УЖЕ НЕ ПРОСТО НАЛОГ
Утилизационный сбор – это разовый налог, который платится за каждое произведенное или ввезенное на территорию страны транспортное средство. Предполагается, что эти деньги когда-то могут потратить на утилизацию автомобиля. Однако, последние годы утильсбор стал не просто налогом, а настоящим инструментом для борьбы с «серым» параллельным импортом. Первое постановление, увеличивающее ставку этого налога в сотни раз, вышло осенью 2023 года. Предполагалось, что оно коснется только юрлиц – перекупщиков, которые пригоняют машины из-за рубежа для перепродажи или по конкретному заказу и таким образом вытеснит их с рынка. Но еще тогда в ловушку попали тысячи обычных людей, которым при регистрации машины выставили огромные счета. Проблема оказалась в таможенных декларациях: зачастую машины из дальнего зарубежья посредники растаможивали в Киргизии, но делали это по товарной декларации (для юрлиц и ИП), а не по пассажирской для обычных физлиц. В апреле 2024 года гайки закрутили еще сильнее, уравняв стоимость растаможки авто в России и в странах ЕАЭС, чтобы все машины заходили на территорию страны по одинаковым ценам.
И вот, на выходе новый проект постановления правительства РФ, который уже самым прямым образом касается физлиц. Сейчас для тех, кто ввозит машину для себя с объемом двигателя до трех литров действует льготный утильсбор –3,4 тыс. на новую машину и 5,2 тыс. – на авто старшей трех лет. Теперь этот «коридор» значительно урежут и будут учитывать мощность двигателя. Если постановление примут, физлицам за авто с мотором более 160 «лошадей» придется платить в сотни раз дороже. Поправки подготовил Минпромторг РФ после того, как в ведомство с просьбой скорректировать методику начисления утильсбора обратилась ассоциация «Объединение автопроизводителей России».
«БОЛЬШИНСТВА НЕ КОСНЕТСЯ»
«Для физических лиц предлагается сохранить льготные коэффициенты на самые востребованные категории транспортных средств мощностью до 160 лошадиных сил (3,4 тыс. рублей за новый автомобиль и 5,2 тыс. рублей за автомобиль старше 3-х лет). Согласно данным оператора системы электронных паспортов, такие транспортные средства составляют около 88% от общего объема автопарка, впервые зарегистрированного в России за последние пять лет. Эта тенденция актуальна и для регионов Дальневосточного федерального округа – более 95% импортированных в прошлом году автомобилей с правым рулем – это модели мощностью до 160 л.с.,» – уверены в Минпромторге, что большинство автолюбителей ничего не потеряют.
Видимо, речь идет о популярных бюджетных моделях Hyundai, Kia, Volkswagen, Chevrolet с мощностью двигателя 120-130 лошадиных сил.
«Планируемое с 1 ноября повышение ставок утилизационного сбора для физических лиц приведет к подорожанию импортируемых автомобилей на сотни тысяч рублей, как это уже происходило в прошлом году для юридических лиц. Поэтому сейчас в некоторых регионах есть рост спроса: часть покупателей старается приобрести автомобили по старым ценам, чтобы избежать дополнительных расходов. В целом же рынок продолжает демонстрировать снижение продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. После вступления изменений в силу давление на вторичный рынок и стоимость автомобилей, скорее всего, усилится, выбор станет ограничен, а цены вырастут на все позиции» – спрогнозировали для «РТ» в ассоциации «Российские автомобильные дилеры».
В ГК «ТрансТехСервис» нам подтвердили, что покупательная активность действительно выросла:
– Связано это не только с корректировкой утильсбора, но в большей степени с сезонными факторами и недавним снижением ключевой ставки. По данным регистраций, в августе объем рынка новых легковых автомобилей составил 122 тыс. машин, что немного выше июльского показателя. При этом в июле продажи выросли на 34% относительно июня, – отметил директор по продажам новых автомобилей ТТС Алексей Караулов. – Повышение утильсбора может привести к краткосрочному смещению спроса: часть покупателей, которые откладывали покупку, примут решение о покупке сейчас. После этого возможно временное охлаждение, но в дальнейшем рынок стабилизируется: потребность в обновлении автомобиля никуда не исчезнет.
ЧТОБЫ ВЫЖИЛ АВТОВАЗ
Руководитель Федерации автовладельцев России по Казани Дмитрий Золотов в беседе с корреспондентом «РТ» отметил, что очевидно заградительные меры вводят, чтобы поддержать российский автопром и пополнить бюджет страны.
– «Автоваз» за счет этого утильсбора просто пытается выжить. Но проблема в том, что наши производители не предлагают альтернативы: где у нас машины на 160 лошадок и мощнее? В наших машинах даже не во всех коробка автомат есть и стеклоподъемники на задних сиденьях всё еще ручные. Это также непродуманно, как закон о локализации такси. Я, например, многодетный отец. Чтобы куда-то поехать всей семьей, мне нужен минивен, если его уберут с рынка, мне что УАЗ «буханку» заказывать? Ну бред же. «Соллерс» еще есть в лучшем случае, но попадет ли он под критерии локального автомобиля – большой вопрос, – отметил Золотов.
По его словам, авторынок сейчас итак переживает не лучшие времена: за год продажи рухнули на 30%, а после очередного повышения утильсбора (который коснется и юрлиц тоже), станет еще хуже.
БЮДЖЕТНАЯ МАШИНА СТАНЕТ РОСКОШЬЮ
– В среднем стоит ждать увеличения цен на 200-700 тыс. рублей. Те машины, которые не попадут под повышение утильсбора, тоже, скорее всего, подорожают: спрос на них увеличится, продавцы поднимут цену. Я уверен, что вскоре таким налогом будут облагаться абсолютно все импортные машины, а значит, они станут роскошью, – считает эксперт.
В то же время Золотов отметил, что ажиотажа у посредников и очередей на таможнях, как это было перед прошлогодними изменениями, уже не будет: покупка и доставка машины из-за границы занимает в среднем месяц, а то и больше, и до 1 ноября можно попросту не успеть. А рисковать сотнями тысяч рублей едва ли многие решатся.
Сильнее всего подорожает тяжелый люкс: спорткары и элитные внедорожники (различные модели BMW, Maserati, Lamborghini, Porsche, Mercedes) прибавят в цене несколько миллионов рублей, так как утильсбор с нынешних 2-3 млн рублей вырастет до 6-10 млн. Расчеты привела в своем блоге бизнесмен и владелица автосалона «Лиса рулит» в Казани Елена Лисовская, которая также занимается доставкой машин из заграницы.
Прилично, по данным Лисовской, подорожают и китайские машины. Так, за популярный китайский кроссовер Geely Monjaro (более 230 «лошадей) физлицам с 1 ноября придется платить более 840 тыс. рублей вместо 3,4 тысячи.
Масштабную борьбу с «серым» параллельным импортом Правительство РФ развернуло осенью 2023 года. В сентябре прошлого года «РТ» уже писала о повышении утилизационного сбора. Подробнее читайте в материале Будем ездить на «Жигулях» по цене «Мерседеса»: утильсбор перепишет ценники на авто в Татарстане.