22 ноября исполняется сто лет со дня рождения Зулейхи Хисматуллиной, певицы, солистки Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, педагога, профессора, заведующей кафедрой сольного пения Казанской консерватории, заслуженной артистки ТАССР, народной артистки России и Татарстана. В канун памятной даты о своём учителе и наставнике с благодарностью вспоминает народная артистка Республики Татарстан Зухра Сахабиева.
Благородный, проникновенный, красивый голос Зулейхи Хисматуллиной долетел по радиоволнам в мой родной дом, расположенный посреди дремучих сармановских лесов. Звучала старинная татарская песня «Кызыл толке». Помню, как поразил меня, девочку-подростка, этот голос: он не просто пленил, а словно привязал к себе всё моё существо. Тогда мне не могла прийти в голову даже нечаянная мысль о том, что великая певица и обладательница такого неподражаемого и сильного голоса когда-нибудь станет моей наставницей.
Но оказалось, что деревенской девчушке, которая и дня не могла прожить без песни, в будущем суждено большое счастье: спустя годы, поступив на вокальный факультет Казанской государственной консерватории, я узнала, что по специальности моим педагогом будет Зулейха Хисматуллина. Я была на седьмом небе от радости, но в то же время новость взволновала. Ведь она была всенародно любимой певицей, восхищение которой я испытывала всю жизнь! Стану ли я её достойной ученицей?
Чуть позже узнала, что не случайно попала в класс Зулейхи Гатаулловны, – таковы были желание и воля ректора консерватории, великого композитора Назиба Жиганова. Обстоятельства сложились счастливо для меня: Назиб Гаязович присутствовал на вступительном экзамене по вокалу и, услышав моё пение, решил принять меня в консерваторию. Я тогда ещё не знала, что абитуриентов с «народными» голосами в консерваторию не принимают. Что мне и объяснил, вызвав к себе в кабинет, сам Назиб Гаязович. «В истории консерватории это первый случай – мы принимаем тебя в качестве эксперимента. Постарайся не растерять свою национальную изюминку, пой больше по-татарски. Нам нужны профессиональные исполнители, поющие в народной манере», – сказал он.
Никогда не забуду, как я впервые вошла в класс Зулейхи Гатаулловны. Возле дверей стояла толпа студентов. Наконец дошла очередь и до меня. С волнением я вошла в кабинет. Зулейха Гатаулловна заканчивала занятие с одной из своих учениц. Ещё за дверью я внимательно слушала, как поёт эта студентка. Подумала: «Так спеть не смогу». Говоря по правде, исполнение мне понравилось, но желания петь так же, как она, не возникло. Мне не хотелось петь сопрановым голосом…
Зулейха Гатаулловна встретила меня с тёплой улыбкой, задала несколько вопросов, поинтересовалась условиями жизни. Узнав, что я подрабатываю медсестрой в ночную смену, задумалась. Затем мягко, но внушительно сказала, что занятия надо посещать беспрекословно и стараться успевать по всем предметам. Посетовала, что мне будет очень нелегко совмещать учёбу с работой.
Разговор наш имел неожиданный финал – от переполнивших меня чувств я вдруг расплакалась. В ожидании этой встречи очень переживала, как пройдёт наше знакомство и как сложатся наши отношения?
Зулейха Гатаулловна отнеслась ко мне тепло, по-матерински, и моё внутреннее напряжение вдруг разом прорвалось слезами. Она удивилась: «Почему ты плачешь?» Невпопад ответила: «Потому что не умею петь, как они». Я имела в виду других студентов. Зулейха Гатаулловна рассмеялась – словно серебряные монетки рассыпала: «Тебе и не нужно петь, как они, ты будешь петь своим, задушевным природным голосом».
А потом задумчиво добавила (словно прочла мои мысли): «Я в ответе за твой голос… И не собираюсь превращать его в сопрано, будь спокойна. Мы здесь готовим оперных и оперно-камерных певцов. А ты будешь народно-камерной, концертной певицей. Что касается голоса… Он будет развиваться, если будешь заниматься серьёзно». Так успокоила меня великая певица, и все сомнения, страхи тут же исчезли, душа успокоилась.
| Зухра САХАБИЕВА, |
Зулейха Хисматуллина исполняла все ведущие партии драматического и лирико-драматического сопрано. Она наполняла образы своих героинь особым драматизмом и тонким лиризмом, настолько глубоко раскрывала их внутреннюю суть, что в зале устанавливалась пронзительная тишина, а на глазах зрителей блестели слёзы. |
Теперь, спустя годы, думаю: наверное, Зулейхе Гатаулловне было нелегко работать со мной, тяжелее, чем с обладателями «академических» голосов. Методика такого обучения отсутствовала, с научной точки зрения эта сфера исполнительского мастерства прежде не изучалась. Педагогу приходилось ставить мой голос «на дыхание», развивать, обучать культуре исполнения, технике и тонкостям пения так же, как всех остальных вокалистов. И в то же время Зулейха Гатаулловна должна была сохранять природный национальный колорит своего необычного ученика. Она очень бережно относилась к моему голосу, терпеливо, не торопясь, проводила уроки, сама писала для меня специальные вокальные упражнения. Таким образом, создавала методику занятий – школу пения для обладателей народных голосов.
Зулейха Гатаулловна также умела «лечить» больные голоса. Студенты, столкнувшиеся с такой проблемой, буквально ходили за ней по пятам с просьбой взять их в свой класс. Добрая Зулейха Гатаулловна всегда шла им навстречу, возлагая на свои плечи огромный труд и ответственность. Своей мягкой, «лечебной» школой пения, кропотливой работой она многим спасла певческую карьеру и судьбу. За столь долгие годы педагогической деятельности в Казанской государственной консерватории Зулейха Гатаулловна воспитала и выпустила на большую сцену целую плеяду профессиональных певцов, певиц, педагогов по вокалу. Всех перечислить невозможно. Они достойно служат искусству профессионального пения во всех уголках России и Татарстана, в странах ближнего зарубежья.
Профессор Зулейха Хисматуллина долгие годы возглавляла кафедру вокала. Она любила студентов, заботилась о них, справедливо решала все проблемы, которые возникали у учащихся вокальной кафедры. Работала она неустанно, часто устраивала дополнительные занятия у себя дома. Закончив урок, она, прежде чем отправить ребят в общежитие, всегда кормила своих полуголодных учеников.
Зулейха Гатаулловна никогда не повышала голоса на студентов. После исполнения разных упражнений мы пели произведения. Она внимательно, не перебивая, слушала, а потом спрашивала: «Ну, теперь скажи, в каком месте ты спел неправильно, в чём твоя ошибка?» Так она учила нас самостоятельно мыслить и постигать технику пения. В случае же, если студент затруднялся с ответом, педагог сама исполняла этот фрагмент. Показывала своим голосом, как преодолевать вокальные трудности. И мы были очарованы тем, как легко и изящно она это делает.
Уроки Хисматуллиной проходили очень интересно, даже весело. Подобно тому, как я нечаянно расплакалась на первом занятии, случалось, не могла сдержать смеха во время исполнения упражнений. Однажды на вопрос Зулейхи Гатаулловны о том, что меня так развеселило, ответила:
– Моё пение похоже на мычание коровы. У нас в деревне коровы сначала так же мычат, а потом раскрывают рот и уже орут во всё горло.
Зулейха-апа снова рассмеялась своим серебристым смехом:
– Пожалуй… Между прочим, корова мычит правильно, на опоре… Здесь и коровой приходится быть, и петухом, и овцой.
Однажды она сказала мне:
– Зухра, а ведь распеваться можно и во время смеха. Можно работать с голосом и совершенно беззвучно, незаметно для окружающих, если принуждают обстоятельства.
Зулейха Гатаулловна часто говорила: «Певец должен уметь спеть в любом состоянии, если только его голосовые связки не слишком серьёзно больны, потому что жизнь певца полна непредвиденных ситуаций и экстремальных условий, особенно в дороге. Ты же не станешь объяснять зрителям в зале свои проблемы, они пришли послушать тебя, и ты должна петь».
Помню случай в пору нашего студенчества. Зулейха Гатаулловна серьёзно заболела, и одна из её голосовых связок потеряла подвижность. Однако согласно расписанию театра наступил день оперы «Аида». Заглавную партию Аиды должна петь Зулейха Хисматуллина. Заменить её некому, она одна исполняла эту партию. Мы все переживали: что же теперь будет? Случилось чудо: она вышла на сцену (такая обаятельная и красивая!) и прекрасно спела весь спектакль. Никто не подумал, что она поёт лишь одной голосовой связкой. Зрители стоя аплодировали любимой певице.
Я вообще не помню, чтобы Зулейха Гатаулловна когда-нибудь жаловалась на болезни или плохое самочувствие. Однажды я слышала, как врач-фониатр Флёра Гаевна Тагирова сказала: «У Хисматуллиной голосовые связки – стальные».
Мы старались не пропускать спектаклей Зулейхи Хисматуллиной. В спектаклях из действующего репертуара Театра оперы и балета им. М.Джалиля она исполняла все ведущие партии драматического и лирико-драматического сопрано. Ею были созданы неповторимые образы в национальной и классической операх. Наполняя образы своих героинь особым драматизмом и тонким лиризмом, она настолько глубоко раскрывала их внутреннюю суть, что в зале устанавливалась пронзительная тишина, а на глазах зрителей блестели слёзы.
Когда в театре поставили оперу «Катерина Измайлова» великого композитора Дмитрия Шостаковича (в то время председателя Союза композиторов СССР), он специально приехал из Москвы, чтобы послушать партию Катерины в исполнении Зулейхи Хисматуллиной.
Каждого своего ученика Зулейха Гатаулловна готовила для большой сцены. В каждом студенте она видела неповторимую личность. Если нужно, могла прямо высказать своё мнение. Кроме этого, для всех нас она была заботливой мамой. Её волновало, как и на что мы живём. Были случаи, когда она даже проводила в своей квартире свадьбы своих учеников, живущих в общежитии. Заботилась о них и их детях.
Как мать, вырастившая троих детей, Зулейха Гатаулловна и нас воспитывала на своём примере, внушала, что крепкая семья – это крепкий тыл, самое большое счастье и важная составляющая жизни любого человека.
Большую помощь оказала Зулейха-апа и нашей семье. Помню, когда мой муж Хайдар Бигичев серьёзно заболел, она даже готовила ему у себя дома лечебные травяные ванны… Когда я с нашим первенцем выписывалась из роддома, за нами вместе с Хайдаром приехала и Зулейха-апа. Мы тогда с Зулейхой Гатаулловной были соседями в доме театральных деятелей, наша семья занимала одну из комнат на первом этаже в этом доме. Зулейха-апа тут же повела нас к себе домой на третий этаж в гости. В честь нашего малыша она приготовила королевский стол.
Запомнилось, что Зулейха-апа продолжала любить своего безвременно ушедшего из жизни мужа – талантливого музыканта Рашита Таймасова. Своей печалью она иногда делилась с нами, своими учениками. Она была образцом высокой нравственности. Мы, деревенские ребята, обращались к ней по-свойски: Зулейха-апа, и ей это очень нравилось. А мне, кроме всего, ещё посчастливилось постигать под её руководством секреты и нюансы педагогической работы.
…Ищу слова, которые могли бы наиболее точно обрисовать личность Зулейхи Хисматуллиной. И хотя её образ хорошо сохранился в сознании и памяти, всё равно кажется, что я не смогу найти достойных слов. Потому что она – личность недосягаемой высоты, непревзойдённая певица, великий педагог, милосерднейшая Мать… Всю жизнь с нескончаемой благодарностью вспоминаю своего наставника Зулейху Гатаулловну и возношу свои молитвы за спокойствие её души. Да примет их Всевышний!..