республика выглядит неплохо за счет сильных школ. В подтверждение этой версии обратимся к докладу министра образования и науки РТ Энгеля Фаттахова, с которым он выступил на заседании Совета безопасности в 2015 году. «Безусловно, система образования Республики Татарстан на федеральном уровне имеет достижения, – констатировал министр. – Так, в 2013 году мы впервые вошли в тройку регионов по количеству призеров и победителей заключительного этапа всероссийских олимпиад школьников, обогнав большую по численности населения Московскую область. (Эти позиции республика удерживает уже третий год. – Авт.) В то же время, если посмотреть на результаты республики по ключевым показателям – итогам Единого государственного экзамена по обязательным предметам – и сравнить их со средними показателями по России, то они будут неплохими, но не лидирующими. При этом разрыв по результатам сдачи ЕГЭ по обязательным предметам между десятью лучшими и худшими школами Татарстана весьма существенный – в последние годы он сохраняется на уровне 30–40 баллов. Большое количество школьников сдают ЕГЭ хуже среднего показателя по Татарстану, но за счет наличия высокобалльников сильных школ республика показывает неплохой средний результат».
При создании спецклассов для углубленного изучения отдельных предметов нужно все-таки следовать букве закона, учитывать прежде всего мнение родителей и запросы учащихся
Таким образом в республике сегодня сформировался круг лучших, в основном городских школ, которые демонстрируют отличные результаты, и это прежде всего школы с так называемыми «профильными» старшими классами.
ТОТ НЕ ПРАВ, КТО ЛИШАЕТ ПРАВ
Профильное образование является важным этапом подготовки ребенка к дальнейшему развитию его способностей и считается одним из направлений модернизации обучения. Никто не спорит, школа вправе организовать профильное обучение уже с пятого класса. Министр Энгель Фаттахов – ярый сторонник профильного образования. В 2015 году на том же заседании Совета безопасности в качестве примера для подражания он привел «одну из лучших муниципальных моделей организации общего образования» – Бугульминского муниципального района. Что это за модель? Предпрофильная подготовка, которая «обеспечивает предварительное самоопределение обучающихся в отношении направлений будущего обучения». «По результатам экзаменов по обязательным и профильным предметам на основе отбора только 40–45 процентов выпускников 9-х классов Бугульминского района зачисляются в профильные 10-е классы, – доложил министр, добавив: – Схожая практика реализуется и в Сингапуре, где только треть выпускников поступает в старшую школу, остальные получают среднее или начальное профессиональное образование, но потом имеют шансы продолжить обучение в вузе. Старшая школа должна предоставлять высококачественное образование для академически успешных учащихся. Но нет необходимости заставлять оканчивать ее всех… В республике должна получить распространение подобная модель, когда поступление в профильный 10-й класс в сильную среднюю базовую школу осуществляется на основе постепенного отбора».
Никто не мешает создавать профильные старшие классы и оставлять хотя бы один общеобразовательный. Тогда «неугодным» ученикам не пришлось бы скитаться по городу в поисках свободных парт и для всех бы были созданы равные условия для получения образования
Но при создании спецклассов для углубленного изучения отдельных предметов нужно все-таки следовать букве закона, учитывать прежде всего мнение родителей и запросы учащихся. Отказать в приеме в старшие классы по закону об образовании можно только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением некоторых случаев, связанных лишь с обучением в загранучреждениях, спортивных школах и школах искусств. Иных региональных нормативно-правовых актов, позволяющих образовательным учреждениям осуществлять индивидуальный отбор в 10-е классы, в Татарстане нет. Получается, для того чтобы не было разночтений с федеральным законом об образовании, в школах искусственно создают дефицит мест. Ведь никто не мешает создавать профильные старшие классы и оставлять хотя бы один общеобразовательный. Тогда «неугодным» ученикам не пришлось бы скитаться по городу в поисках свободных парт и для всех бы были созданы равные условия для получения образования.
