СЕКРЕТ БОЛЬШИХ ОЧЕРЕДЕЙ
По ее словам, с начала года МФЦ республики отмечают резкий рост обращений иностранцев. Он связан с ужесточением контроля за мигрантами и введением особых требований для активации SIM-карт.
– Раньше мигранты приходили, вставали на учет и уходили. Больше мы их не видели. Сейчас, после постановки на учет, им нужно получить СНИЛС, зарегистрироваться на Госуслугах. Это нельзя сделать одновременно, и мигранты вынуждены приходить к нам по 3-4 раза. И если число иностранцев не изменилось, то количество их визитов в МФЦ заметно выросло, – рассказала Ленара Музафарова.
По ее словам, ежедневно в МФЦ республики обращается около 15 тыс. человек. Из них около 600 человек – иностранцы.
Директор ГБУ «МФЦ РТ» напомнила, что с этого года мигранты могут оформить российскую SIM-карту только после регистрации в Единой биометрической системе, а для этого тоже нужно обращаться в МФЦ.
Кроме того, с февраля 2025 года иностранцы, которые находятся в России без документов, заносятся в специальный Реестр контролируемых лиц. И сотрудники МФЦ обязаны проверять граждан на нарушения миграционного законодательства через сайт МВД России. Проверка занимает время, поэтому обслуживание затягивается.
– Жители Татарстана стали жаловаться на очереди в МФЦ. Некоторые вынуждены были ждать приема до четырех часов. Стало понятно, что необходимо разделить клиентские потоки, – отметила спикер.
Для решения проблемы в Казани открыли новый многофункциональный центр, ориентированный на обслуживание иностранных граждан. Этот офис, разместившийся на улице Авангардной, уже помог снять нагрузку с других отделений МФЦ в городе.
– Время ожидания в МФЦ достигло нормативных показателей. Вместо 3-4 часов, посетители теперь проводят в очереди не более 20 минут, – подчеркнула Ленара Музафарова. Она поблагодарила Раиса Татарстана Рустама Минниханова за оказанную поддержку в создании нового офиса.
– В Набережных Челнах мы столкнулись с аналогичной ситуацией, но отдельный филиал не создавали. Дело в том, что мигранты приезжают туда группами, направляясь трудиться на заводы. Мы смогли договориться с работодателями, и они сами привозят сотрудников к нам на автобусах в определенное время, – пояснила директор ГБУ «МФЦ РТ».
Фото: пресс-служба Кабмина РТ
TELEGRAM НА СЛУЖБЕ У МОШЕННИКОВ
МФЦ Татарстана стали одними из первых в России, кто запустил чат-бот на платформе нового национального мессенджера МАХ. Он упрощает получение услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, туризма и многих других.
– Чат-бот позволяет записаться на прием, отменить запись, узнать статус обращения, график работы центров и их адреса. Сервис отличается интуитивно понятным интерфейсом и высокой скоростью обработки запросов. Доступ к нему возможен с любого смартфона. Особенно важно, что мессенджер работает даже при низкой скорости интернет-соединения, – рассказала Ленара Музафарова.
Отдельное внимание спикер уделила теме мошенничества. По ее информации, в Telegram появился чат-бот, предлагающий запись в МФЦ с использованием брендинга «Мои документы». Но его создали аферисты для обмана граждан.
– Мошеннический чат-бот использует тактику запугивания: сообщает о взломе, упоминает Минсвязи, предупреждает о звонке от «специалиста». Цель – вызвать панику и дезориентацию. Затем предлагаются фальшивые контакты «службы поддержки». В итоге испуганный пользователь сам связывается с мошенниками и раскрывает личные данные, – пояснила директор ГБУ «МФЦ РТ».
Она подчеркнула, что обычным гражданам, особенно пожилым, бывает сложно отличить фишинговые сайты и чат-боты от настоящих. Поэтому нужно всегда сохранять бдительность. Также спикер напомнила, что МФЦ Татарстана официально не представлен ни в одном Telegram-канале.
– Мошенники всё чаще звонят, представляясь сотрудниками МФЦ. Они могут использовать разные уловки: сообщить о невостребованных документах, якобы переданных в архив МФЦ, предложить оформить перерасчет пенсии и единовременной выплаты, пригласить получить письмо или посылку. Во всех этих случаях злоумышленники хотят получить код, который ни в коем случае нельзя сообщать, – пояснила спикер.
Она подчеркнула, что сотрудники МФЦ никогда не запрашивают коды, пароли или персональные данные по телефону. Звонки носят исключительно информационный характер. Гражданам могут позвонить, чтобы сообщить о готовности документов, переносе приема или необходимости внести исправления в заявление.
Ленара Музафарова обратила внимание, что преступники также используют схему с фальшивой доставкой покупок с маркетплейсов. Это касается разных товаров – одежды, продуктов питания, цветов. Нередко в день рождения жертве звонят, предлагая доставить анонимный букет.
– Злоумышленники постоянно изобретают новые схемы обмана, и их фантазия не знает границ. Мошенничество, связанное с услугами доставки, приобрело масштабы серьезной проблемы, – заявила директор ГБУ «МФЦ РТ».
Чтобы защититься от мошенников, она посоветовала не общаться с незнакомцами, никому не передавать коды из СМС, пароли и личные данные, игнорировать подозрительные ссылки в сообщениях и активировать двухфакторную аутентификацию.
– Если ваша учетная запись ЕСИА на портале Госуслуг оказалась заблокирована в результате мошеннических действий, немедленно обратитесь в любой офис МФЦ с паспортом. Специалисты помогут восстановить доступ, – подытожила спикер.