Не затерялись во времени…

На Арском кладбище в Казани состоялась торжественно-траурная церемония открытия памятника на могиле членов экипажа самолёта Пе-8.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Фото: Ирина Демина, “РТ”

 

братская-могила
Справа на фото – Александр Лапко, внук представителя Центрального института авиационного моторостроения Александра Лапко.

Сегодня на Арском кладбище в Казани состоялась торжественно-траурная церемония открытия памятника на могиле членов экипажа самолёта Пе-8, погибших в ходе испытательного полёта в годы Великой Отечественной войны.

 

Пе-8 – советский четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик дальнего действия периода Второй мировой войны. Его серийное производство началось в 1939 году на Заводе №124 имени Орджоникидзе (ныне – Казанский авиационный завод имени Горбунова), а прекращено в начале 1945-го.

Управляющий делами общественной организации «Объединение «Отечество» Илья Прокофьев во время митинга коротко рассказал присутствующим на церемонии об истории авиакатастрофы.

– 13 ноября 1941 года проводился испытательный полёт бомбардировщика Пе-8 с установленными на него новыми авиационными дизельными моторами М-40Ф, которые должны были показать свою работоспособность, – рассказал он. – После этих испытаний самолёт должны были отправить на фронт. К сожалению, в полёте отказал один мотор, произошло возгорание. Командир экипажа, лётчик-испытатель, начальник лётно-испытательной станции авиазавода Людвиг Немет, чью могилу вы видите, всевозможными способами пытался спасти самолёт и членов экипажа, которые на тот момент не успели покинуть борт.

По словам Ильи Прокофьева, в экипаж Пе-8 входили десять человек, четверо из которых погибли: помимо Людвига Немета, это воентехник Иван Шевченко, бортмеханик Салих Шарипов и представитель Центрального института авиационного моторостроения Александр Лапко. Все были захоронены с большими почестями на Арском кладбище. Однако сохранилась только одна могила с памятником – Людвига Немета, похороненного отдельно от других, поскольку он был командиром экипажа (так было принято). Могила трёх погибших затерялась.

 

братская-могила3
Захоронение командира экипажа самолёта Пе-8 Людвига Немета находится отдельно от найденной могилы.

 

– Около пяти лет мы работали с Центральным архивом Министерства обороны, Национальным архивом РТ, историками авиации (в основном с Ильдаром Валеевым) и Арского кладбища, с его старыми работниками, – продолжил Илья Прокофьев. – В том числе благодаря сохранившимся у семьи Лапко фотографиям похорон членов экипажа удалось установить место захоронения трёх из них. Как выяснилось, они покоятся рядом со своим командиром.

В итоге с помощью Правительства РТ, исполкома Казани, управления организации ритуальных услуг города, организации «Поисковое движение России», помощника военного комиссара Татарстана подполковника Ильхама Мидхатова был создан этот памятник.

В беседе с корреспондентом «РТ» Александр Лапко, внук погибшего Александра Лапко, прибывший из Москвы на открытие памятника, признался, что его назвали в честь деда.

– Мне про моего деда много рассказывали и отец, и бабушка, – поделился он. – Сам я окончил Казанское высшее танковое командное училище. Служил в Приволжском, Ленинградском, Московском военных округах и в Германии, затем работал в правоохранительных органах. Как только поисковики обнаружили могилу трёх членов экипажа, сразу же с семьёй приехали сюда.

Напоследок начальник штаба «Юнармии» в Татарстане генерал-майор Александр Бородин сообщил, что на территории республики все захоронения 1941–1945 годов будут закреплены за юнармейскими отрядами. В частности, за могилами членов экипажа Пе-8 будут ухаживать юнармейцы казанской школы №161, участвовавшие вчера в торжественно-траурной церемонии.

Завершился митинг гимнами России и Татарстана, а также салютом – в память о погибших воинах,  защищавших нашу Родину в лихолетье.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще