«РЕШИМ ПРОБЛЕМУ ЗА 7,5 МЛН»
События, которые легли в основу уголовного дела, начали разворачиваться летом 2020 года, когда ФНС №8 заинтересовалась ООО «Гаравто», учредителем которого на тот момент был некий Гараев, родственник казанского бизнесмена Марата Сахапова. Напуганный вниманием налоговиков предприниматель обратился к своему знакомому Аделю Гильманову, который является учредителем компании «7 озер», с просьбой помочь решить проблему.
Гильманов выставил ценник – 7,5 млн рублей на взятки налоговикам, обещая отсутствие всех проверок и «положительные» результаты. А чтобы клиент был сговорчивее, рассказал, что «Гаравто» находится в списке выездных проверок на ближайшее время.
Сахапов согласился на такие условия и передал ему деньги, которые взял у Гараева. Чтобы произвести впечатление надежного партнера, Гильманов пригласил на встречу знакомого юриста и представил его как человека, к которому Сахапов может обращаться по всем вопросам.
ЧЕТВЕРТЬ МИЛЛИОНА ЕЖЕМЕСЯЧНО
На этом Адель Гильманов не остановился и в декабре 2020 года сообщил Сахапову, что теперь он должен ежемесячно передавать 250 тыс. рублей для сотрудников налоговой службы, чтобы у тех не появлялись вопросы. Бизнесмен согласился и на это.
Не желая «запачкать руки», Гильманов попросил знакомого водителя каждый месяц забирать у Сахапова пакет (содержимое Гильманов решил не раскрывать) и привозить в назначенное место.
Общей сложностью Адель Гильманов собрал так на «взятки» 2 млн рублей.
Спустя два месяца, в январе 2021 года, ФНС все-таки назначило проверку той самой ООО «Гаравто» в период с 2018 года по конец 2019. Узнав об этом, Гильманов позвонил Азату Нугманову (владельцу ООО «Капиталметпром»), который тогда работал в службе безопасности ООО «Ликада Плюс», где Сахапов являлся соучредителем и коммерческим директором, а также некоему Хазееву.
Они договорились сказать Сахапову, что имеют обширные связи среди правоохранителей, и в случае передачи через них взятки в размере 25 млн рублей не будет открыто уголовное дело, и соответственно никаких обысков и задержаний не будет, а сумма недоимки, указанная в решении результатов налоговой проверки, будет минимальная.
Таких денег у Сахапова на руках не было, поэтому он пошел к директору ООО «Татэко» Ринату Рафикову и одолжил 9 млн рублей, которые передал троице. Оставшиеся 16 миллионов он переводил с «Гаравто» и пару раз с «Татэко» на счета подконтрольных фирм Гильманова.
Уже в конце июня у Гильманова, Нугманова и Хазеева были все деньги, которые они обналичили и забрали себе.
ПОТРЕБОВАЛ ОБЪЯСНЕНИЙ И ВОЗВРАТА ДЕНЕГ
В апреле 2021 года Адель Гильманов сообщил Сахапову, что налоговая «взялась» и за фирму «Татэко». За миллион рублей он обещал «урегулировать» вопрос. Не желая втягивать родственника, Сахапов сам передал деньги. Кроме того, Гильманов советовал компании ежемесячно платить по 250 тысяч рублей. Всего с «Татэко» троица получила 2 миллиона рублей.
С июня по октябрь того же года Гильманов с подельниками уверяли, что проверка налоговой будет носить формальный характер: никаких нарушений и штрафов, а вопрос с правоохранителями якобы давно закрыт. Однако в октябре Сахапов поинтересовался результатами проверки в отношении «Гаравто». Тогда Гильманов с пособниками отправились в ФНС №8, где инспектор сообщила, что проверка еще продолжается. А уже в ноябре налоговая выявила нарушения: недоимку почти на 89 миллионов рублей и пени более чем на 17 миллионов.
Узнав об этом, Сахапов потребовал от Гильманова, Нугманова и Хазеева объяснений и возврата денег. Те уверяли, что занимаются урегулированием вопроса, и решение налоговой будет изменено после дополнительных мероприятий. Но летом 2022 года ФНС вынесла окончательное решение: недоимка составила 87 миллионов рублей, пени – 35 миллионов, штраф – 1 млн 743 тыс. рублей.
В августе Сахапов понял, что ситуация безнадежна, и потребовал вернуть почти 40 миллионов рублей, которые передавал за «покровительство». Фактически троица похитила у него 39 миллионов 104 тысячи 650 рублей.
Не дождавшись возврата средств, 22 октября 2024 года Сахапов обратился в следственный комитет с явкой с повинной и подробно рассказал о схеме.
МОШЕННИЧЕСТВО ВМЕСТО ВЗЯТКИ
Изначально на Сахапова возбудили уголовное дело по ч. 5 ст. 291 УК РФ (Дача взятки должностному лицу в особо крупном размере) два эпизода, однако до суда статью переквалифицировали на ч. 3 ст. 30 ст. 291 ч. 5 УК РФ: «Покушение на дачу взятки должностному лицу в особо крупном размере». Произошло это, потому что деяние не было доведено до конца из-за Гильманова, который прикарманил деньги себе.
В декабре и Гильманов узнал об уголовном деле, опасаясь привлечения к ответственности, он встретился с Сахаповым и вернул ему 35 млн рублей.
Сахапова и Нугманова обвинили по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное организованной группой, в особо крупном размере». Последнего привлекли еще и по ст. 228 УК РФ «Незаконное хранение наркотических средств в особо крупном размере».
Согласно материалам дела, летом 2024 года Нугманов обнаружил странный сверток в подъезде своего дома с таблетками и забрал его себе. Так они пролежали до 5 марта 2025 года, пока в квартиру не нагрянули силовики с обыском.
1 сентября этого года Приволжский райсуд приступил к рассмотрению уголовного дела мошенников и почти взяткодателя.
СГОВОРА НЕ БЫЛО!
Сахапов вину признал в полном объеме.
– В условиях, изложенных в примечании ст. 291 УК РФ, считаю, что я подлежу освобождению от уголовной ответственности, – заявил суду бизнесмен.
К слову, по примечанию, на которое он ссылается, он и вправду может быть освобожден от ответственности, так как добровольно сообщил правоохранительным органам о даче взятки.
Гильманов признал вину только в части того, что путем обмана завладел деньгами 35 млн рублей, которые принадлежали Сахапову.
– Ни обширных связей, ни знакомых, родственников ни в ФНС, ни в ФСБ, ни в УБЭП, ни в правоохранительных органах у меня не имеется. Передавать кому-либо из должностных лиц УФНС по РТ не намеревался и не имел для этого реальной возможности. Предварительного сговора с Нугмановым и Хазеевым не было, – заявил подсудимый.
Сумму ущерба в 39 млн он не признает, считает ее «необоснованной, завышенной и неподтвержденной». Про передачу денег по ООО «Татэко» ему стало известно со слов Сахапова, и как заявил Гильманов, никакого отношения к этому факту он не имеет.
Нугманов вину по ст. 228 УК РФ признал полностью и раскаялся, но в части мошенничества – вину отрицает.
– Данное преступление не совершал. Денежные средства не брал, не похищал. Ни в какой сговор для совершения преступления ни с кем не вступал. В подтверждение моей непричастности могу сказать лишь одно: обвинение не содержит никакой конкретики моих действий, я в нем просто приписан действиями других лиц, – считает Нугманов.
По сей день все четверо находятся под стражей.
ФНС НИКТО НЕ ПРОСИЛ О «ПОМОЩИ»
Вчера в суде допросили явившихся свидетелей. Замначальника межрайонной инспекции ФНС №8Артём Халиуллин рассказал, что в 2022 году он принимал участие в выездной проверке ООО «Гаравто», потому что начальник был в отпуске.
Тогда инспекторы и в самом деле выявили ряд нарушений.
– Ко мне никто не обращался с просьбой занизить результаты нашей проверки. Никого из подсудимых я не знаю, – заявил свидетель.
Его показания подтверждают, что Гильманов с посредниками похитили деньги, а до «нужных людей» они так и не дошли.
Ринат Рафиков подтвердил, что занимал 9 млн рублей Сахапову, но зачем не спрашивал, так как они были давними друзьями. По его словам, Сахапов являлся собственником ООО «Татэко». Фирма занималась продажей нефтепродуктов.
– Эти деньги у меня были от продажи квартиры. Я ему наличными их отдал, а потом Марат их вернул, – рассказал свидетель.
На следующих заседаниях суд планирует продолжить допросы свидетелей, а после выслушать и самих подсудимых.