Был бы человек, а статья найдется: бывших сотрудников СКР в Казани судят за незаконную «уголовку»

В превышении должностных полномочий обвиняют бывшего начальника отдела Приволжского отдела СУ СКР по РТ Эдуарда Закирова и его подчиненного Евгения Скрипникова. По версии обвинения, следователи незаконно возбуждали уголовные дела, чтобы помочь друзьям решить финансовые споры и «выбить» долги.

Был бы человек, а статья найдется: бывших сотрудников СКР в Казани судят за незаконную «уголовку» Анастасия Богданова / «РТ»

ИНСТРУМЕНТ ДАВЛЕНИЯ

Согласно материалам дела, которое начал рассматривать Кировский райсуд Казани, в ноябре 2023 года к начальнику следственного отдела по Приволжскому району Эдуарду Закирову обратился сын его давнего знакомого – директора одной коммерческой фирмы Дияз Хасбиуллин. Он пожаловался, что директор другой фирмы Зуфар Хусаинов похитил у него 20 млн рублей и попросил привлечь его за это к ответственности.

По версии обвинения, Закиров, имеющий на тот момент 16-летний стаж работы в правоохранительных органах, осознавал, что конфликт между бизнесменами носит исключительно гражданско-правовой характер и состава уголовного преступления в нем нет. Тем не менее, в феврале 2024 года Хусаинов стал фигурантом уголовного дела по двум статьям: «незаконное образование юрлица» и «незаконный сбыт средств электронных платежей».

При этом, как утверждает гособвинение, первая статья была введена в УК лишь в 2011 году, тогда как фигурант создал свою фирму в 2010-м. Вторая статья также оказалась «притянута за уши». 

Тем не менее, нужный результат был достигнут. В марте 2024 года Хусаинов после обыска в его доме и угрозы ареста отдал 20 млн рублей заявителю Хасбиуллину.

Обвинение считает, что таким образом уголовное преследование использовалось как инструмент давления для разрешения частного коммерческого спора, не имеющего состава преступления.

 

КАК ВЕРНУТЬ 48 МИЛЛИОНОВ

 

В марте 2024 года к начальнику следственного отдела Закирову также обратился «ранее знакомый» Марат Сахапов, возглавляющий некое ООО, с просьбой помочь вернуть долг от владельца другого ООО Радика Губаева в размере 48 млн рублей.

В то время у компаний завершился процесс в арбитражном суде, фирма Сахапова его выиграла, но деньги не получила, поэтому руководство компании решило ускорить процесс.

По указанию Эдуард Закирова следователь Евгений Скрипников возбудил на Губаева дело по мошенничеству в особо крупном размере (обвинение считает, что на тот момент на него еще даже не было написано заявление от потерпевшего). В итоге – задержание, допросы, обыски дома и в офисе, и вот уже предприниматель звонит своему бухгалтеру, чтобы она в срочном порядке переводила 15 миллионов фирме Сахапова. Меньше, чем за месяц, были отданы оставшиеся 33 миллиона.

Обвинение считает, что уголовное преследование использовалось опять же как инструмент давления для ускоренного возвращения долга.

Впоследствии руководство СУ СКР по РТ отменило решения о возбуждении обоих уголовных дел.

 

НЕВИНОВАТЫЕ МЫ

 

После оглашения обвинения 40-летний Эдуард Закиров (в марте прошлого года его отстранили от работы, а в феврале нынешнего он ушел в отставку) заявил, что вину не признает. Он отметил, что постановление о возбуждении уголовного дела принимается следователем не единолично, а согласовывается с райпрокуратурой и аппаратом СК. По его словам, дела возбуждались не на пустом месте, срок предварительного следствия по одному из них составил более полугода, сроки расследования продлевались по согласованию с Прокуратурой РТ, а расследованием занимался не только Скрипников.  

– Главным принципом работы следователя является установление прав потерпевших, возмещение ущерба. Я с 19 лет никогда не был на стороне обвинения, всегда действовал в интересах потерпевших. Иначе быть не должно и не может! Этому я учил и своих следователей. Согласиться с обвинением я не могу, – заявил Закиров.

Он также заверил, что Хасбиуллин не был его другом или хорошим знакомым.

– Он везде писал жалобы на волокиту, которую допустил Скрипников при расследовании дела, поэтому дело передали другому следователю. Разве друзья пишут жалобы? – привел аргумент Закиров.  

Он также заверил, что не состоял в дружеских отношениях с Сахаповым (Марат Сахапов сам сейчас является подсудимым по делу о покушении  на дачу взятки в крупном размере, которое было возбуждено в Приволжском следственном отделе). 

– Если бы он был моим другом, я бы вряд ли в отношении своего друга возбуждал уголовное дело, – привел второй довод экс-начальник следственного отдела.

 

ВСЁ В РАМКАХ ЗАКОНА

 

Эдуарда Закирова защищают три адвоката. По словам одной из них, Тамары Цаболовой, всё обвинение в отношении ее клиента построено на предположениях и домыслах о том, что действиями Закирова руководили какие-то дружеские побуждения, а на самом деле следователь действовал в рамках закона и в пределах своей компетенции. 

– Обвинение не подтверждается материалами дела, действия моего подзащитного не образуют состав преступления статьи 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»), она инкриминирована необоснованно, – добавил адвокат Айрат Уразманов.

Такой же позиции придерживаются и адвокаты Скрипникова Марат Махмутов и Вячеслав Прокофьев. Защита утверждает, что подсудимые не превышали своих полномочий, а, наоборот, добросовестно исполняли свои должностные обязанности, и их нужно оправдать.  

Стоит отметить, что рассматривать дело экс-следователей должен был Приволжский райсуд Казани. Однако прокурор РТ Альберт Суяргулов обратился с ходатайством в Верховный суд РТ для изменения территориальной подсудности. По версии прокурора, у Закирова и Скрипникова сложились дружеские отношения с судьями Приволжского райсуда. В итоге дело поступило на рассмотрение в Кировский райсуд. Оба подсудимых содержатся в СИЗО, очередной срок ареста у них истекает 12 ноября.

суд уголовное дело Следственный комитет происшествия казань
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости